Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

«Прохода нет!»: четыре жизни и русский след Линии Мажино

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
22 октября
Kia Cerato 1.6 AT
достойный семейный автомобиль, за время эксплуатации сюрпризов не при поднес, в городе 130 л.с. хватает, на трассе хотелось бы прыти чуть больше, расход бензина приемлемый.
4.8
21 октября
Mitsubishi Galant 2.0 AT
Машина отличная за свои деньги! Брал в 2015 с пробегом 212 т.км. Наездил 50 т.км за 2 года. Надежная и достаточно комфортная. Поменял за этот пробег кардан, который купил за 3 000 р. во Владивостоке...
4.3
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
4 августа 2017 10:01, Статьи
Нагрянет апокалипсис — бежим сюда. В подземные города с вокзалами, больницами, железобетонной защитой. Отрыли объекты 80 лет назад, а сегодня они принимают всех желающих

5 миллионов убитыми и ранеными потеряла Франция в Первой мировой войне. В пехоте погиб каждый пятый, страна ощущала острый дефицит мужчин. И пока в разоренной России полыхала Гражданская война, бывшие союзники схватились за головы — как не допустить впредь столь жуткой мясорубки? Согласия о методах долго не было, но в итоге военный министр Андре Мажино под видом создания во времена Великой депрессии новых рабочих мест продавил на рубеже 1929-1930 годов финансирование мощнейшей оборонительной линии (хотя вялая стройка началась еще в 1928-м). Укрепленными районами предстояло прикрыть восточные границы, не дав противнику внезапно атаковать и войти вглубь страны. Или хотя бы сдержать наступление на 2-3 недели, пока в тылу мобилизуют резервистов.

В стремлении заменить людей железобетоном французы зарывали в землю огромные деньги. К 1936 году, когда Линию, официально названную после смерти в 1932-м министра Мажино его именем, в основном завершили, казна потратила 5 миллиардов франков. Почти вдвое больше запланированной сметы! И все равно часть сооружений не достроили даже к 1940-му...

Линия Мажино в цифрах — 100 км тоннелей, 150 000 тонн стали, 450 км дорог и ж/д линий, 1,5 миллиона кубометров бетона и 12 миллионов кубометров земляных работ

Поэтому историки зачастую называют Линию Мажино фарсом, растратой, чудовищной ошибкой Франции. Разумеется, в свете того, что экзамена ждать долго не пришлось — Вермахт начал наступление 10 мая 1940 года, а уже 22 июня заставил Париж капитулировать. Считается, немцы просто обошли оказавшиеся бесполезными укрепления, и те пали, не сделав ни единого выстрела. Но это уже из разряда мифов. Линия Мажино имела колоссальную протяженность: от Ла-Манша на севере до Средиземного моря на юге. То есть обойти защиту, не вступив в бой, было нереально.

Укрепления распределены по Линии Мажино очень неравномерно

Другое дело, считать Линию Мажино непрерывной и равнопрочной на всем протяжении тоже неверно — уровень обороны сильно варьировался, связь узлов сопротивления была телефонной, часто огневой, но не физической. Так, Швейцария и Бельгия считались дружественными, на худой конец — нейтральными. Поэтому серьезных крепостей тут не строили, равно как в долинах крупных рек — это пространство предполагалось затопить. Альпийские перевалы рядом с Италией укрепили основательнее. А самые мощные форты и казематы (толстые красные линии на схеме слева), эшелонированные в глубину обороны на 20-25 км, возвели на неприкрытом широким Рейном участке границы с Люксембургом и Германией — от Меца до Страсбурга. В начале 30-х фашизм только набирал силу, но претензии соседа на богатые регионы Эльзас и Лотарингию, отнятые у него после 1918 года, резонно считались вопросом времени.

Французские стратеги полагали, немцы не решатся штурмовать в лоб укрепленные районы и, по опыту Первой мировой, перенесут атаки севернее. А там противник увязнет в боевых порядках сильной полевой армии, и ему в тыл сподручно будет ударить с Линии. Так и случилось. Почти... Вермахт действительно наступал через Голландию и Бельгию, вот только основной выпад нанес не там, где ожидалось — через лесистые Арденны, считавшиеся непроходимыми для техники. Не встретив серьезного сопротивления, немецкие танковые соединения вышли на оперативный простор, разбив и прижав наиболее боеспособные войска союзников к побережью Ла-Манша у Дюнкерка. Остальные стали откатываться на запад и юг, оголяя укрепрайоны Линии Мажино. А форты без полевого прикрытия и артподдержки, как скелет без мышц. Тем не менее, крепости в окружении дрались до конца, сдавшись лишь по приказу спустя неделю после заключения перемирия. Причем отдельные гарнизоны не верили в капитуляцию, начальству пришлось их убеждать.

Типовой артиллерийский блок защищен слоем железобетона в 3,5 м и уходит под землю на несколько этажей

Началась вторая жизнь Линии Мажино. Немцы активно использовали подземные сооружения — в качестве тайных военных фабрик, тренировочных баз, доноров оборудования для своих оборонительных линий... А в 1944 году часть железобетонных укреплений Вермахт применил против наступающих американских войск.

Вторая мировая завершилась. Тут бы забыть никчемную Линию Мажино, но армия Франции вновь ее занимает! И не выходит оттуда до создания собственного ядерного оружия. Потому что подземные форты считались надежной опорой против коммунистического вторжения на запад в случае перехода «холодной войны» в горячую стадию. К счастью, проверить эту теорию не довелось.

До сих пор часть объектов Линии Мажино «заселена» военными, другие бункеры заброшены, превращены в хранилища, но самое интересное — подземные форты мощнейших укрепрайонов Мец (от Лонгюйона до долины реки Саар) и Лаутер (от Саара до Рейна) отданы в частные руки. Энтузиасты с переменным успехом реставрируют объекты, вдыхая в них очередную, уже четвертую жизнь. Поэтому заехать сюда стоит хотя бы из любопытства. Ничего подобного в мире не было и, вероятно, уже не будет построено.

Для путешествия вдоль границы от Меца до Страсбурга потребуется автомобиль, желательно вместительный и удобный: покататься придется вдоволь, зато у каждого объекта нетрудно найти парковку, подъезды хорошие. Мы, к примеру, выбрали восьмиместный микроавтобус Citroen SpaceTourer, который недавно поступил в продажу в России.

Сразу немного напугаем. Эти вещи надо знать перед посещением Линии Мажино.

  • Утепляйтесь. Даже в жару в подземельях сыро и прохладно — 12-13 градусов.
  • Рассчитывайте силы. Прогулка по большому форту занимает 2-2,5 часа. Пешком придется пройти несколько километров и отдохнуть внутри негде.
  • Спускаться вниз и подниматься назад зачастую надо по лестницам на высоту порядка 30 метров.
  • Если страдаете клаустрофобией, Линия Мажино не для вас. Крепостные офицеры даже стажировались на флоте, так как обстановка напоминала службу на подлодке.
Пулеметная башня с обстрелом на 360 градусов. Поднималась из земли на 60 см и при опасности пряталась назад

Приехать в любое время не получится, форты открывают для публики изредка, чаще летом — это и есть оптимальный момент для посещения. А поскольку все укрепления разные (хотя и строились с применением типовых решений), мы сделали уникальный гид. Решайте сами, какой объект интереснее. Хотя лучше, конечно, посмотреть все. Тогда тайны Линии Мажино — этого инженерного шедевра — сложатся в понятную, свободную от мифов мозаику исторических событий.

САМЫЙ КРУТОЙ

Что: Большой форт Hackenberg
Где: N 49°20'30.299'' | E 6°21'55.979''
Когда: с 1 апреля по 12 ноября, будни — 14:30, выходные — 14:30-15:30
Цена: взрослый — 10 евро, детский — 5 евро

Крупнейший форт Линии Мажино. Прототип, на котором отрабатывались решения для других больших (Gros Ouvrage) артиллерийских крепостей — всего их было с полсотни. Строительство началось в 1930-м, сопровождалось множеством нестыковок в сметах и расчетах. Тем не менее, дело спорилось — на работы привлекли до 1800 человек, включая иностранцев: поляков, итальянцев, югославов... К февралю 1934 завершили первый на Линии артиллерийский каземат, вооруженный тремя 75-мм орудиями. Начались пробные стрельбы и... снова провал! От пушек буквально разлетались винты и гайки, закипала смазка, люди задыхались от дыма и угарного газа.

В крепость Hackenberg планировали включить 40 (!) боевых блоков. Но денег хватило только на 17. И все равно это рекорд Линии Мажино

Но инженеры умудрялись оперативно дорабатывать конструкцию. В 1935-м исполинский форт вступил в строй. Врага готовились встретить 17 боевых блоков, разделенных на две секции (восточная и западная) с сообщением по недоступным для бомб и снарядов подземным галереям общей длиной порядка 10 км! Бетонные казематы и потайные подъемные башни кругового вращения скрывали пулеметные установки, противотанковые пушки, мортиры, гаубицы — не подступишься.

Первая тревога случилась в 1936-м, когда немцы ввели войска в Рейнскую область. Затем гарнизон спускался под землю трижды — в 1938-м (аншлюс Австрии Третьим Рейхом), при оккупации Судетской области и нападении на Польшу 1 сентября 1939 года. С началом Второй мировой форт вступил на полноценное боевое дежурство. Служба, впрочем, тогда не была тяжелой: шла «странная война» — противники ограничивались вялой разведкой, солдаты изнывали от безделья. Зато форт отметили посещением английский король Георг VI и Уинстон Черчилль.

15 мая 1940 года Hackenberg впервые открыл огонь орудиями блока 2. К 6 июня немцы приблизились вплотную к крепости, которую к тому моменту оборонял только гарнизон — полевые войска отступили... 17 июня форт оказался в окружении, подача электричества прекратилась, заработали автономные генераторы. Натиск врага усиливался, достигнув пика 22 июня, но французы держались, причем без потерь (несколько легкораненых не в счет), и после заключения перемирия. 4 июля 1000 бойцов покинули крепость, оставив 54 человека обучать победителей ведению хозяйства в подземелье.

Следы обстрела на пулеметно-наблюдательном колпаке типа GFM (таких больше 1000 на Линии). Толщина стальной брони – 30 см

Германию интересовало уникальное оборудование форта и запасы материалов. В 1941-м в Hackenberg на работы стали доставлять советских военнопленных. Их заставляли трудиться в антисанитарных условиях, смертность была высокой, так что округа до сих пор хранит братские могилы наших соотечественников. Позже немцы устроили в крепости подземный завод, надежно защищенный от союзнических бомбежек. К станкам же пригнали... сотни украинских женщин.

В 1944 году к «Хакенбергу» вышли подразделения американской 90-й дивизии. Гитлеровцы 416-й пехотной и 25-й панцергренадерской дивизий экстренно возвращали завод к крепостной жизни. 75-мм пушки блока 8 открыли огонь, застав союзников врасплох и нанеся им потери. К форту подтянули тяжелое вооружение: истребители танков, 203- и 240-мм гаубицы, однако результат обстрела оказался нулевым. По иронии судьбы, немцев заставило уйти французское 155-мм орудие на самоходном шасси М12. Его поставили в мертвый сектор каземата и открыли стрельбу прямой наводкой. Жуткие шрамы на бетоне видны до сих пор...

Сразу после войны альянс НАТО взялся за модернизацию форта, усилив вооружение и обновив оборудование. Социалистические войска стояли в 300 км — ничто для моторизованной армии. Лишь в 1970-м Hackenberg покинул последний солдат. Зато теперь нам есть что посмотреть. Посетителей даже катают на узкоколейном подземном поезде! Показывают в действии артиллерийские системы (можем и пальнуть, если придется, — говорит экскурсовод). Впрочем, об этом лучше расскажет наш виртуальный тур.

Во время загрузки произошла ошибка.

САМЫЙ СВОБОДНЫЙ

Что: Большой форт Schoenenbourg
Где:
N 48°57'56.95'' | E 7°54'44.11''
Когда: с апреля по октябрь, будни — с 14:00 — 16:00, воскресенье — 9:30 — 11:00 и 14:00-16:00
Цена: взрослый — 8 евро, детский — 5 евро

Hackenberg впечатляет масштабом, но есть неудобство — внутрь пускают только в сопровождении гида, экскурсии проводят на французском или английском (это вообще типично для Линии). А в форт Schoenenbourg доступ свободный: ходи хоть целый день, изучай подземелья самостоятельно — свыше 3 км галерей на глубине до 30 м. Причем в помощь дают справку на русском языке.

Жилые и сервисные помещения в больших фортах старались отодвинуть подальше от боевых блоков. Чтобы грохот орудий не мешал отдыхать и работать

В размерах эта крепость поменьше: 630 солдат и офицеров, 6 передовых блоков. На поезде не катают — порядка километра от входа до боевых помещений придется пройти пешком по тоннелю (хотя 60-см узкоколейка внутри тоже есть). Но, поверьте, впечатлений получите не меньше. Дело в том, что Schoenenbourg сохранил оригинальную компоновку: казармы, центральный пост — все на своих местах, как 80 лет назад. Разве что в помещении морга организовали... общественный туалет! А в годы войны тут размещалась почта.

Биографией и вооружением Schoenenbourg напоминает Hackenberg. Стройка началась в 1931-м, шла со скрипом и в общих чертах завершилась в 1936-м. Испытания прошли более-менее успешно, однако здесь инженерам пришлось решать проблему повышенной влажности в подземельях. Тем не менее, боевые тревоги предвоенного периода затронули и этот форт.

А в 1940-м Schoenenbourg стал самым воюющим сооружением Линии Мажино. Огонь по немецким позициям французские артиллеристы открыли 14 мая. И тут же получили в ответ залпы 280-мм немецкой батареи, не причинившие, впрочем, вреда. Перестрелка продолжалась весь месяц, однако в крепости погиб лишь один боец, когда вражеский снаряд угодил в наблюдательный купол блока 5.

Это вообще была единственная жертва войны на форте Schoenenbourg, хотя в июне он оказался в самом пекле. Стрельба велась чуть ли не каждый день, поскольку 13 июня полевые войска покинули крепость, и немцы из 246-й пехотной дивизии стали нажимать сильнее. Но враг пробиться не смог. 20 июня на подмогу прилетели пикирующие бомбардировщики Ju-87 Stuka и двухмоторные He-111. Атаки с воздуха продолжались три дня, на Schoenenbourg упали 3000 бомб, включая 500- и 1000-килограммовые. И снова обошлось без фатальных повреждений.

Наконец, немцы подтянули к непокорному форту 420-мм мортиру Skoda, открывшую огонь бетонобойными снарядами массой 1020 кг при поддержке орудий более мелких калибров. Например, 88-мм зенитки охотились за выдвижными бронебашнями. Однако, бетон устоял, что доказало правильность расчетов: как раз на такой обстрел рассчитывались стены толщиной до 3,5 м. Но 1 июля по приказу командования гарнизон оставил Schoenenbourg...

Во время загрузки произошла ошибка.

Больше ему не довелось сражаться. Уходя, немцы попытались взорвать форт, но не особо успешно. Натовцы восстановили укрепления, и до 1967 года Schoenenbourg оставался на службе.

САМЫЙ ВИНТАЖНЫЙ

Что: Большой форт Four a Chaux
Где:
N 48°59'37.77'' | E 7°47'45.38''
Когда: с 1 мая по 30 сентября, 10:00, 10:30, 13:30, 14:00, 15:30, 16:00
Цена: взрослый — 7 евро, детский — 4,5 евро

«Печь для обжига известняка» — так переводится с французского название форта, упрятанного в богатом природным материалом холме. Как и другие большие крепости Линии Мажино, Four a Chaux строили с 1930 по 1935 год всем миром. Для иностранных рабочих возвели целый поселок, в котором была даже комната для свиданий с проститутками. Регулярно случались и драки с местными на почве выпивки. Деньги платили хорошие, как тут не развлечься в баре?

По огневой мощи Four a Chaux похож на Schoenenbourg — 6 боевых блоков, гарнизон 580 человек, прочнейшие бетонные казематы... И судьба до немецкого вторжения аналогична: тревоги, тренировки. Разнообразие в монотонную жизнь внес лишь визит Уинстона Черчилля.

Схема большого артиллерийского форта Four a Chaux. У этой крепости было два «официальных» аварийных выхода. Часто для этой цели использовали слив канализации

Уже 18 января 1940 Four a Chaux накрыл артогнем германский патруль, получив в ответ химические снаряды. Сработала газовая защита, вентиляция справилась. В июне Four a Chaux приостановил наступление 215-й пехотной дивизии Вермахта. Пробиться она не смогла, крепость атаковали пикирующие бомбардировщики, начался жестокий обстрел 355-мм и 420-мм орудиями. Они сильно повредили боевой блок 6, ранив одного офицера. Последние выстрелы здесь прозвучали вечером 24 июня.

1 июля немцы вошли в форт, но история гарнизона на этом не закончилась. Среди французских бойцов было немало уроженцев Эльзаса и Лотарингии, которые Германия считала своими территориями. Местных жителей отфильтровали и под угрозой депортации родственников снова отправили в бой. Только уже в составе Вермахта и на... Восточный фронт — в СССР. Из 130 000 «подневольных» солдат 40 тысяч не вернулись домой. Попавшие в плен (причем многие сдались добровольно — по призыву Ш. Де Голля) оказались, в основном, в советском специализированном лагере № 188 под Тамбовом у станции Рада. Выйти оттуда тоже удалось не каждому: заключенные жаловались на пытки, эпидемии, непосильный труд. Последний француз покинул зону лишь в 1955-м — после смерти Сталина, оставив на нашей земле 10 000 могил и неизвестно сколько пропавших без вести...

Сам же Four a Chaux заняли немецкие саперы. Гитлеровцы были так озабочены стойкостью крупных фортов Линии Мажино, что работали здесь над новыми способами захвата подземных крепостей. Метод Taifun предполагал уничтожение гарнизона внутренним взрывом. Для этого штурмовая группа обезвреживала хотя бы один боевой блок, проделывала в стене или башне отверстие, закачивала внутрь газ и поджигала его электрозапалом. Экспериментальная атака блока 1 увенчалась полным успехом. Башню вырвало из бетонного основания, подкинуло в воздух и отбросило на несколько метров. Внутренние помещения полностью уничтожены, взрывная волна прокатилась по всей крепости, причинив разрушения. Датчики зафиксировали давление в 40 атмосфер. Таким же образом саперы подорвали остальные боевые блоки, оценивая влияние зарядов разной мощности.

Поэтому после войны Four a Chaux пришлось фактически отстраивать заново. И все равно сейчас форт можно назвать самым винтажным, поскольку с конца 60-х масштабной реставрации тут не было. Ржавчина, сырость, казематная плесень и холод — основные спутники экскурсионных групп. Впрочем, Four a Chaux интересен не только гнетущей атмосферой, но и оборудованием. Например, здесь можно увидеть наклонную галерею с транспортером боеприпасов и неэлектрифицированную узкоколейку — вагонетки толкали руками.

Во время загрузки произошла ошибка.

САМЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

Что: Большой форт Fermont
Где: N 49°26'57.54'' | E 5°40'03.88''
Когда: июнь — будни 15:00, выходные 14:00 и 15:30, июль-август — 14:00 — 16:30 все дни
Цена: взрослый — 9 евро, детский — 5 евро

Еще один большой форт укрепрайона Мец, активно сопротивлявшийся немецкому вторжению. 7 боевых блоков, построенных с 1931 по 1935 годы, с мая по июнь 1940-го боролись сначала с 17-й, а затем с 183-й и 161-й пехотными дивизиями Вермахта. Германские войска применяли против крепости 210-мм и 305-мм мортиры, 105-мм орудия, но эффективнее других действовали расчеты 88-мм зениток. 17 июня они чуть не добились успеха при обстреле блока 4. Огонь прекратился ровно тогда, когда хватило бы одного снаряда для пробития железобетонной стены. Однако за ночь ремонтники гарнизона успели заделать повреждения. До капитуляции Франции немцы внутрь не прошли.

Форт Fermont, как и многие другие его собратья, вновь вступил в строй во времена «холодной войны», поэтому дошел до наших дней в неплохом состоянии. Но самое интересное здесь — музейная коллекция инженерных артефактов Линии Мажино. Тут можно рассмотреть то, что в других местах скрыто от глаз: конструкцию поворотных выдвижных башен, типовое вооружение, наблюдательные куполы в разрезе и даже интерьеры казематов разного типа! Если интересно знать, что такое GFM и чем он отличается от VDP или JM, — вам сюда.

Рядом с фортом Fermont сохранился заросший лесом поддерживающий каземат Bois de Beuveille. Рекомендуем любителям экстрима: объект заброшен, но доступ внутрь есть

САМЫЙ УНИКАЛЬНЫЙ

Что: Малый форт Bois du Four
Где: N 49°27'27.89'' | E 5°50'37.57''
Когда: первое воскресенье мая, июня, июля, августа и сентября с 14:00 до 17:00
Цена: взрослый — 5 евро, детский — 2 евро

Большие форты — инженерные жемчужины Линии Мажино, но денег на исполинские постройки катастрофически не хватало. Бюджеты урезались, крепости меняли очертания. Подчас такое кроилово приводило к неожиданным и интересным результатам.

Например, Bois du Four в 1931-м задумывался большим фортом на несколько боевых блоков, из которых к 1935-му возвели... только один, пусть и с подземным этажом — заделом под галерею. Зато вооружили маленькое укрепление до зубов: 135 бойцов и 2 офицера обслуживали пулеметно-наблюдательные куполы, выдвижную пулеметную башню, три противотанковые пушки, две мортиры, с десяток пулеметов в амбразурах... Неудивительно, что в июне 1940-го немецкая 183-я дивизия не смогла причинить мини-крепости хоть какой-то значимый ущерб.

Во время загрузки произошла ошибка.

МАЛЫЕ ФОРТЫ

Что: Малый форт Immerhof
Где: N 49°25'27.75'' | E 6°08'07.91''
Когда: с апреля по сентябрь, второе и четвертое воскресенье месяца с 14:00 до 17:00
Цена: взрослый — 4 евро, детский — 2 евро

Малые форты (Petit Ouvrage) в количестве 58 существовали и в изначальном проекте Линии Мажино. Причем они не всегда отличались компактными размерами. К примеру, крепость Immerhof состояла из трех боевых блоков с разнообразным вооружением, казармами, кухней, лазаретом и заполнялась гарнизоном 200 человек. Изюминка сооружения в том, что из-за довольно плоской местности (обычно форты отрывали в недрах холмов) и высокого уровня грунтовых вод его строили открытым способом. То есть сначала возводили железобетонные укрытия, а уж потом обсыпали землей. Поэтому относительно других фортов внутри Immerhof суше и теплее. А сейчас здесь можно увидеть еще и типичные для Линии Мажино противопехотные заграждения — «свиные хвосты» с натянутой колючей проволокой.

Руководил электромеханической частью форта старший капрал Раймонд Дак — родился он в Москве, в семье французского промышленника, и покинул Россию после революции. А из немецкого плена его освободили в 1945-м как раз советские войска, причем Раймонда взяли в Красную Армию переводчиком. Но ему удалось скрыть свое буржуазное происхождение и вернуться во Францию.

Во время загрузки произошла ошибка.

Форт Bambesch (N 49°06'59.59'' | E 6°36'23.96'') строили по традиционной схеме. Он также имел три боевых блока, связанных подземной галереей на глубине 30 м, но без отдельного удаленного входа для персонала из сотни солдат и офицеров. Эту крепость 167-я немецкая пехотная дивизия смогла захватить 20 июня 1940 года, подвергнув жесточайшему двухчасовому обстрелу из 88-мм зениток и загнав защитников на нижний уровень. Помощи от соседей они не дождались, разрушенная система вентиляции грозила смертью от удушья (так погиб гарнизон малого форта Ferte — 107 человек задохнулись в бункерах). Пришлось сдаться... А в 1944-м уже немцы засели в форте, отражая атаки американцев.

Другой тип малого форта — одиночная постройка с парой боевых камер, наблюдательными куполами, иногда выдвижной пулеметной башней и часто с подземным уровнем. В округе «Иммерхофа» хватает подобных сооружений: например, Bois Karre (N 49°25'47.37'' | E 6°12'15.07'') и Sentzich (N 49°25'15.34'' | E 6°15'38.43'').

Во время загрузки произошла ошибка.

КОГДА ВРЕМЕНИ В ОБРЕЗ

Что: Каземат Rieffel
Где: N 48°55'13.6'' | E 7°58'54.04''
Когда: с мая по сентябрь, первое воскресенье месяца с 14:00 до 18:00
Цена: бесплатно

Если бродить по длинным подземельям для вас утомительно, а взглянуть на уникальную фортификацию хочется, обратите внимание на казематы Линии Мажино. Они фланкировали проходы между фортами, укрепляли оборону полевых войск в качестве долговременных огневых точек. Таких одиночных построек возвели аж три c половиной сотни, встречаются они по всей границе, но в наши дни, в основном, заброшены.

Во время загрузки произошла ошибка.

Тем ценнее объекты вроде каземата Rieffel, названного так по фамилии лейтенанта, командира гарнизона из 20 бойцов. Осмотр сооружения займет от силы полчаса, зато острые впечатления гарантированы. Здесь все можно трогать! Ходи, изучай, словно сам здесь служишь. Ведь энтузиасты сделали даже не музей, а заповедник, в точности воссоздав внутри обстановку июня 1940 года. Тогда каземат неделю сдерживал продвижение частей 246-й немецкой пехотной дивизии под бомбами пикирующих бомбардировщиков и огнем артиллерии. Шрамы на бетоне и бронеколпаке красноречиво говорят о накале тех боев.

Еще более жуткие повреждения видны на каземате Esch 1931 года постройки — железобетон словно Годзилла грызла. Однако это следы вовсе не немецкого, а американского обстрела. В январе 1945 года здесь разгорелось жаркое двухнедельное сражение: в ходе операции Nordwind Вермахт контратаковал части 7-й американской армии силами 25-й панцергренадерской и 21-й танковой дивизий. В итоге местность несколько раз переходила из рук в руки, ближайший поселок Hatten потерял 85% построек, погибли 114 мирных жителей.

Во время загрузки произошла ошибка.

БЕТОННАЯ ЗЕМЛЯНКА

Что: Убежище Abri a Hattan
Где: N 48°53'57.55'' | E 7°58'06.04''
Когда: С 1 марта по 11 ноября, все дни кроме понедельника с 10:00 до 18:00
Цена: взрослый — 7 евро, детский — 3 евро

Линия Мажино включала множество вспомогательных сооружений: электрические подстанции, узкоколейки, а также подземные убежища для солдат — по сути, железобетонные казармы. Abri a Hattan 1930 года как раз из таких: располагалось в километре за основными позициями, было невидимо с фронта и вмещало в 28 комнатах 220 бойцов. Как им жилось в укрепленной землянке, расскажет музей.

Экспозиция также включает отличную подборку макетов сооружений Линии Мажино. В миниатюре воссозданы основные типажи подземных крепостей. А вокруг на улице — куча разнообразной техники, в том числе нашей, списанной из армии ГДР. Есть даже Т-34-85, только стоит он тут не в честь боевых успехов. Как сказано на сопроводительной табличке, советский танк символизирует ужас и страх, с которыми уроженцы Эльзаса и Лотарингии столкнулись на Восточном фронте...

Во время загрузки произошла ошибка.

ИТОГ

On ne passé pas! (Прохода нет!) — так звучал девиз крепостных войск Линии Мажино, считавшихся элитными. По некоторым оценкам, гарнизоны укрепрайонов Мец и Лаутер в количестве 22 000 человек оттянули на себя 240 000 немецких солдат. А 85 000 французов в альпийских казематах сдержали напор 650 000 итальянцев. Внезапного нападения Франция избежала, военные успешно провели мобилизацию, немцы поначалу не смогли ворваться в промышленные районы. Так что основные задачи Линия выполнила. И не вина ее защитников, что нерешительность и просчеты верховного командования привели к катастрофе. Недостатков тоже хватало: недостаточная стойкость бронекуполов к бронебойным снарядам новых пушек, слабые казематы вдоль берега Рейна... Поэтому спорить о рациональности долговременных оборонительных сооружений тех лет можно долго, но называть их бесполезными уж точно нельзя.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
65
Иван Иванов
Величайшее сооружение... и если бы французы не были такими трусливыми вояками, еще не известно где окончилась бы вторая мировая война...... Мне кажется попади в эти стены защитники Бреста, немцу очень плохо бы пришлось
СсылкаПожаловаться
***Ф***Л***
можно и без машины - напиши ....
СсылкаПожаловаться
Сергей Лысов
В фильме "Багровые реки" есть эпизод, когда БМВ с Жаном Рено попадает под раздачу одного из фортов. Весьма впечатляющий дуршлаг от германского авто остался, однако.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru