— В нашей команде хватает и русских парней, — рассказывает ведущий инженер проекта Velar Марк Бернистон. — Один айтишник, например, сочинял софт для мультимедийной системы. Крутая штука получилась, да? Понравилось?
С чего бы не начался разговор о «Веларе», закончится он обсуждением прекрасного. Потому что только отдав в кассу дилера минимум 3 880 000 рублей (или до 7 с лишним за «полный фарш») и получив в руки ключи, наконец, поверишь — купил не концепт, а серийную машину. Давно сегмент внедорожников не будоражили такие модники.
Смело нарисовали, точно сделали
Не знаю, как инженеры и стилисты не перебили друг друга, но Velar сберег до конвейера выдвижные дверные ручки, колеса аж до 22 дюймов в диаметре, сверхузкие матрично-лазерные фары (бьют на 550 м) и тот самый «цифровой» интерьер, где остались лишь две кнопки — «аварийки» и запуска мотора — да одна крутилка громкости. Причем это вам не новейшая Tesla Model 3, куда тупо воткнули монитор домашнего компа. Художественно-лаконичный интерьер именно рисовали, а не собирали из того, что под руку попадется.
Пожалуй, таким душевным хай-теком англичане сами себе вырыли яму, поскольку на фоне «Велара» прочие модели линейки Land Rover одномоментно померкли. Если не сказать больше — устарели. Мода скоротечна, но пока новый внедорожник будут расхватывать. Всего за пару недель после мартовской премьеры Velar заказали по всему миру свыше 80 000 человек. Что ждет этих людей — разочарование или восхищение?
«Ягуар», ставший «Веларом»
Не спрашивайте, как открыть машину после ледяного дождя и уберечь многочисленные мониторы от палящего солнца. Норвежское лето, конечно, суровее московского, но экстримом на маршруте не пахло. Поэтому до реальных зимних тестов мы знаем лишь в теории, что выдвижные дверные ручки работоспособны после «морозной российской ночи» (по мнению разработчиков, это минус 20 градусов), а дисплеи вырубаются при нагреве до 95 градусов. И чтобы отсрочить неприятный момент, шторка панорамной крыши автоматически закрывается при запирании автомобиля.
По идее, глобальных проблем с «Веларом» быть не должно. Начинкой новый внедорожник во многом унифицирован с кроссовером F-Pace: у них общая алюминиевая платформа iQ[Al], одинаковая колесная база (2874 мм), двухрычажная подвеска спереди и многорычажка Integral Link сзади, автоматизированный полный привод без понижайки с передачей тяги на переднюю ось через многодисковую муфту... Стоп! А почему тогда один из технических близнецов кроссовер, а второй вдруг внедорожник?
Уверенный в себе не выпендривается
— Мы не хотели делать еще один F-Pace с другим кузовом, — поясняет Марк Бернистон. — Velar крупнее и дороже «Ягуара», ему незачем соперничать с тем же Porsche Macan. Наш вызов был в другом — привить легковой платформе типичные для Range Rover комфорт и повышенную проходимость.
На практике это вылилось в то, что Velar ведет себя словно дикая кошка под успокоительным. Если Jaguar буйствует и мечется по дороге (особенно по скользкой), всячески подчеркивая свою спортивность и сопровождая езду звуковыми эффектами, то Range Rover даже с самым крутым мотором — компрессорным бензиновым V6 (3 л, 380 л.с., от 5 253 000 рублей) — покладист, тих и не трясуч.
Слегка напрягают только излишне усердный электроусилитель руля (в режиме Dynamic в том числе) и отчетливый шелест покрышек Continental CrossContact LX Sport. Хотя это мелочи. Признаем, Land Rover выдал неплохо сбалансированный автомобиль. Потому что при всей его внешней премиальности точное ягуаровское шасси никуда не делось — навалить по серпантину на мощном «Веларе» более чем приятно.
Причем темп может быть высоким, а пассажиры верещать не будут: на асфальте двухтонный Range Rover не пугает кренами, сносами/заносами или писком шин — знай себе пишет траекторию вслед за рулем. И с разгоном порядок: 5,7 с до «сотни». Разве что тормоза требуют привычки — с замедлением проблем нет, но педаль длинноходная и усилие на ней синтетическое, словно на резиновый мячик ногой жмешь.
Когда расчет совпадает с желанием
Конечно, в Норвегии проще тролля встретить, чем колдобины «а-ля рус». И все равно похвально, что на шинах 265/40 R22 Velar не зудит и не дрожит на волнах или стыках. Однажды разъезжались со встречкой на узкой тропе, правое колесо в водослив провалилось. Тряхнуло кузов нехило, но — ни удара, ни пробоя.
Velar с битурбодизелем V6 (3 л, 300 сил) и покрышками 265/45 R21 едет не плавнее. Зато — интереснее. Формально такая машина медленнее (6,5 с до «сотни»), однако высокий крутящий момент (700 Н∙м против бензиновых 450) и эластичность дали массу эмоций. Восьмиступенчатый автомат ZF порой даже на пониженную не переходит — тяги и в пределах одной передачи с избытком. Нажал газ в пол, цифровой спидометр на проекционном дисплее считывать не успеваешь — ускорение накатывает фатально, неотвратимо, пусть и без гоночного надрыва. Понятно, что на автобанах или треке (а вдруг?) бензиновый Velar выйдет вперед, но для повседневной суеты дизель удобнее. И выгоднее — в одинаковых комплектациях на 40 тысяч рублей дешевле, топлива требует меньше на 20-30%.
Off-road: Velar может
Сами мы вряд ли бы сунулись на каменистую тропу, обвивающую горнолыжный курорт, в веларовских нежных, сугубо асфальтовых «тапочках». Англичане же горели желанием продемонстрировать вездеходные возможности. Пусть трассу вычистили и проверили миллион раз до нашего приезда, проще от этого она не стала. Недоступная для «Ягуара» адаптивная пневмоподвеска (к слову, базовое оснащение версий с V6) задирает кузов, увеличивая клиренс с базовых 205 до 251 мм, начинаем восхождение.
Теперь от водителя требуется лишь ровный газ держать и рулить. Остальное сделает электроника системы Terrain Response 2 — ее мозгов хватает, чтобы даже в автоматическом режиме грамотно распределять тягу по колесам, прихватывая их тормозами, зажимая межосевую муфту или блокируя задний дифференциал. Вообще это нужно «Велару» для эффективного разгона, однако и в борьбе с диагональным вывешиванием пригодится. В общем, Velar вскарабкался на гору в два счета. А потом также спокойно спустился вниз — даже на педали нажимать не пришлось. Скорость снижения регулируется клавишами круиз-контроля на спице руля.
Тряпочка в комплекте
Переключатели на руле теперь тоже квази-сенсорные. Кнопки нажимаются, но и на прикосновения реагируют. К примеру, громкость музыки можно регулировать, скользя пальцем по окружности качающейся шайбы.
Вообще новомодный интерьер небезупречен, привыкать придется. И к сенсорному управлению, и к прочим нюансам эргономики. Глянцевый минимализм роскошно выглядит, экраны (особенно нижний) радуют сочной качественной графикой, однако уборку тут надо делать регулярно. «Стеклянные» поверхности магнитом притягивают пыль и отпечатки пальцев. Вроде проехал всего ничего, а салон уже неопрятно выглядит. Поэтому в бардачке лежит специальная тряпочка для протирки. И да, это стандартное оснащение.
Электронная комбинация приборов в виде 12,3-дюймового полноцветного дисплея (идет, начиная с комплектации SE) удобна. Пока не попробуешь что-то в ней настроить. Вроде бы электронным хозяйством заведует мощный четырехъядерный процессор Intel, но и он подвисает — система сильно тупит, напрочь отбивая желание переключать виды. А зачем тогда такая панель нужна вместо обычных циферблатов?
Не расти большой
Вдобавок Velar не очень любит рослых людей. Если вы предпочитаете за рулем правильную низкую посадку, регулировку руля по вылету и наклону придется выбрать полностью, до упора. То есть баскетболистам уже придется играть наклоном спинки кресла. К слову, приятного по форме и настройкам (аж 20 направлений), снабженного подогревом, вентиляцией и массажером.
Задним же пассажирам и без того тесновато. И это ответ на вопрос, почему 4,8-метровый Velar не станет причиной кончины близкого по размеру Range Rover Sport — последний банально просторнее внутри.
Хотя с выводами повременим. Первое знакомство с «Веларом», которого российские острословы успели прозвать «Валерой», оставило больше вопросов, чем ответов. Как выдержит электроника реальные морозы? Как едут недорогие версии на пружинах, с четырехцилиндровыми моторами, «облегченным» автоматом и упрощенной системой Terrain Response без авторежима? А ведь на такие машины, судя по ожиданиям Land Rover, придется основной спрос. Поэтому ждем октября, когда британский гламур доберется до России и по нему ударит пролетарским кулаком серая нехудожественная реальность.