Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Что случилось под Ленинградом в августе 1941: тайна танкового погрома

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
7 сентября
Ford Kuga 2.0 TDCi 163hp AT
Приобрел Кугу в марте 12 года,до этого протестил Кашкай.Впечатле​ния от Куги-огромное удовольствие,до​ этого 3 года ездил на фокусе.Динамика​,расход,управля​емость - все на высоте.Богажник​ чуть маловат...
4.3
21 декабря
Ford Kuga 2.0 TDCi 136hp MT
Давно Форду пора было сделать нормальный европейский кроссовер. Но лучше поздно, чем никогда.Ездить на кроссовере так же динамично, точно и уверенно, как на хорошо настроенном хэтчбеке гольф-класса...
4.2
Другие отзывы о Ford Kuga Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
22 июня 2017 16:01, Статьи
Забытый подвиг, в котором странно всё: от даты до памятника. Кто такой Зиновий Колобанов? Кто приврал — наши или немцы? Выясняем на месте

Изучая окрестности Санкт-Петербурга на машине, обычно заезжают и в Гатчину. У величественного дворца не протолкнуться — туристический ажиотаж. А всего в 12 км к западу — провинциальный покой, ведь поселка Новый Учхоз в попсовых путеводителях нет. Только местные мамочки с колясками прогуливаются по аллее, обходя каменную глыбу с громадиной танка наверху. Не зная, сколько тайн хранит это место...

Ленинград в опасности!

Август 1941 года. Немецкая группа армий «Север» прорывает Лужский рубеж советских войск и устремляется к Ленинграду 4-й танковой группой. Наше командование бросает в бой мощный резерв — образцово-показательную 1-ю Краснознаменную танковую дивизию генерал-майора В. Баранова.

Экипаж легендарного КВ-1. Заряжающий Н. Родников и стрелок-радист П. Кисельков (сидят на броне) вскоре погибли, войну пережили мехвод Н. Никифоров, наводчик А. Усов и командир З. Колобанов (в центре). Воспоминания оставили только двое последних

В мясорубке встречного сражения у Молосковиц советские танкисты дрались отчаянно, изрядно потрепав три танковые дивизии ударного кулака Вермахта — 41-го моторизованного корпуса. Вот только остановить врага не удалось, а с нашей стороны в строю остались единичные машины. Выживших отвели в тыл для переформирования и пополнения, а Баранов с учетом дефицита средств окончательно изменил тактику. За спиной спешно готовился к обороне Красногвардейский (так тогда называлась Гатчина) укрепленный район — копали противотанковые рвы, укрепляли ДОТы... Требовалось задержать немцев в предполье как можно дольше. При таком раскладе эффективно действовали танковые засады, которые наша 1-я дивизия научилась умело расставлять.

Здесь и проявил себя старший лейтенант 1-го танкового полка Зиновий Колобанов, которому поставили задачу перекрыть три дороги на Красногвардейск со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Последующие события описаны в наградных листах и докладе командира полка Д. Погодина на имя помощника командующего Северным фронтом о боевых действиях с 15 по 30 августа. Внезапно атаковав противника, колобановцы в одном бою сожгли 43 танка (по данным боевого донесения № 53 1 ТП — 38, заметки в «Известиях» от 24 августа — 31), не считая другой немецкой техники. При этом экипаж командира записал на свой счет аж 22 вражеские машины! Невиданный успех, рекорд.

Так звучит каноническая версия, а дальше начинаются нестыковки, давшие повод скептикам приравнять погром к легенде о 28 панфиловцах. Дескать, в трудный момент защитникам Ленинграда для поднятия духа понадобился герой, и его тут же организовали политработники с журналистами.

Когда это случилось?

Странностей правда хватает. Так, табличка на памятнике, воспоминания Колобанова и других танкистов указывают на 19 августа, а наградной лист, приказы, боевые донесения и тот самый доклад о действиях 1-го танкового полка — на 20-е число. Вероятно, путаница возникла из-за того, что засады организованы, опять же по документам, не раньше 16:00 19-го. Вот и отложилась дата в памяти военных, ведь события шли для них непрерывным потоком: поиск позиций, рытье капониров, маскировка, выбор ориентиров...

Так выглядела местность 19 августа 1941 года. Немецкий летчик сделал снимок днем, а уже вечером сюда приехал Колобанов и начал готовить позиции

Другое свидетельство — аэрофотоснимок немецкой разведки. Как утверждается, от 19 августа 1941 года. На нем виден район боя возле учхоза Войсковицы и деревни Ванго Староста (современный Новый Учхоз). Так вот, следов войны, горящих танков или окопов на местности нет. Хотя, по советским данным, Колобанов начал громить немцев около 14:00, удерживая позицию с утра до вечера. Значит, всё случилось завтра. Или не случилось?

Так может боя не было?

В наших документах триумф Колобанова отражен подробно, но и в немецких источниках сражение отмечено, пусть чрезвычайно скупо. Так, в журнале боевых действий 1-й танковой дивизии Вермахта находим сообщение от 20 августа о столкновении с «довольно сильным противником» как раз в нужном районе. Причем затруднения случились серьезные, только после обеда вражеские подразделения рапортуют о выходе к намеченной цели — железнодорожной станции Илькино (Войсковицы). Замечают «русские тяжелые танки» и в зоне ответственности 8-й танковой дивизии.

Та самая дорога, по которой наступала немецкая колонна. С такого ракурса ее видел в прицел наводчик. Снимок сделан примерно с места капонира колобановского КВ-1

Есть и косвенные доказательства. 20 августа в Красногвардейске поднялась паника из-за канонады на окраинах. Связь была нарушена по халатности, а начальник местного отдела НКВД Федоров, не разобравшись в обстановке, приказал взорвать важные объекты и бежал из города. За это тревожного руководителя расстреляли, подельников отправили в лагеря.

Один же в поле не воин...

А Колобанов не действовал в одиночку: старший лейтенант командовал ротой тяжелых танков, пусть и неполного состава — пять КВ-1. Причем не стал бросаться в лоб на бронированные колонны немцев. Удары врага в этой зоне предполья Красногвардейского укрепрайона приняли стрелковые части — 2-я дивизия народного ополчения, подразделения 291-й стрелковой дивизии и батальон курсантов-пограничников Ново-Петергофского военно-политического училища НКВД. Танки же, как средство последней надежды, укрылись в засадах позади пехотных оборонительных позиций.

«Капкан» засад роты Колобанова, схематичное движение немецких соединений и место гибели нашего КВ-1 на современной карте

Ополченцы не имели особой подготовки, питало их желание защитить родной Ленинград, зато курсанты по факту были отборной пехотой. Гранатами, бутылками с коктейлем Молотова они заставили авангард 8-й танковой дивизии немцев свернуть от Больших Борниц (см. интерактивную карту) в сторону Лужской дороги, ныне Р-23 «Псков» или Киевское шоссе. Где врага поджидал 267-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон, поддержанный парой танков роты Колобанова. Здесь экипажи лейтенанта Евдокименко (погиб на следующий день) и младшего лейтенанта Дегтяря около полудня 20 августа сожгли девять вражеских танков.

В то же время другие части 8-й танковой дивизии Вермахта методично подавляли советские узлы сопротивления, обходя фланги курсантов. От Сяскелево на Войсковицы двигалась боевая группа соседней 1-й танковой дивизии. Тут враг и напоролся на засаду Колобанова, а ближе к вечеру, заканчивая окружение пограничников, наткнулся на позиции младших лейтенантов — сначала Сергеева, подбившего 8 танков, потом Ласточкина, уничтожившего еще 4 машины, причем 2 — тараном. Тут потерян единственный КВ — Сергеева. Комдив чуть не отдал офицера под трибунал за оставление разбитого танка на поле боя, но ограничился понижением в должности. И наград младший лейтенант, разумеется, не получил.

КВ-1 в Ленинграде выпускал Кировский завод. Экипажи участвовали в сборке машин, выгоняли на короткий испытательный маршрут, а затем отправлялись на фронт. Это сократило небоевые потери — в начале войны танкисты зачастую бросали КВ, ломая их по неопытности

А разве реально столько танков подбить?

Результативность советских танкистов выглядит фантастической, однако факторы складывались в нашу пользу. Тяжелый танк КВ-1, несмотря на ряд слабых мест, — лучший в мире на тот момент. Немцы называли 50-тонную машину «призраком» за неуязвимость для противотанковых пушек. Уничтожить «Клима Ворошилова» можно было лишь из 88-мм зенитки или подрывом (как было с геройским КВ подо Ржевом), для чего требовалось приблизиться к цели вплотную. Колобанов вспоминал, что после боя насчитал на танке 147 попаданий (наводчик Усов рассказывал о 135). И броня выдержала.

При этом даже Л-11 — самая слабая из 76,2-мм пушек, которыми снабжали КВ-1, пробивала немецкие танки той поры в лоб на дальности до километра. А Колобанов уничтожил колонну из 22 машин выстрелами в борт с дистанции 300-800 м.

Экранированный КВ-1
Обычный КВ-1
Колобанов воевал на экранированной модификации КВ-1 (толщина брони - до 100 мм!) – Кировский завод выпускал таких монстров в июле-августе 1941-го, сражались они на местных фронтах. Сейчас увидеть подобную машину можно в Финляндии, в танковом музее Парола

Удачный выбор позиций. Очевидцы сходятся в том, что Колобанов лично объехал участок фронта и наметил точки размещения танков. На дороге от Волосово за Большими Борницами пару КВ-1 отлично замаскировали (не исключено, используя старые капониры — наша 1 ТД, по данным журнала боевых действий, стояла здесь 30 июля), на Лужской трассе тяжелые машины прикрыли узкое дефиле через противотанковый ров. А сам командир роты окопался по самую башню у перекрестка дорог, окруженных топкими лугами, применив против немцев тактику Зимней войны. Тогда финны подбивали головные советские танки, потом переносили огонь на хвост колонны, лишая ее маневра, а следом методично расстреливали остальных, словно в тире.

Не исключено, Колобанов видел это своими глазами. Кадровый офицер с 1936 года, с отличием закончивший училище, он брал Линию Маннергейма, дошел до Выборга, трижды горел в танке. И наводчик орудия КВ-1 А. Усов был ветераном боевых действий — инструктором-артиллеристом, то есть свое дело тоже знал отменно.

Что думали немцы?

Признавая факт боестолкновения, немцы погрома словно не заметили. Судя по отчету о потерях 4-й танковой группы, она списала за 20 августа лишь один легкий командирский танк, 113 солдат и... 50 лошадей. Правда, в предварительном списке еще пара легких танков и 4 бронетранспортера, но их, видимо, починили.

Пушка так раскалилась, что отстала краска. В танке было сизо от дыма, стало трудно дышать. Вражеские снаряды хоть и не пробивали броню, но производили такой жуткий грохот, что казалось, будто по голове бьют кувалдой. Окалина брони, образовавшаяся от ударов снарядов, впивалась в лицо, в руки. Очередным снарядом заклинило башню. Командир приказал покинуть укрытие, чтобы маневрировать корпусом. Никифоров взялся за рычаги, и танк выполз наверх. Стало видно, как фашисты на перекрестке устанавливают две противотанковые пушки. Я навел орудие, снаряд попал прямо под колеса первой. Вторая успела выстрелить и сбила командирский перископ. Уничтожил и ее. Снаряды были на исходе
Старший сержант А. Усов
наводчик КВ-1

Исследование питерского историка Дениса Базуева показало: в августе 41-го штабисты Вермахта предпочитали не тревожить начальство шокирующими отчетами и «размазывали» потери на несколько дней. С таким допущением данные советской стороны и противника более-менее сходятся.

Кроме того, поле боя осталось за немцами. Расстреляв боекомплект, Колобанов получил приказ комбата прорываться к Красногвардейску, что и исполнил, посадив на броню 7 раненых пехотинцев (танкам придавались истребительные группы). То есть враг вполне мог эвакуировать и починить подбитую технику. Ведь германские боевые наставления предписывали экипажам при повреждении танка выбрасывать на броню дымовые шашки и уходить. Поэтому «сгоревшие» машины могли оказаться маскировкой.

Наконец, не ясно точно, кто попал под раздачу засады командирского танка Колобанова. Так как в тот момент Вермахт производил сложные маневры. 8-я танковая дивизия разворачивалась, чтобы ударить в спину защитникам Луги, в предполье Красногвардейского укрепрайона ее сменяла 1-я танковая дивизия, а 6-я действовала чуть севернее, прикрывая фланг группы, что, в теории, не исключало выделение поддержки соседям. Но, скорее всего, 22 танка относятся к боевой группе Хейденбранда 1-й дивизии, а остальные — потери 8-й танковой, которая пыталась окружить курсантов и первой перерезала Лужское шоссе.

Колобанов открыл огонь, едва головной танк въехал на этот перекресток. Немцы двигались справа, по так называемой Царской дороге. Деревья слева — остатки парка бывшей охотничьей усадьбы. Оттуда, вероятно, враг выкатывал на позицию противотанковые орудия под конец боя, когда с юго-запада подтянулись свежие силы

Сохранился любопытный документ о наличии техники трех танковых дивизий 4-й танковой группы на 23 августа 1941 года. 104 машины (исключая БТРы) находились в ремонте, а 103 уничтожены: в основном, легкие чешские PzKpfw 35(t), PzKpfw 38(t) и средние немецкие PzKpfw III. Вероятно, в этом есть заслуга колобановцев. Точно узнаем, лишь если в архивах найдутся отчеты вражеских танковых полков или хотя бы... загадочная кинопленка. По легенде, после боя на позицию примчались высокие чины с кинооператором, и тот заснял погром. Но куда делись ценнейшие кадры — никто не знает...

Перечеркнутые герои

Действия Колобанова не остались без внимания начальства. Командир полка представил почти весь экипаж к званию Героев Советского Союза, в дивизии поддержали, однако в штабе Ленинградского фронта это перечеркнули и написали «орден «Красное Знамя». Такой же получили механик-водитель старшина Н. Никифоров и заряжающий красноармеец Н. Родников. Высший орден СССР — орден Ленина — вручили наводчику старшему сержанту А. Усову. А стрелка-радиста старшего сержанта П. Киселькова отметили медалью «За Отвагу» вместо ордена Ленина...

По этой дороге КВ-1 прорывался к своим, израсходовав боеприпасы. Колобанов вспоминал, что загрузил в танк бронебойные снаряды в двойном количестве, по вражеской колонне наводчик Усов выпустил около сотни «болванок»

Откуда такая несправедливость? Называют разные причины. Вроде как и Красногвардейск врагу сдать пришлось, и вообще награждали в 1941-м не очень охотно — большинство представлений к Герою от 1-й танковой дивизии отклонялись начальством... Но больше всего спекуляций связано с загадочной личностью Колобанова. Сослуживцы рассказывали, будто по окончании войны с Финляндией Зиновия Григорьевича уже представляли к Герою и дали звание капитана. Но, дескать, комиссарам на глаза попалось фото «братания» его подчиненных с финнами. И... Говорят, в огонь Великой Отечественной Колобанов попал чуть ли не с зоны.

Документальных подтверждений этому нет. А есть запись в личном деле о награждении за советско-финскую орденом Красного Знамени и послужной список без перерывов на «отсидку». Разве что наследники танкиста-аса однажды демонстрировали фото из семейного архива, где Колобанов позирует в капитанской форме и с Золотой Звездой на груди. Фейк? Что грозило в то время за подобный «карнавал», пояснять не надо.

После легендарного боя Колобанов сражался под Ленинградом, пока в сентябре при погрузке боеприпасов и дозаправке топливом возле танка не разорвался снаряд. Итог — тяжелая контузия, повреждения головы и позвоночника, частичный паралич... В 1942-м году Зиновий Григорьевич стал капитаном, однако до Победы пролежал в госпиталях, успев даже побывать по документам... пропавшим без вести!

От Москвы до Гатчины мы доехали на обновленном кроссовере Ford Kuga: 2,5 л, 150 сил, 6-ступенчатый автомат – такая версия идет только с передним приводом по цене от 1 399 000 рублей. Нам ПОНРАВИЛОСЬ: 1. Отличное шасси. Подвески в энергоемкости не уступят «Дастеру»: брусчатку, плитку, стыки, лежачие полицейские Kuga легко берет ходом. И при этом точно рулится! 2. Бодрый мотор – звучит сочно, тянет достойно (230 Нм), не скисает на трассе, с обгонами проблем нет. 3. Допустим 92-й бензин. Средний расход – около 10 л/100 км. 4. Ассистенты вроде автопарковщика работают на удивление точно. 5. Адаптивные биксеноновые фары светят ярко и далеко, но мягко – в дальних ночных пробегах глаза не устают. Нам НЕ ПОНРАВИЛОСЬ: 1. Kuga нервно реагирует на колеи, порывы бокового ветра, резкие ускорения – руль надо держать крепко. 2. Нет автоматической блокировки дверных замков. 3. На влажном покрытии полного привода не хватает. Об остальном – на интерактивных точках

С трудом восстановившись и вернувшись в строй, Колобанов вскоре вновь оказался в центре скандала. Якобы из советской оккупационной зоны в Германии на запад дезертировал солдат — подчиненный израненного ветерана. Поэтому опального командира батальона от греха отправили подальше — в Белорусский военный округ. Хотя по документам всё опять же прошло в штатном режиме. В 1958 году подполковник Колобанов уволен в запас, и до конца своих дней 8 августа 1994 года Зиновий Григорьевич жил в Минске, работая на МАЗе.

О подвиге 1941 года тогда уже почти забыли, а кто пытался вспомнить — сдобрил историю различными мифами. Правда одна — Колобанов с наводчиком Усовым навестили поле боя, где ко Дню танкиста 8 сентября 1983 года всё же открыли памятник. С неправильной датой, ошибочной фамилией заряжающего (Роденков) на мемориальной табличке и тяжелым танком ИС-2, который начали выпускать лишь под занавес 1943 года. А звания Героя никто из ветеранов так и не дождался. И вопросов о танковом побоище меньше не стало...

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
354
Белко Велконович
Порой небольшие группы и засад наносили чудовищные потери немцам, тогда как подготовленная атака на их позиции была без должной подготовки кровопролитной - те в обороне были очень хорошо оснащены, в первую очередь минометами, начиная от совсем маленьких, до больших, а также стрелковыми средствами - пулеметами, автоматами.
СсылкаПожаловаться
Пузиков
Вот и цена вашему патриотизму ...спонсоры не оплатили...в следующий раз берите темы менее святые ...если для вас павшие герои ВОВ ни чего не стоят, а точнее то что спонсоры оплатят, пишите про например разведение кур в фанерных курятниках штата техас .на большее увы вижу вы не способны.
СсылкаПожаловаться
Александр Зайцев
Странная реклама Фуги
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru