Права для иностранцев: к чему привел новый закон

Иностранные водители, занятые в сфере общественного транспорта, пытаются легально вернуться на рынок. Напомним, что таким гражданам с 1 июня необходимо иметь водительское удостоверение, выданное на основании успешно сданного в России экзамена

Впрочем, как выяснил Авто Mail.Ru, сделать это, по всей видимости, удастся немногим. По разным данным, из 120 тысяч водителей, работающих по найму в России, 70 тысяч не имеют российских прав.

content image for: 65201

Для получения водительских прав иностранцам необходимо сдать один теоретический и два практических экзамена. При этом проходить заново курс обучения таким водителям не требуется. Отсутствие прав грозит работодателю штрафом в 50 тыс. руб.

В настоящее время, в более чем в 30 регионах России при автошколах открыты консультационные центры для оказания помощи иностранным гражданам по обмену национальных водительских удостоверений на российские. Как показывает статистика таких центров, шанс получить российский документ есть не у многих.

Ощущение, что права подарили

Так, в центральную автошколу в Москве за консультацией обратились более 100 человек, 53 человека прошли тестирование по ПДД, 45 из них — не сдали пробный теоретический экзамен, рассказал «Авто Mail.Ru» координатор авто-и мотосообществ Комитета Госдумы, председатель «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев. В Архангельске 120 человек прошли тестирование, из которых 105 человек — тест не сдали, аналогичная ситуация и в Приморье.

Результаты первых тестов в Приморье вызывают ощущение, что права иностранным водителям были подарены. Экзамен сдают 2-3% иностранцев, массовости в ГИБДД не наблюдается
Сергей Лобарев
председатель «Гильдия автошкол»

На этом фоне выделяется Татарстан. По словам Лобарева, в Казани 90% водителей-иностранцев поменяли национальные водительские удостоверения на российские заблаговременно, в течение прошлого года.

Другая проблема заключается в том, что, например в Москве, около 90% водительских удостоверений не соответствует требованиям Венской конвенции 1968 года, говорит Лобарев, напоминая, что данной категории граждан потребуется обучение в автошколах. Таким образом, помимо затрат на выдачу прав — госпошлина сейчас составляет 2 тыс рублей — иностранным водителям придется потратить на обучение еще в среднем 20 тыс. руб.

Венская конвенция была подписана на международной конференции о дорожном движении в 1968 году. Цель документа - повышение безопасности на дорогах стран-участниц за счет стандартизации правил дорожного движения. Документ подписали более 60 стран, в числе которых Россия, Украина, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан и другие европейские и азиатские страны.

Собеседник «Авто Mail.Ru» в столичной ГИБДД отмечает, что зачастую речь идет о вещах, которые, на первый взгляд могут показаться незначительными, но формально служат поводом отправить иностранца на обучение. Отметим, что в Конвенции содержится целый перечень требований, которым должны соответствовать водительские права. В том числе, в ней указан порядок написания фамилии/имени/отчества и требование обязательной транслитерации латиницей всех записей.

«Например, в некоторых национальных правах транслитерируются латиницей только имя и фамилия, а отчество — нет. Большого значения это не имеет, так как, например у белорусов, все написано кириллицей и нам понятно, но формально это не соответствует Конвенции», — отмечает собеседник. По его словам, другой вопрос, как относиться к таким документам. «У нас достаточно лояльно пытаются урегулировать ситуацию», — добавляет он.

Вместе с тем, массовое получение иностранцами российских прав, если верить экспертам, оживило «черный» рынок автошкол. По словам Лобарева, в Москве и Санкт-Петербурге иностранных граждан интересует цена водительского удостоверения российского образца без сдачи экзамена в ГИБДД. По его данным, на «черном» рынке обмен иностранного водительского удостоверения без сдачи экзамена стоит от 90 до 300 тыс. руб. В настоящее время, рабочая группа из экспертов «Гильдии автошкол России» и профсоюза «Таксист» занимается поиском «черных» автошкол и «отдела продаж водительских удостоверений ГИБДД».

Последствия нового закона ощутили на себе и обычные граждане. Например, почти с первого дня вступления в силу документа, только в Москве число водителей такси сократилось на 20%, а в некоторых регионах резко сократилось количество автобусов. Так, жители одного из районов Екатеринбурга ранее пожаловались, что у них перестали ходить автобусы по двум маршрутам. Как пояснили тогда Znak.com в ООО «Уралтрансгрупп», которому принадлежат маршрутки под соответствующими номерами, маршрут не снят, но на линии работает только 15 водителей из 30. С аналогичной проблемой, судя по всему, столкнулись и жители Москвы.

Второй день после отпуска мы не можем нормально добраться из Долгопрудного на работу, автобусы ходят очень редко и переполненные. Сегодня кондуктор сказала, что 93 водителя в городе не допущены до работы. При этом водителям с российскими правами приходится перерабатывать, чтобы хоть как-то справиться с пассажиропотоком
Екатерина
жительница Долгопрудного

Вместе с тем, ранее в столичном «Мосгортрансе» говорили, что запрет не отразится на работе предприятия, писала газета «Коммерсант». Так, из 1,7 тыс. водителей-иностранцев свыше 80% получили российские права, отмечали в пресс-службе «Мосгортранса». В подмосковном «Мострансавто», по данным издания, работают 400 водителей с правами иностранного образца. В ГУП «Пассажиравтотранс» (социальные маршруты в Петербурге) газете сообщали, что из 3,7 тыс. водителей только 27 — иностранцы, все они имеют российские права.

Сами виноваты

По мнению председателя профсоюза столичных таксистов Александра Макарова, действующий закон не нуждается в доработках. «Он не застал всех врасплох, об этом говорили уже несколько лет. Более того, в законе все четко и ясно прописано, нет двусмысленности», — считает он.

Нет таких прав? Идете и получаете, и добро пожаловать в наш бизнес. Не хотите получать? Пересаживаетесь на личное авто и перестаете работать в такси. Так что это больше лень и нежелание самих водителей
Александр Макаров
председатель профсоюза столичных таксистов

При этом он согласен, что в Подмосковье таксистов с иностранными правами больше, и там действительно могут быть проблемы с нехваткой машин. «В Москве и водителей таких меньше, и некоторые продолжают ездить незаконно до первых санкций к ним», — говорит он.

То, что у рынка Подмосковья действительно есть проблемы, говорит и руководитель профсоюза «Время таксистов Подмосковья» Андрей Титов. По его данным, сокращение идет на 20-30%. «Таксопарки стоят и машины распродаются. Это действительно так. И виноваты, повторюсь, водители. Хотя среди иностранцев-таксистов есть очень много прилежных водителей», — резюмировал он.

Напомним, что в минувшую пятницу в ситуацию с иностранными водителями уже вмешался премьер Дмитрий Медведев, который разрешил гражданам Белоруссии работать в России на основании национальных прав. Ранее на проблему с белорусскими гражданами указали депутаты Госдумы. Они отмечали, что равные права россиян и белорусов закреплены в договоре от 1998 года, а поскольку международные договоры имеют приоритет над законами России, белорусам для работы получать российские права не нужно.

В итоге с 1 июля 2017 года белорусам для работы на территории России можно будет использовать водительские права, выданные белорусским МВД

Надежда Гурина