Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Когда у нас появятся беспилотные автомобили?

Дмитрий Ласьков, редактор Авто Mail.Ru
22 ноября
BMW 5 525d xDrive AT
Треск передних шрусов 56000 км. замена по гарантии. Снова треск на 78000км гарантия кончилась цена 110000 руб. на трещащих ходит до сих пор 143000 км. Защита днища руберойд! Менялась, так-же порвалась...
4.0
22 ноября
Volkswagen Polo 1.6 MT 110hp
Комплектация комфортной, с пакетом комфорт
2.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
17 апреля 2017 10:01, Статьи
Готовы ли власти пустить на наши дороги самоуправляемые «Теслы» и прочие «Гугломобили»?

2035. Именно этот год фигурирует в соответствующих документах как дата, к которой инфраструктура нашей страны должна быть готова к движению по дорогам автомобилей без водителей. За этой формулировкой скрывается очень многое: дороги, разметка, системы связи, средства безопасности, штат соответствующих профессионалов. К этому надо добавить нормативное регулирование и готовность общества. Нигде в мире ещё не знают точно, как подобная инфраструктура будет выглядеть и работать, и Россия не исключение.

Хорошие новости состоят в том, что наше государство не просто пассивно наблюдает за разработками частных компаний, а приняло решение поддерживать и развивать внедрение беспилотников на российских дорогах. А плохие — в том, что все заинтересованные в этом организации находятся в самом начале долгого и сложного пути, поэтому в их действиях пока наблюдается рассогласованность и сумбур. Скоординировать всех и упорядочить усилия разработчиков и нормотворцев призвана учреждённая недавно компаниями «НАМИ», «КАМАЗ» и «Соллерс» ассоциация «Автонет».

За круглым столом — представители ПАО «КАМАЗ», ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», МВД РФ, Минобрнауки, ПАО «Ростелеком», ГК «Автодор», РСА и других организаций

Мы побывали на одном из первых круглых столов этой организации, посвящённых теме беспилотников, чтобы составить представление о темпах прорыва машин-роботов на дороги России. А вывод на сегодняшний день таков: никакого прорыва не произойдёт, пока не будут решены следующие вопросы.

Нужны ли нам вообще эти беспилотники?

Вопрос вполне справедлив, поскольку реальных примеров массовой пользы от беспилотников в мире пока нет. И хотя концептуально блага давно обозначены разработчиками — низкая аварийность, лучшая продуктивность людей, удешевление грузоперевозок — на деле они маловероятны на российских дорогах ввиду их состояния. С другой стороны, вести работы по улучшению дорожной сети всё равно необходимо. И если уж делать это, то с учётом технологии, которая с большой вероятностью вскоре завоюет цивилизованный мир.

Прежде чем массы пожелают пересесть на беспилотники, государству и частным компаниям предстоит проделать просветительскую работу: проводить опросы общественного мнения, информировать людей через СМИ, постепенно вводить автоматизацию управления транспортом в логистическом бизнесе. Главное, чтобы все участники поняли: это не страшно и это работает. Разработчикам предстоит доказать безопасность, а людям — привыкнуть к соседству с настоящими роботами. Кстати, вы можете поучаствовать в этом процессе прямо сейчас — пройдите наш короткий опрос в конце этой статьи.

Не допустить восстания машин

Поскольку беспилотник представляет собой вживлённый в автомобиль искусственный интеллект, возникает немало щекотливых вопросов. А что, если система сойдёт с ума и даст сбой? А если машина захочет причинить вред человеку? А если человек захочет причинить вред человеку с помощью умной машины? Первые две ситуации — ответственность разработчиков. Стопроцентных гарантий от «глюков» никто дать не может: если мы не хотим крутить руль, нам придётся довериться написанным кем-то алгоритмам.

И здесь в дело вступает политика: например, большинство современных мультимедийных систем работают на операционке QNX от канадских разработчиков. Эта система — самая стабильная и функциональная, но есть у неё один минус. С 2014 года код системы закрыт, и никто, кроме её создателей, не знает, какой функционал на самом деле заложен в той или иной её сборке. Поэтому очень кстати заявила о разработке защищённой ОС для автомобилей отечественная Лаборатория Касперского.

Уязвимыми для атак считаются все модели, имеющие выход в интернет и развитую электронику. Поэтому синонимом защищённости выступает, к сожалению, лишь простота конструкции. А беспилотники уязвимы априори, так как в принципе не рассчитаны на работу без связи с внешним миром

Натворить с помощью актуальной версии QNX Car 6.0 можно много: она управляет не только музыкой, но и имеет глубокое проникновение в самые важные системы автомобиля. Но даже если довериться разработчикам, то остаются атаки извне. Есть даже прецеденты: все помнят Jeep Cherokee, который хакеры в США заглушили дистанционно. Тогда проникновение произошло через систему GPS, после чего был получен доступ к CAN-шине. А это уже полный контроль над автомобилем: хочешь системой стабилизации управляй, хочешь на газ дави против воли водителя.

Любой современный лимузин оборудован мультимедийкой. А почти любая мультимедийка — это QNX. Она умеет выходить в интернет и работать со встроенным микрофоном, чтобы управляться голосом. Именно поэтому вести важные разговоры лучше в старом «стосороковом» S-классе, чем в сверхсовременном W222: архаичный «кабан» не подведёт вас c прослушкой при всём желании. Стоит ли говорить, какие возможности открываются перед хакерами и спецслужбами, когда к этим возможностям современных машин добавится такая мелочь, как возможность полностью самостоятельного перемещения в пространстве. Новая террористическая угроза во всей красе.

Безопасность дорожного движения

Даже без фактора кибератак и сбоев остаётся традиционный аспект безопасности на дорогах. Представитель ГИБДД Владимир Кузин выразил мысль о том, что на настоящий момент, если выпустить беспилотники на дороги, безопасность обеспечена быть не может. Поэтому сейчас не стоит говорить о каких-то скорых нормативных изменениях — сначала предстоит определиться по каким дорогам (выделенным или общим) и какой беспилотный транспорт (полуавтоматизированные грузовые колонны, автономные пассажирские капсулы и т.п.) начнёт ездить.

После этого надо создать инфраструктуру в соответствии с техрегламентом таких беспилотников: это специальная разметка, системы управления потоками, протоколы связи, навигации, регламенты содержания и обслуживания таких дорог и окрестностей. Вопросами безопасности займётся специально созданная ассоциацией «Автонет» рабочая группа.

Страхование и ответственность: кого признавать виновным?

Представитель Российской Ассоциации Автостраховщиков также обозначил огромный фронт работ, когда различным участникам возникающего стихийно рынка придётся о многом договориться. Во-первых, увеличивается количество рисков (глюки ПО, взлом злоумышленниками и т.п.), поэтому страховым компаниям нужно будет разрабатывать новые тарифы, не имея на первых порах никаких статистических данных. Во-вторых, неясно, как распределять ответственность. Кто виноват в ДТП — производитель такого автомобиля или его владелец? А может, обслуживающая инфраструктуру организация? А мог ли пассажир взять управление на себя, чтобы предотвратить инцидент? А должен ли был?

Во время загрузки произошла ошибка.

В качестве иллюстрации выше приведён забавный случай из жизни нашей редакции — уже сейчас «автономные» технологии заставляют задуматься о том, что будет в скором будущем. По информации РСА, ответов на большинство этих вопросов нет даже у зарубежных коллег российских страховщиков, работающих там, где беспилотный транспорт не только обсуждается за круглым столом, но и вовсю ездит в тестовом режиме.

Тестирование и сертификация — единого мнения нет

Беспилотные технологии в нашей стране сейчас разрабатывают КАМАЗ, ГАЗ, НАМИ, VolgaBus (проект MatrЁshka) и Яндекс. Тестовые образцы надо где-то испытывать, и вот тут ни у кого пока нет понимания, где это делать можно, а где нельзя. Кто-то (КАМАЗ) ездит по собственным промтерриториям, НАМИ испытывает технику на своих полигонах, также идёт речь о выделении для тестов отдельных зон в подмосковном Сколково и Олимпийском парке в Сочи. Собираются строить полигон для тестирования беспилотников и в Татарстане, где автономные машины также разрабатывают и планируют производить.

Есть сторонники выведения прототипов на дороги общего пользования, и их тоже можно понять — в той же Калифорнии мы ещё пару лет назад лично наблюдали как «гугломобили» учатся ездить по улицам городка Маунтин Вью со страхующими их операторами за рулём. Пока что получается замкнутый круг: Без тестов нет полноценного беспилотника, а тестов нет без нормативной базы. Нормативной же базы нет, потому что до сих пор непонятно, что регулировать.

Напоследок предлагаем выразить своё мнение по поводу автономного транспорта в России через короткий опрос из пяти пунктов.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
113
realAzat Iskandarov
бесспилотник это так просто! они естественно будут через пару десятков лет везде!
СсылкаПожаловаться
realAzat Iskandarov
российский YOTOMOBILE а че никто непокупает? дураков нет! жить хочется всем!
СсылкаПожаловаться
Елизавета Образцова
Автомобиль беспилотник для идеальных дорог годится, а наши таковыми не являются. Вспомните аварище с его участием. Нет я категорически против машин-роботов.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru