Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 марта 2016 10:00, Статьи

«Гугломобиль» спровоцировал ДТП. А виноват ли компьютер?

Недавно случилось то, что однажды должно было случиться: компания Google впервые взяла на себя часть вины за дорожный инцидент с беспилотником
10 декабря
Volkswagen Polo 1.6 AT
Комфорт приемлем, но холодная (салон)
3.3
10 декабря
Mitsubishi ASX 1.6 2WD MT
Отличный автомобиль! Молодцы японцы!
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Несмотря на сотни тысяч безаварийных тестовых километров, предусмотреть правильное поведение искусственного интеллекта в 100% случаев невозможно. Тем более, что в этой конкретной аварии есть и второй участник, носитель пресловутого человеческого фактора. Так кто же виноват на самом деле — компьютер или машина?

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

Данные официального отчёта властей и комментарии компании-разработчика совпадают: 14 февраля «Гугломобиль» двигался в автономном режиме по многополосному бульвару в калифорнийском городе Mountain View, где расположена штаб-квартира корпорации. Собираясь повернуть направо, беспилотный Lexus вынужден был объехать лежащее у тротуара препятствие. И в этот момент на скорости 3 км/ч въехал в бок опережавшему его в рамках этой же полосы на скорости 25 км/ч автобусу.

У кроссовера повреждено переднее крыло, колесо и один из датчиков с левой стороны, а у автобуса поцарапан борт: люди не пострадали. Вроде бы и ничего страшного, но тревожный звоночек для общества и удар по имиджу беспилотного проекта. Но как вообще могло произойти столкновение в одной полосе и так ли неправ искусственный интеллект? Оказывается, программисты Google стараются наделить автомобиль способностью не только соблюдать формальные правила, но и делать это со здравым смыслом, как живые водители.

КТО ВИНОВАТ?

Lexus научили при повороте направо прижиматься в широкой полосе к обочине, чтобы не вынуждать перестраиваться едущих прямо (те же автобусы). Благое намерение (невольно вспоминается поговорка), призванное приблизить автопилот к реальному водителю и не «тупить» в мелочах. Разработчики утверждают, что на бульваре El Camino Real все так и ездят с учётом ширины правой полосы — например, поворачивают вторым рядом на красный свет (разрешено), пока все на светофоре стоят прямо.

Именно на этом месте перед поворотом произошло столкновение — около водосточной решётки лежали мешки с песком. Если покрутить камеру «за правое плечо», то по припаркованному автомобилю можно оценить ширину полосы

Может показаться, что это против правил, однако ПДД Калифорнии не только не регламентируют нахождение в одной полосе двух машин рядом, но и даже не дают определение самому понятию «полоса». Поэтому водители адаптируются к ширине и так увеличивают пропускную способность дороги. Именно такому поведению и научили «Гугломобиль». Поэтому, когда он в соответствии с этим сценарием вежливо прижался правее, а потом был вынужден вернуться в центр полосы, его уже объезжали машины, в том числе тот автобус.

Читайте также
Лучшее за 2015. Эксклюзивный репортаж из штаб-квартиры GoogleКогда появится беспилотный автомобиль Google и что он будет уметь? Мы узнали об этом из первых уст

В отчётах нет информации о том, обозначил ли компьютер свой манёвр «поворотником», но правила того и не требуют. Это необходимо только при смене полосы, но не манёвре в пределах одной и той же. Поэтому, когда появился просвет в трафике, кроссовер тронулся чтобы объехать препятствие. А автобус, скорее всего, неверно прочитал манёвр и не стал сбавлять скорость, тогда как тест-пилоты Google были уверены, что водитель пропустит их Lexus в соответствии с этикой и здравым смыслом. Формально виноватым признают, скорее всего, «Гугломобиль», но в свете подробностей всё уже не так однозначно.

О ЧЁМ ЭТО ВСЁ ГОВОРИТ?

О том, что алгоритмы можно сделать на 100% безопасными только в том случае, когда на дороге одни беспилотники. А здесь человек и машина друг друга просто не поняли, так как не знали, чего ждать друг от друга. И это — только начало. Потому как «автономное» будущее наступает медленно, но неотвратимо. И когда прототипы выедут в реальные городские джунгли мегаполисов (условия в Маунтин Вью и окрестностях — почти «парниковые», я ездил там сам), вот тогда и начнётся веселье. Переходный период будет сложным для всех.

А ещё нельзя исключать банальную агрессию человека в адрес машины и даже происки противников или конкурентов — и тех, и других у проекта Google хватает. Пока в компании сделали лишь признание, достойное Капитана Очевидность: «мы частично виноваты, так как наша машина двигалась. Если бы она стояла, то этого бы не произошло». Вывод программистов Google не менее интересен — теперь «Гугломобиль» научат «бояться» автобусов и других очень крупных машин, так как, по мнению разработчиков, им менее свойственно уступать в трафике.

А может, машину стоило просто научить раньше опознать препятствие, чтобы не совершать столь резких манёвров? А раз уж такое случилось, то, возможно, помог бы сигнал поворота? Эти вопросы без ответов лишний раз подтверждают тот факт, что работы у создателей беспилотников ещё ох как много.

Делитесь этой историей с друзьями с помощью кнопок ниже, чтобы обсудить с ними наше беспилотное будущее!

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
125
Андрей Бодров
жопу все самому приходится вытирать (((((((((((
СсылкаПожаловаться
Сергей Немчинов
Забавная у гугломобиля гравицапа на крыше
СсылкаПожаловаться
Mikhail Moroz
много копий сломано в битве "прав-неправ" гугломобиль. И все вспоминают про какие-то полосы, разметку, "помеху справа", и т.п. А вот предположим, что полос там нет. Совсем. Просто широкая дорога, без разметки. По ней могут свободно двигаться два автомобиля рядом (что, в России такого не встречали?). И тут гугломобиль, двигающийся вдоль обочины, при повороте направо разглядел на дороге препятствие, которое и начал преспокойненько со скоростью неторопливой улитки объезжать. При этом, наверняка, у него моргал правый поворотник!!! Он же направо поворачивает. Водила автобуса, какой бы он аккуратный не был, никак не мог ожидать такого неожиданного манёвра: автомобиль, с мигающим ПРАВЫМ поворотником, ВНЕЗАПНО смещается влево! О_о Другой вопрос, что обычно гуглоповозка принимает решения о своих манёврах, руководствуясь ПДД. И вот тут самое интересное: в алгоритме гугломобиля БЫЛО ЗАЛОЖЕНО здравомыслие водителя автобуса! Гугломобиль "думал", что водитель автобуса притормозит, чтобы не въехать ему в "жопу". А водила автобуса торопился "проскочить" перекрёсток, не ожидал такой "подставы" и не стал притормаживать или хотя бы смещаться влево. Мораль: удалить из гугловоза любые предположения о здравом смысле: только сухой набор инструкций на основе ПДД. В той ситуации наверняка можно было избежать столкновения (обычные водители так и делают): приближается автобус, а ты не успеваешь перед ним объехать свою ямку\бревно\люк - либо не высовывайся, либо прибавь газку (последнее делают чаще, хотя это не так безопасно)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru