Автопарк СССР: грузовики из Чехословакии

Водители вспоминают об этих машинах с теплом. В мировом масштабе они не были откровением, но неизбалованных советских шоферов удивляли комфортом, динамикой, надежностью

По официальной статистике, поставки грузовиков из Чехословакии начали в 1948-м, завезя в Союз 150 машин. Но некоторые водители были с ними уже знакомы по трофейным экземплярам. В первую очередь, трехосным полноприводным Tatra 111. Эту машину справедливо считают одним из лучших грузовиков своего класса времен Второй мировой. Производство модели с трубчатой хребтовой рамой и независимыми подвесками начали в 1942-м. Автомобиль грузоподъемностью 8000-8500 кг оснастили дизелем V12 воздушного охлаждения, развивающим 210 л.с. Потом, ради долговечности мотора, мощность снизили до 180 сил, зато грузоподъемность поздних машин достигала 10240 кг.

content image for: 64374

Рабочая аристократия

Tatra 111 выпускали до 1962 года и в значительных количествах поставляли в СССР. Это были бортовые грузовики и седельные тягачи, но особенно много самосвалов. Отсутствие необходимости возиться с заливом и сливом воды из системы охлаждения и отменная проходимость повлияли на то, что много машин работало на Севере и Дальнем Востоке. Один самосвал Tatra 111 даже водрузили на постамент у ворот автобазы в Магаданской области.

content image for: 64374

В 1959-м начали производство семейства Tatra 138 с совершенно новой симпатичной кабиной, разными колесными базами и числом осей, грузоподъемностью 12500 — 12700 кг. Основы конструкции оставались прежними: хребтовая рама, независимые подвески, обеспечивающие прекрасную проходимость. Водители любили обсуждать, что Tatra может ехать без одного из колес. Так оно и было! В СССР приходили трехосные бортовые грузовики, тягачи, но, в основном, опять же самосвалы версий S1 и S2, различающиеся базой. Дизель V8 объемом 11,76 л развивал 180 л.с. при 2000 об/мин.

content image for: 64374

С 1962-го делали модернизированную модель Tatra 148 грузоподъемностью 15000 кг. Двигатель объемом 12,67 л развивал уже 212 л.с. Такие машины производили до 1982 года, и в СССР их было особенно много. Довелось слышать немало шоферских разговоров о чешских самосвалах. В зоне особого внимания, помимо необычной подвески, было, конечно, и воздушное охлаждение. По одной из баек, где-то на южных извилистых трассах чешские самосвалы стали перегреваться. О чем и написали рекламацию на завод в Копрживнице. Оттуда прислали молоденькую девушку — испытателя, которая под насмешливыми взглядами опытных водил села за руль самосвала и, к их изумлению, поехала по серпантинам в темпе, который обеспечил нормальное охлаждение мотора.

content image for: 64374

Чешские Tatra засветились в довольно занудном советско-чешском фильме 1978 года «Трасса», где они условно, по-дружески конкурировали с КрАЗами.

С 1983 года в серию пошла Tatra 815 с совсем новой бескапотной кабиной. Полноприводный самосвал грузоподъемностью уже 16900 кг имел двигатель 15,82 л, развивающий 285 л.с., пятиступенчатую коробку передач с делителем, блокировки дифференциалов между задними осями и колесами задних мостов.

content image for: 64374

Не наш LIAZ

Надпись LIAZ на кабине ярких тягачей в 1970-е смущала не самых продвинутых в автомобилестроении граждан СССР. Тем более, она сочеталась с привычным многим водителям именем Skoda. Конечно, к нашему ЛиАЗу те машины никакого отношения не имели. Объединение Liberecke Automobilove Zavody включало несколько чешских предприятий. Название это поставили на грузовики в начале 1970-х, а автомобили Skoda в СССР узнали, конечно, куда раньше.

content image for: 64374

Производство Skoda 706 с бескапотной кабиной начали еще в 1956-м, когда в СССР подобных серийных машин не было. После испытаний в 1964-м чешские грузовики версии 706 RT стали в больших количествах поставлять в СССР. В основном к нам шли седельные тягачи, таскающие полуприцепы-рефрижераторы полной массой 14200 кг, которые сначала звали Alka, а потом Orlican.

content image for: 64374

Рядный шестицилиндровый дизель объемом 11,9 л развивал 180 л.с., а на модернизированной версии 706 MT для полуприцепов полной массой 18000 кг и 210 л.с. На дорогах таких машин было очень много, поэтому они неоднократно засветились в кинохронике, а особенно прославились эпизодом в «Кавказской пленнице». Помните, откуда криминальная троица вытащила замороженную тушу? Вторая, даже более заметная по экранному времени, но менее известная роль 706-й «Шкоды» — в фильме «Гонка с преследованием» 1979 года.

content image for: 64374

В 1973-м представили тот самый LIAZ серии 100 с новыми кабинами, моторами в 270 и 300 л.с., а на поздних версиях LIAZ 110 — и 320 л.с. Такие тягачи, кстати, тоже сыграли в советском фильме — «Трое на шоссе» 1983 года.

content image for: 64374

Отдельная глава эпопеи автомобилей Skoda в СССР — пассажирские машины. К нам приходили автобусы Skoda 760 RTO на шасси, унифицированном с грузовым. Хотя их было относительно немного. А пик поставок пришелся на конец 1950-х, когда в год покупали 200-300 пассажирских и сделанных на их базе специальных моделей.

content image for: 64374

Куда известней в Союзе были троллейбусы Skoda 9 Tr, которые выпускали с 1961 по 1982 годы. В столице такие машины вместимостью 70 человек со 156-сильным двигателем не работали. Зато их активно эксплуатировали в Киеве, Риге, других городах СССР. Всего к нам завезли более 5000 экземпляров.

content image for: 64374

Следующая модель Skoda 14 Tr с более современным кузовом и двигателями в 136 и 163 л.с. у нас разошлась меньшим тиражом. Поставляли такие троллейбусы с 1980 года. Зато уже в новой России они обрусели, благодаря вологодской фирме «Транс-Альфа», которая в 1996 году собрала чуть более четырех десятков чешских машин.

content image for: 64374

Двойники из Праги

На дорогах СССР встречались странные тягачи — вроде бы знакомая Skoda 706 RTTN, но с надписью Praga на передке. В столице Чехословакии копии «Шкод» под именем Praga S5T собирали с 1964 по 1972 годы. У нас их было относительно немного.

content image for: 64374

Еще одна модель этой марки носила индекс V3S. Полноприводные трехосные машины выпускали с 1953 по 1985 — в основном, для армии. На шасси делали бортовые грузовики, самосвалы, спецтехнику. У нас встречались автомобили с надстройками-кунгами, как правило, передвижными флюорографическими кабинетами для глубинки. Praga V3S грузоподъемностью 5000 кг выгодно отличалась от наших аналогов ЗИЛ дизельным двигателем. Шестицилиндровый агрегат рабочим объемом 7,4 л развивал, правда, всего 98 л.с., зато был экономичен.

content image for: 64374

Наконец, на том же пражском заводе, но уже под именем Avia, с 1967-го производили двойников французских Renault Savien серий S 62 и S 64. Делали три версии — полуторатонную Avia А15, трехтонку Avia А30, а затем и двухтонную Avia А20. На машины меньшей грузоподъемности ставили 72-сильный, на трехтонные — 80-сильный дизели. Выпускали автомобили в разных версиях и до 1976 года на экспорт не поставляли. К нам они пришли в конце 1970-х и очень понравились водителям комфортом, легкостью управления и надежностью. В основном, к нам везли фургоны и бортовые грузовики.

content image for: 64374
content image for: 64374

В глубинке такие машины встречаются и сегодня, демонстрируя не только очень неплохое чешское качество, но и свойственную нашим соотечественникам изобретательность при ремонте.

Подпишитесь на нас