По официальной статистике, поставки грузовиков из Чехословакии начали в 1948-м, завезя в Союз 150 машин. Но некоторые водители были с ними уже знакомы по трофейным экземплярам. В первую очередь, трехосным полноприводным Tatra 111. Эту машину справедливо считают одним из лучших грузовиков своего класса времен Второй мировой. Производство модели с трубчатой хребтовой рамой и независимыми подвесками начали в 1942-м. Автомобиль грузоподъемностью 8000-8500 кг оснастили дизелем V12 воздушного охлаждения, развивающим 210 л.с. Потом, ради долговечности мотора, мощность снизили до 180 сил, зато грузоподъемность поздних машин достигала 10240 кг.
![Tatra 111 заслуженно простояла на конвейере два десятилетия Tatra 111 заслуженно простояла на конвейере два десятилетия](https://resizer.mail.ru/p/6f792859-b83c-51a8-bedd-2ef58f53fc5c/AQABlKZRL-NX9U0pX5hwfEAGJCyWTmoAjNUWtMMClRMJJZEyDegkUGbPoDE5znUKdf7ah1HpquFl7ZA9dGjP80sBdp8.jpg)
Рабочая аристократия
Tatra 111 выпускали до 1962 года и в значительных количествах поставляли в СССР. Это были бортовые грузовики и седельные тягачи, но особенно много самосвалов. Отсутствие необходимости возиться с заливом и сливом воды из системы охлаждения и отменная проходимость повлияли на то, что много машин работало на Севере и Дальнем Востоке. Один самосвал Tatra 111 даже водрузили на постамент у ворот автобазы в Магаданской области.
![В знак уважения один из самосвалов Tatra 111 установили у ворот автобазы в Магаданской области В знак уважения один из самосвалов Tatra 111 установили у ворот автобазы в Магаданской области](https://resizer.mail.ru/p/205dd1f0-fc01-5b03-982d-fc38b43ed959/AQABUyTRAmvn7mRxWAzZsuGbbvVKs-Ry-2_r3eHoyVx1ygBXQRzPrI375fTA0mc3MQy4TXYR5HqjvsIXeL_rkkI9T1I.jpg)
![Сохраненный и с душой отреставрированный бортовой грузовик Tatra 138 Сохраненный и с душой отреставрированный бортовой грузовик Tatra 138](https://resizer.mail.ru/p/e72106c3-567a-582a-a9e3-3ff1afa6019f/AQABt0y_UqNchKkdufZMsbH9B7UhDhZ3-eM6aQXBFYzD96x3mDukSoIGZfOEHe-dLknM1j3gDiMFq5knxMEnaQ_Bzlw.jpg)
![Наверное, самый массовый импортный самосвал в СССР — Tatra 148 Наверное, самый массовый импортный самосвал в СССР — Tatra 148](https://resizer.mail.ru/p/4148f3de-95f7-5cea-b383-4f4e8a5a733a/AQABIW8TUVcCZOTCDtaWe6Aei0zLwgOXElYMrvJlcWbgCmZls42v5rV2L8VZwGBsjtN1M96g05VpvlT1VTI1v8uuGQM.jpg)
В 1959-м начали производство семейства Tatra 138 с совершенно новой симпатичной кабиной, разными колесными базами и числом осей, грузоподъемностью 12500 — 12700 кг. Основы конструкции оставались прежними: хребтовая рама, независимые подвески, обеспечивающие прекрасную проходимость. Водители любили обсуждать, что Tatra может ехать без одного из колес. Так оно и было! В СССР приходили трехосные бортовые грузовики, тягачи, но, в основном, опять же самосвалы версий S1 и S2, различающиеся базой. Дизель V8 объемом 11,76 л развивал 180 л.с. при 2000 об/мин.
С 1962-го делали модернизированную модель Tatra 148 грузоподъемностью 15000 кг. Двигатель объемом 12,67 л развивал уже 212 л.с. Такие машины производили до 1982 года, и в СССР их было особенно много. Довелось слышать немало шоферских разговоров о чешских самосвалах. В зоне особого внимания, помимо необычной подвески, было, конечно, и воздушное охлаждение. По одной из баек, где-то на южных извилистых трассах чешские самосвалы стали перегреваться. О чем и написали рекламацию на завод в Копрживнице. Оттуда прислали молоденькую девушку — испытателя, которая под насмешливыми взглядами опытных водил села за руль самосвала и, к их изумлению, поехала по серпантинам в темпе, который обеспечил нормальное охлаждение мотора.
Чешские Tatra засветились в довольно занудном советско-чешском фильме 1978 года «Трасса», где они условно, по-дружески конкурировали с КрАЗами.
С 1983 года в серию пошла Tatra 815 с совсем новой бескапотной кабиной. Полноприводный самосвал грузоподъемностью уже 16900 кг имел двигатель 15,82 л, развивающий 285 л.с., пятиступенчатую коробку передач с делителем, блокировки дифференциалов между задними осями и колесами задних мостов.
![Последний чешский самосвал, массово поставляемый в Советский Союз, — Tatra 815 Последний чешский самосвал, массово поставляемый в Советский Союз, — Tatra 815](https://resizer.mail.ru/p/bd060687-fea5-5e2e-a119-ed29faae007b/AQABcxfiZaHuBtQFzGdUoth3ZYPtXK8vJ2uxaKPam6ZnB2A5COCydZCj9OmWc6lVmstRR2hS0XteBO7VSOunMZMRkVE.jpg)
Не наш LIAZ
Надпись LIAZ на кабине ярких тягачей в 1970-е смущала не самых продвинутых в автомобилестроении граждан СССР. Тем более, она сочеталась с привычным многим водителям именем Skoda. Конечно, к нашему ЛиАЗу те машины никакого отношения не имели. Объединение Liberecke Automobilove Zavody включало несколько чешских предприятий. Название это поставили на грузовики в начале 1970-х, а автомобили Skoda в СССР узнали, конечно, куда раньше.
![Тягачей Skoda 706 RTTN на наших дорогах было очень много Тягачей Skoda 706 RTTN на наших дорогах было очень много](https://resizer.mail.ru/p/cd7b975e-a0ea-5a2c-bc02-d4de9ae4f58c/AQAByOJkN7vqNT7AvRe9DqbS3mXvSG4HxV8sW-z6ZsgS4g5vXAA5W6JoB6CoO7C9CU-r7g5s4eQfxLbf4lBe7MZ8pBI.jpg)
![Skoda 706 MTTN c полуприцепом-рефрижератором N 12 Alka Skoda 706 MTTN c полуприцепом-рефрижератором N 12 Alka](https://resizer.mail.ru/p/3bedbe02-1a0e-5bd7-bfe9-1e591fa10874/AQABhzOBlg56zNyh_jMX1SoCEd__BWjNKXDC_Y3zg83MDy4XqhA2aIJbWcTwhj4kKekVXD04rMSehQTg_NbRtjvZDO8.jpg)
Производство Skoda 706 с бескапотной кабиной начали еще в 1956-м, когда в СССР подобных серийных машин не было. После испытаний в 1964-м чешские грузовики версии 706 RT стали в больших количествах поставлять в СССР. В основном к нам шли седельные тягачи, таскающие полуприцепы-рефрижераторы полной массой 14200 кг, которые сначала звали Alka, а потом Orlican.
Рядный шестицилиндровый дизель объемом 11,9 л развивал 180 л.с., а на модернизированной версии 706 MT для полуприцепов полной массой 18000 кг и 210 л.с. На дорогах таких машин было очень много, поэтому они неоднократно засветились в кинохронике, а особенно прославились эпизодом в «Кавказской пленнице». Помните, откуда криминальная троица вытащила замороженную тушу? Вторая, даже более заметная по экранному времени, но менее известная роль 706-й «Шкоды» — в фильме «Гонка с преследованием» 1979 года.
В 1973-м представили тот самый LIAZ серии 100 с новыми кабинами, моторами в 270 и 300 л.с., а на поздних версиях LIAZ 110 — и 320 л.с. Такие тягачи, кстати, тоже сыграли в советском фильме — «Трое на шоссе» 1983 года.
![Один из первых привезенных в СССР тягачей LIAZ 100.45 на выставке Motokov (чешский аналог нашего «Автоэкспорта») в Сокольниках Один из первых привезенных в СССР тягачей LIAZ 100.45 на выставке Motokov (чешский аналог нашего «Автоэкспорта») в Сокольниках](https://resizer.mail.ru/p/a8a6efc8-8eb8-52d4-bbdb-be697f156836/AQAB7SrUi2ZKFFINrzmh9kgShB4rn0_4QxbxzuLxC98iYMvvctH36KfbxVWUygXgzesnJWiz7qxPrembiddghv4Vhro.jpg)
![Тягач LIAZ 110 c «30-тысячным» полуприцепом N 13 CH Orlican Тягач LIAZ 110 c «30-тысячным» полуприцепом N 13 CH Orlican](https://resizer.mail.ru/p/9cabf6fe-f8c0-5e9a-a9dd-6022b754e1b8/AQABF9wVcbTiMGnhFrDtIsC_LiW8dqDvnhXEDDBQK8twcVARUMYQdBpmaeRwUN7lOBa1ls-EtyuDC0s5c5HneRNZ9RU.jpg)
Отдельная глава эпопеи автомобилей Skoda в СССР — пассажирские машины. К нам приходили автобусы Skoda 760 RTO на шасси, унифицированном с грузовым. Хотя их было относительно немного. А пик поставок пришелся на конец 1950-х, когда в год покупали 200-300 пассажирских и сделанных на их базе специальных моделей.
![Автобусы Skoda 706 RTO тоже работали в СССР, но в относительно небольших количествах Автобусы Skoda 706 RTO тоже работали в СССР, но в относительно небольших количествах](https://resizer.mail.ru/p/bf6b0225-026a-5d6c-b503-718a50b6f6c3/AQABakPVNUbN7Re1rpHzwqXZowJyNe2Mp_f-4o9t-pIl1H7vYlC2FA30WoVbhmVfex69NbeVPq4w5BNqf0-YlrgCTRc.jpg)
Куда известней в Союзе были троллейбусы Skoda 9 Tr, которые выпускали с 1961 по 1982 годы. В столице такие машины вместимостью 70 человек со 156-сильным двигателем не работали. Зато их активно эксплуатировали в Киеве, Риге, других городах СССР. Всего к нам завезли более 5000 экземпляров.
![Чешские троллейбусы Skoda 9 Tr в Союзе знали очень хорошо Чешские троллейбусы Skoda 9 Tr в Союзе знали очень хорошо](https://resizer.mail.ru/p/31fec125-e247-57f9-8b9b-f0610333f096/AQABVzvGKjIIeW0fsmf7-zmXuUgdHap2OYkTKXNOpfMOOIhjZcbosp34jH78l6xmDHBlho2IGCDCzuZsvcJvSSEDyDA.jpg)
Следующая модель Skoda 14 Tr с более современным кузовом и двигателями в 136 и 163 л.с. у нас разошлась меньшим тиражом. Поставляли такие троллейбусы с 1980 года. Зато уже в новой России они обрусели, благодаря вологодской фирме «Транс-Альфа», которая в 1996 году собрала чуть более четырех десятков чешских машин.
![Skoda 14 Tr стали поставлять к нам в 1980-х, в 1996-м в Вологде собрали несколько десятков машин Skoda 14 Tr стали поставлять к нам в 1980-х, в 1996-м в Вологде собрали несколько десятков машин](https://resizer.mail.ru/p/b5ebe23a-4634-5afb-9b50-587d83bbc9a3/AQABlJVb8H2MovTse5xxkv0U3GfIanEQ4d_jPYFGvRyW5r2lp8IuZGC1YxymhjHwAR4o6Cv7v7JhQoFRnG6HR3ehOn4.jpg)
Двойники из Праги
На дорогах СССР встречались странные тягачи — вроде бы знакомая Skoda 706 RTTN, но с надписью Praga на передке. В столице Чехословакии копии «Шкод» под именем Praga S5T собирали с 1964 по 1972 годы. У нас их было относительно немного.
![Praga S5T — копию 706-й «Шкоды» — выпускали в Праге Praga S5T — копию 706-й «Шкоды» — выпускали в Праге](https://resizer.mail.ru/p/690329f8-2daf-5519-8df8-829092047583/AQABMLamwXjZWSjIMbvJt1teDTbms25cgPMvS8dYro2ety4HXRUYKlByqEwzpqRhrhQnZ-SyBsnZp4ZsM9X6cRuK1Qc.jpg)
Еще одна модель этой марки носила индекс V3S. Полноприводные трехосные машины выпускали с 1953 по 1985 — в основном, для армии. На шасси делали бортовые грузовики, самосвалы, спецтехнику. У нас встречались автомобили с надстройками-кунгами, как правило, передвижными флюорографическими кабинетами для глубинки. Praga V3S грузоподъемностью 5000 кг выгодно отличалась от наших аналогов ЗИЛ дизельным двигателем. Шестицилиндровый агрегат рабочим объемом 7,4 л развивал, правда, всего 98 л.с., зато был экономичен.
![Полноприводная Praga V3S с 98-сильным дизелем Полноприводная Praga V3S с 98-сильным дизелем](https://resizer.mail.ru/p/d26d545b-fbc7-5ece-8d61-995d0399f5e6/AQABUc5nRAP0RPfqBZiYZnOEudZEzhPtoyTk6fozL5cDjlXjOn0e2Z6fGuIc7tsQETlxkPhSEaag_a0zMeQQwJJASUA.jpg)
Наконец, на том же пражском заводе, но уже под именем Avia, с 1967-го производили двойников французских Renault Savien серий S 62 и S 64. Делали три версии — полуторатонную Avia А15, трехтонку Avia А30, а затем и двухтонную Avia А20. На машины меньшей грузоподъемности ставили 72-сильный, на трехтонные — 80-сильный дизели. Выпускали автомобили в разных версиях и до 1976 года на экспорт не поставляли. К нам они пришли в конце 1970-х и очень понравились водителям комфортом, легкостью управления и надежностью. В основном, к нам везли фургоны и бортовые грузовики.
![Фургон Avia A15 грузоподъемностью 1500 кг Фургон Avia A15 грузоподъемностью 1500 кг](https://resizer.mail.ru/p/db681749-eeb3-5369-8b8b-190a8b4c0c72/AQABA9HHazvzlWhe2PSaaNJSHTeu7B9MCsbTmWed6iW2S33J4gygdk8kYzBMvle5nPwB2slL-n0xTAXxPz5WHa41_pQ.jpg)
![Помимо фургонов, у нас работали и бортовые 2-тонные грузовики Avia A20 Помимо фургонов, у нас работали и бортовые 2-тонные грузовики Avia A20](https://resizer.mail.ru/p/228d7512-df3a-5ca4-b084-bf1135f247a9/AQAB13Wpa3zv-iv8ORZUgx6NMJCAUhKtyVY6b2pf2otEEQtVWqOJSJpi-pe4vNhKeH2aUt8yHMN2MHw8weNLBCqnvo0.jpg)
В глубинке такие машины встречаются и сегодня, демонстрируя не только очень неплохое чешское качество, но и свойственную нашим соотечественникам изобретательность при ремонте.