«Газелям» оставили 50 километров

Озабоченные ростом аварий с маршрутками гаишники предложили убрать «Газели» c междугородних пассажирских перевозок. Однако в Минтрансе, куда пришли эти предложения, уверены, что это сделать нереально.
content image for: 5291
По статистике ГИБДД, в этом году заметно возросло количество аварий с участием общественного транспорта. «А страдают от этого пассажиры, так как безопасность перевозок на общественном транспорте неуклонно падает», – заявил начальник главного управления ГИБДД Виктор Кирьянов.

По данным ГИБДД, рост основных показателей аварийности по вине водителей автобусов продолжается на протяжении последних пяти лет.

Так, за девять месяцев текущего года количество ДТП по вине водителей автобусов увеличилось на 16,7% (по сравнению с уровнем прошлого года), число раненых в них людей – на 10,8%, правда, число погибших уменьшилось на 4,5%. Зато возросло число аварий с участием автобусов с особо тяжкими последствиями. Статистика с ранеными и погибшими здесь абсолютно другая. Количество таких аварий за январь–сентябрь увеличилось на 4%, число погибших в них – на 9%, а раненых сократилось на 26%. Одной из болевых точек по сей день остаются всем известные маршрутки. За те годы, что «Газели» используются в этом качестве, они обросли дурной славой. И ни для кого не секрет, что аварии с участием маршруток происходят чуть ли не ежедневно как в крупных городах, так и на пригородных и междугородних маршрутах. Причем, по данным ГИБДД, основная часть ДТП с особо тяжкими последствиями происходит именно на междугородних маршрутах. Стоит вспомнить хотя бы аварию, произошедшую на Киевском шоссе 10 июня неподалеку от поселка Селятино. Тогда маршрутное такси, принадлежавшее фирме «Автокан», следовавшее из Москвы в Малоярославец на скорости 80 км/ч, врезалось в стоящий на дороге «КамАЗ». Девять человек, включая водителя, погибли на месте. Восемь с тяжелыми травами были доставлены в ближайшие больницы. В августе прошлого года «Газель», ехавшая из Тулы, врезалась на шоссе в стоящий Ikarus – погиб один человек, еще десять получили травмы.

По словам Кирьянова, чтобы обезопасить маршрутные перевозки, ГИБДД пошла на решительные меры и отправила в Российскую транспортную инспекцию предложение не допускать «Газели» к междугородним перевозкам. К таковым относятся поездки на расстояние более 50 км. То есть из Москвы в близлежащие города Подмосковья – Люберцы, Балашиха, Химки, Одинцово «Газели» ходить еще будут, а в дальние – Наро-Фоминск, Серпухов, Сергиев Посад – уже нет. Как рассказали «Газете.Ru» в министерстве транспорта Московской области, это ведомство не дает разрешение на поездки «Газелей» на междугородние маршруты: «Хотя по факту такие машины на ряде направлений несанкционированно работают. Это Чехов – Москва, Дубна – Москва, Руза – Москва. Также через Московскую область идут транзитом в другие регионы маршрутные «Газели» в Тулу, Щекино, Иваново, Малоярославец». Как удалось выяснить «Газете.Ru», в РТИ предложение из ГИБДД действительно к ним поступило. Но, по мнению представителей инспекции, сделать это сейчас практически невозможно. По словам источника в РТИ, все упирается в Закон о лицензировании перевозчиков. Инспекция может контролировать только перевозчиков, имеющих лицензию. А сейчас, по неофициальным данным РТИ, их имеют лишь единицы. Большинство перевозчиков продолжают ездить безо всякого на то разрешения. Тем более что бояться им по большому счету нечего. Ведь штраф за отсутствие лицензии ничтожен – 50 руб. Нетрудно посчитать, что для водителя «Газели», следующей по тому самому маршруту Малоярославец – Москва и обратно, заплатить такие деньги – пара пустяков. Ведь за рейс туда и обратно при стоимости одного билета 70 руб. можно заработать примерно 1700 руб.

Вот и выходит, что ГИБДД обращается с предложениями, которые фактически нереализуемы. По мнению источника в РТИ, для того, чтобы его ведомство могло контролировать междугородние перевозки, необходимо внести существенные изменения в существующее законодательство, и в первую очередь в Закон о лицензировании автоперевозчиков. Пока этого не будет сделано, рынок автоперевозок остается практически неподконтрольным государству.