Оттепель слизнула с дорог снег вместе с асфальтом. Соцсети наполнились тревожными фото пробитых колес. Но пока общественность возмущается, а легковушки мечутся зигзагами среди воронок, «Патриот» с непробиваемыми подвесками и тракторным клиренсом невозмутимо прет через ямочное разгильдяйство. Выходит, реклама в тему — «танк среди машин»? Посмотрим, как УАЗ удержит марку в танковом батальоне одной из мотострелковых бригад Западного военного округа.
Официальное название армейского соединения секретное и длинное, но путь еще длиннее. 1600 км преодолел рестайлинговый «Патриот» в спецверсии World of Tanks, чтобы встретиться на полигоне с Т-72Б3. Предвидя вопрос о надежности, спешим заявить: УАЗик с нулевым пробегом в дороге не подвел.
С чем встретим «Армату»?
Базовый вариант семейства Т-72 (объект 172М) приняли на вооружение в 1973 году в качестве простой в освоении и неприхотливой боевой машины на случай мобилизации. Концепция полностью себя оправдала: не найти основного танка, выпущенного «автомобильным» тиражом — порядка 30 тысяч штук!
Т-72 наполнили советскую, а затем и российскую армию, разошлись по миру, участвовали чуть ли не во всех военных конфликтах конца ХХ века. Поэтому танк регулярно обновляли в духе времени. Т-72Б3 — самая свежая модификация ветерана, попытка бюджетно поднять его боевые возможности до уровня Т-90А. С Т-72Б3 наши экипажи выигрывают танковый биатлон и ждут прогрессивную «Армату». Сейчас она проходит испытания, а с Т-72Б3 танкистам, по словам главкома сухопутных войск, придется жить до 2025 года.
У «Патриота» похожая судьба — начав примитивным рамным вездеходом, он год за годом развивается, уходя от армейского аскетизма в сторону сытой гражданки. И сейчас, с появлением подушек безопасности, ESP, подогрева руля и прочих приятных штук, УАЗ резонно претендует на лавры семейного SUV на каждый день. Не очень вяжется с вялой управляемостью и ручной коробкой? Так постоянный полный привод и автомат на подходе.
В поездках «на дальняк» УАЗ удобен безразмерностью: сколько вещей не пихай, все равно место останется. Но с проворностью проблемы. Уже на 100 км/ч пятая передача выкручивает атмосферник ЗМЗ (2,7 л, 135 л.с.) до 3 тысяч. А больше и не хочется. Динамики всё равно нет, зато шумов, как если в ураган окна распахнешь настежь: движок ревёт, трансмиссия гудит, ветер свистит, а толку — чуть.
И останавливаться на заправку каждые 350-400 км надоедает. Хорошо бензобак стал единым, не приходится причаливать к колонке АЗС разными боками. Но объем сократился с 72 до 68 л, а расход по трассе 12-14 л/100 км — многовато...
Хотя всё познается в сравнении. Т-72Б3 солярку вообще молниеносно уничтожает: до 450 л/100 км — каково? Зато и мотор на танке что надо! 39-литровый В-84-1 — наследник дизеля В-2 легендарной «тридцатьчетверки». Нынче в компрессорном варианте V12 развивает 840 «лошадей». Разбудить их — особый ритуал.
Одиночество мехвода
Обнимаешь орудие, скользишь спиной по лобовой броне башни и опускаешь ноги в черную дыру маленького люка, стараясь не запачкать стульчик, на который и садишься. Но оставь надежду, всяк сюда входящий — чистеньким выйти не получится. Ароматы дизтоплива и машинного масла заменяют механику-водителю туалетную воду, буквально въедаясь в кожу и одежду.
Ты здесь один, совсем один. В окружении механизмов, приборов, аккумуляторов и топливных баков. Командир с наводчиком — где-то сзади и сверху, среди потрохов башни. Поэтому обернуться стоит лишь для того, чтобы нажать кнопку «массы» за левым ухом. Регулятор оборотов внизу у педали сцепления — сдвигаю от себя. Освобождаю блокировку тормоза (танковый «ручник»). Жму кнопку масляного насоса, и, как только поднимется давление в системе, запускаю стартер, попутно слегка подгазовывая. Качнулся бронекорпус, в атмосферу с кормы танка улетело сизое облако, и грохот дизеля заглушил всё.
Теперь даже не слышно, что кричит офицер, стоящий вплотную к танку. Поэтому перед троганьем обязательно надо посигналить: кто не спрятался, я не виноват. А 46 тонн, оказывается, не так и тяжелы! Т-72Б3 задирает нос и резво, с эффектной пробуксовкой, стартует на снежно-грязевом месиве. Приборы тут сбоку, а не перед глазами, но по звуку понимаешь — движок выкручивается в момент. Щелк, щелк — не замечаешь, как доходишь до пятой передачи. Всего их семь, причем планетарные коробки (по одной на борт) механические, а ступени меняются последовательно, по-мотоциклетному — рычаг ходит по специальной гребенке.
Меньше роста, больше чувства
Танкисты ворчат — мол, Т-72Б3 жестковат, газотурбинный Т-80 идет по пересеченному рельефу плавнее. А по мне хорошо, в гражданском УАЗе трясет сильнее. С понижайкой и блокировкой заднего дифференциала «Патриот» тоже не прочь помесить жижу полигона, но делает это натужно, с напряжением. Гусеничная же машина не едет — мчит, временами даже взлетает! И вроде бы скорость не больше 50 км/ч, но на целине и это щекочет нервы.
Что там проскочили? Овраг, лужу?.. Мне пришлось управлять Т-72Б3 в положении по-боевому. Поднять кресло по-походному, чтобы голова торчала из люка, помешал рост 185 см и длинные ноги — в попытке нажать на тормоз, колено упиралось в броню. Когда сидишь полностью внутри, места хватает, но обзор — только вперед. Хотя и довольно сносный по меркам бронетехники, так как смотровая щель широкая и маячит прямо перед глазами.
Но все равно, например, не уронить танк с моста мехводу помогает лишь тонкое чувство габаритов. Ведь Т-72Б3 еще и на удивление подвижен — на рычаги управления бронированная громадина реагирует мягко, точно и живо. Пусть и не сразу — надо делать поправку на внушительный свободный ход: бортовые механизмы поворота срабатывают, когда рычаг чуть ли не полностью назад отведешь.
Опять же, немного сноровки, и на вираже Т-72Б3 отправляется в красивый дрифт, разбрасывая во все стороны густую грязевую кашу. Ведь чем больше газа дашь, тем проворнее гусеничная машина повернет, таковы особенности трансмиссии. Осадил, выжал сцепление — считай остановился и увяз.
Опасен ночью и в любую погоду
«Патриот» не назовешь фешенебельным внедорожником, но на фоне танка и он франт. Кожаный салон, климат-контроль, музыка шепчет в тишине — комфорт! Но Т-72Б3 современное оборудование тоже получил. Чтобы его увидеть, надо залезть через левый люк башни на место наводчика. Теперь у него всепогодный и всесуточный прицел «Сосна-У» с тепловизором, умным баллистическим вычислителем с датчиками состояния окружающей среды и автоматом сопровождения цели.
Иными словами, оператору надо только жертву выбрать. Поправки на ветер, температуру, тип боеприпаса и тряску электроника сделает самостоятельно. Точность стрельбы выросла: рассеивание при ведении огня с ходу сократилось почти в 2 раза! И обнаружить цель проще — в радиусе 5 км днем и 3,5 ночью от ока «Сосны-У» вражеский танк не скроется.
«Добро пожаловать, командир. Бой начинается, можно ехать!» — так залихватски «Патриот» приветствует владельца с поворотом ключа зажигания. Т-72Б3 встречает командира молча. И врагу ничего не разболтает, поскольку на машину поставили современную цифровую радиостанцию Р-168-25У-2 «Акведук» с шифрованием переговоров.
Но как в УАЗе прогрессивное соседствует с дедовскими решениями, так и в танке нашлось место для контрастов. С одной стороны, старший в экипаже получил тепловизор и дублирующий пульт управления вооружением, а с другой — вынужден изучать поле боя через прибор ТКН-3МК. Надежный и проверенный годами, но уступающий в остроте и качестве зрения оптике наводчика.
Остается компенсировать издержки экономной модернизации боевым опытом. Ведь на кону — жизни трех человек. И управлять сложным организмом под названием Т-72Б3 — далеко не то же самое, что рубиться на компе в «танчики», потягивая пенное на мягком диване. Другое дело, подобные игры и машины вроде «УАЗ Патриот» World of Tanks Edition не дают забыть о такой опасной, важной и сложной военной специальности, как танкист.