Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рейтинг@Mail.ru

КАМАЗ накрыло «Тайфуном»: тест нового российского супергрузовика

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
КАМАЗ накрыло «Тайфуном»: тест нового российского супергрузовика
КамАЗundefined
10 апреля
КамАЗ 11113 0.75 MT
Маленький,юркий​,весьма вместительный,э​кономичный во всех смыслах! Думал что никогда не сяду за руль этого чуда зверя,всегда смеялся над теми кто за рулем. Но однажды надо было перегнать авто своей...
3.7
18 ноября
КамАЗ 11113 0.75 MT
по дизайну и итделке- отстал на 50 лет.очень неудобно сиденье водителя, особенно для инвалида. Минимум регулировки. Подкладываешь, подбиваешь, подгибаешь и т.д. Голова постоянно упирается в потолок.На...
2.0
Другие отзывы о КамАЗ Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
17 марта 2017 09:11, Тест-драйвы
Еще вчера «Тайфун-К» был засекречен. Его показывали на парадах и выставках, но за руль посторонних не пускали. Для нас сделали исключение

В 1914 году парижские такси спасли столицу Франции. Вовремя переброшенные автомобилями армейские резервы помогли сдержать блицкриг немцев, сотворив «чудо на реке Марне». Стало очевидно — моторизованный транспорт куда быстрее и эффективнее лошадей с телегами.

Над схемой с равномерным распределением по базе шести колес плотно работал великий газовский и зиловский конструктор В. Грачев. На КАМАЗе сделали нечто похожее — при полной загрузке на каждую из осей приходится 8 тонн

Спустя сто лет концепция усложнилась. Мобильности мало, нужна защита. Нападения на колонны даже в глубоком тылу вошли в обиход партизан-террористов. Их атаки внезапны, оружие — смертоносно. В ход наравне с автоматами идут противотанковые мины, крупнокалиберные пулеметы и снайперские винтовки, переносные гранатометы. Зачастую против них бессильна броня БТРа, а обычный грузовик гарантированно становится братской могилой экипажа.

Натовцы опомнились первыми, массово освоив машины категории MRAP: Mine-Resistant Ambush Protected, «с защитой от подрыва и нападения из засад». Россия оказалась в отстающих — стыдно признать, с 1961 года, когда в армии появился Урал-375, войска не получили ни одной принципиально новой автомобильной платформы! ЗИЛ-131, ГАЗ-66, КАМАЗ-4310 — лишь вариации на тему. Вот и приходилось бойцам уповать на брезентовый тент да дощатый пол. Достаточно глянуть на фотохронику Афгана или Чечни: бронежилеты на окнах, стальные пластины в моторном отсеке — отчаянные попытки водителей спасти себя и машину...

Подрыв «Тайфуна-К» на противотанковой мине. V-образное днище успешно рассеивает ударную волну взрыва до 8 кг в тротиловом эквиваленте. Металлокерамическая броня с дистанции 200 м не пробивается бронебойной пулей калибра 14,5 мм. Лоб корпуса, по некоторым данным, способен выдержать попадание 30-мм снаряда. Защита «Тайфуна-К» превосходит российские ГОСТы и соответствует уровням IV и 3b натовского стандарта STANAG 4569

2010 — переломный год, стартовала программа «Тайфун». Еще живые российские заводы и НИИ включились в разработку унифицированной армейской платформы. Четырех-, шести- и восьмиколесные шасси создавались по модульному принципу, допуская установку как вооружения или спецоборудования, так и бронекапсулы для перевозки личного состава. «Тайфун-К», он же КАМАЗ-63968, относится как раз к этой категории. То есть это вовсе не гражданский грузовик в панцире, а оригинальный проект.

Бронекапсула: не бойся темноты

С усердным жужжанием сервоприводы захлопнули за спиной массивную аппарель. Свет едва пробивается сквозь четыре бронеокошка размером со школьную тетрадь. Мрачно... Но отставить нытье — в БТРе и этого нет, а ради безопасности можно потерпеть.

Бронедверь-аппарель десантного отсека покрыта нескользящим материалом. При необходимости откидывается на ходу

Шарю по стене в поисках выключателя, потолочные плафоны вспыхивают холодным белым светом, освещая бойцов роты штурма и разграждения 1-й гвардейской инженерно-саперной бригады. Ребята уже год осваивают «Тайфун-К», отрабатывая боевые действия в городских условиях, взятие укрепрайонов и прочие спецоперации.

Солдаты облачены в современную экипировку «Ратник», но даже в касках и с пулеметами в защищенном отсеке не тесно. Бойцы сидят вдоль бортов лицом друг к другу, причем каждый — в индивидуальном анатомическом кресле! Сбоку — крепление для автомата, тепло поддерживают две автономные «печки», летом выручает кондиционер. И даже в случае химической атаки дышится легко: фильтрационная установка очищает воздух, создавая в герметичной бронекапсуле избыточное давление.

Десантный отсек вмещает 16 бойцов. Кабина рассчитана на троих, включая водителя

На ходу: везет нежно

Пока едем на полигон, десантники шутят: «Хочешь, фильм на DVD посмотрим?» Дефицит окон компенсируют камеры кругового обзора — по паре на каждую сторону. Картинки выводятся на два монитора, виды переключаешь и комбинируешь по своему усмотрению.

В динамиках слышен разговор командира роты, старшего лейтенанта Дмитрия, с водителем. Между кабиной и бронекапсулой — защищенный моторный отсек, прохода нет, связь только через переговорку.

Недостаток «Тайфуна-К» — отсутствие бойниц. Отстреливаться приходится через верхние люки. Но в перспективе броневик получит на крышу модуль вооружения с дистанционным управлением

Похоже, свернули на проселок — тряска усилилась. Ищу, за что бы ухватиться, но зря. Плавность хода — не хуже, чем в БТРе. У «Тайфуна-К» тоже независимые подвески на поперечных рычагах. Убийственные для экипажа обычного «КАМАЗа» или «Урала» рвы да канавы бронеавтомобиль проходит с вальяжным покачиванием. Подкидывает, болтает в разные стороны, но ударов нет, о тяжелом рельефе сообщают лишь подвывания трансмиссии и смена тембра натужно бормочащего дизеля.

У камазовцев получился армейский лимузин! С точки зрения солдат, «Тайфун-К» по сравнению со старыми советскими грузовиками — все равно что президентский люкс на фоне казармы. Никогда еще военный транспорт не был таким фешенебельным. А каково водителю?

Аппарель управляется из бронекапсулы и кабины. Если механизм заклинит, бойцы покинут машину через аварийную дверь

Кабина: кибернетика и немного «Дакара»

Ручка бронедвери, словно рычаг на банковском сейфе. Не знаю, как петли держат такую нагрузку, но открыть путь в кабину я смог, лишь упершись в подножку. А если ранение и нет сил, машина подбита или лежит на боку? На этот случай есть пневмоусилители: нажал кнопку, могучие сервоприводы автоматически распахнут двери — как в «Роллс-Ройсе».

«Тайфун-К», похоже, успел породниться даже с дакаровским «КАМАЗом». Водитель бронеавтомобиля сидит в плотном и удобном кресле наподобие гоночного «ковша», зафиксированный пятиточечными ремнями безопасности. Перед глазами — цифровая приборная панель, под правой рукой — интерактивный экран бортовой информационно-управляющей системы (БИУС), следящей за состоянием автомобиля и работой основных узлов. Еще дальше вбок — командирские приборы связи и радиационно-химического контроля.

В современной бронемашине водитель уже не механик. Электроники столько, что даже текущее обслуживание и ремонт «Тайфуна-К» проводят специалисты. А вождение быстрее освоит айтишник нежели тракторист

Автономная печка, кондиционер, даже круиз-контроль и ретардер есть, а главное... автоматическая коробка передач! О старых «КАМАЗах» напоминают только «автобусный» отлогий руль и характерные кнопки на панели. А управление армейским грузовиком теперь не «тяготы службы» — удовольствие.

За рулем: жми педали, вывезет

На вопрос: «Куда едем?» Получаю лаконичный ответ: «Куда хочешь, только газ не бросай». Легко сказать, когда кругом снежное поле черт знает какой глубины, скрывающее пересеченный рельеф. Видя сомнение, офицер лезет в меню и заставляет гидропневмоподвеску задрать кузов в верхнее положение. С клиренсом в полметра, понижайкой в раздатке, системой регулирования давления в шинах и блокировками всех дифференциалов «Тайфун-К» даже без колеса способен уползти с поля боя. А тут — обычное бездорожье. Погнали!

Реальный расход солярки колеблется в районе 80 л/100 км. При этом запас хода обещан не менее 1000 км

И, знаете, водить громадину полной массой 25 тонн не сложнее электрической машинки в парке аттракционов. Сделай поправку на размеры, жми педали, крути руль — новобранец выучится быстро. Тяжести на органах управления нет вообще, справится и подросток. Другое дело, с мудреной электроникой придется общий язык найти и на «длинную» баранку наматываться запаришься — слишком много оборотов от упора до упора. Зато усилитель не затыкается, как, например, на старых колесных тягачах МАЗ-543.

Нижнее положение
Верхнее положение
Гидропневматические стойки управляются индивидуально. Можно не только увеличить клиренс, но и задрать лишь одну «лапку» для замены поврежденного колеса — домкрат не нужен

И маневренность великолепная — у «Тайфуна-К» поворачиваются колеса первых двух осей. Отчего приходится помнить: чтобы не промахнуться в поворот, вращать руль надо уже после того, как вираж начался. Ведь сидишь не за, а перед колесами, не то что в легковой машине.

Вывод: опасная запрещенка

Для бронеавтомобиля у «Тайфуна-К» отменная обзорность. Стекла толщиной аж 130 мм слегка искажают пространство, но поскольку капота нет, дорогу видишь буквально под ногами. А боковые зеркала с электроприводом помогают контролировать обстановку по бортам, поэтому исполинские габариты и высоченная посадка — не помеха.

На бездорожье «Тайфун-К» остановит разве что водная преграда. Брод в человеческий рост для машины не проблема, но плавать она не умеет

450-сильный турбодизель V8 КАМАЗ-740.354-450 тянет всегда и везде. По ровной дороге «Тайфун-К» легко держит «сотню». По словам штатного водителя, и 120 км/ч для броневика не предел. Двигателю не мешает даже неторопливый и не всегда логичный шестиступенчатый автомат американской фирмы Allison. Например, при движении внатяг по целине он порой норовит перейти на ступень повыше, тем самым обрубив тягу на колесах. Выручает ручной режим. И это в любом случае лучше, чем по-старинке ворочать непослушной кочергой механической трансмиссии.

При длине 8 метров «Тайфун-К» имеет ширину 2,5, а высоту — 3 метра

Хотя, пожалуй, именно зарубежные компоненты — главная проблема «Тайфуна-К». Хорошая получилась машина: прочная, проходимая, комфортабельная, но дорогая. Поговаривают, стоимость российского MRAP — около 50 миллионов рублей. Американская коробка, французские шины Michelin, немецкая комбинированная броня с керамическим усилением, ирландские ступицы Timoney с колесными редукторами... Ладно деньги, есть сомнения, что в случае войны НАТО великодушно продолжит поставлять запчасти. И эту проблему создателям «Тайфуна-К» придется решать.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
309
AVS
Не спорю, машина хорошая.
Минусы только всё портят.
Собранная из импортных комплектующих, машина на момент военного конфликта со странами НАТО просто перестанет существовать.
А для того, чтобы делать узлы и запчасти внутри страны, у нас не хватает ни станков, ни рабочих рук.
Кстати, квалифицированых рабочих на заводах не хватает критически.
Вся наша "патриотичная" молодёжь не желает пачкать руки, и работает в офисах и на прочих ничего не производящих трудовых местах.
А если и есть на каком заводе молодые рабочие руки, то только потому, что в этом городке больше некуда устроиться, и зарплату по полгода не получают.
Минус к тому умирают старые работяги с высокими разрядами, и учить молодых работать скоро станет совсем некому.
СсылкаПожаловаться
GarChik
AVS, а ничего, что у нас так устроена политика/экономика в стране, что нет предпосылок, желания и мотивации для развития производственных секторов. Поэтому все работают там, где могут заработать своим трудом.
Если сам премьер сказал: ну а чтож вы работаете учителем, идите в бизнес! То какие вопросы к населению? Население крутиться как может. Я себе плохо представляю, что даже если 15% работоспособного населения встанет и скажет: Научите нас, постройте заводы, мы будем вкалывать на Российских предприятие и создавать что-то!, то вы думаете гос-во обеспечит хотя бы 5% заводами и раб. местами? нет. у нас ресурсоторгующая страна, и она зарабатывает на том, что легче всего. И весь этот патриотизм, к сожалению, только пшик, за которым ничего глубинного не стоит, нет стержня.
СсылкаПожаловаться
Ляйля Касимова
Зачем горбатиться за станком за 15 000 руб в месяц, если в белой (красной, голубой, желтой) маечьке, в магазинчике хлопаешь ресничками, крутишь попкой и получаешь те же деньги (пример штамповщица в цехе механического завода, производящего газовые бытовые котлы, при стаже в 20 с лишним лет проведенных в грязном темном цехе, где без наушников долго находиться невозможно получает от 7600 руб до 12 000 руб. и продавец-консультант Евросети, такая вся чистенькая, напомаженная, приятно пахнущая духами получает от 15000 руб.
Так кто пойдет работать в цех ?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.