Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 ноября 2003 20:53, Новости

Армейская «Шишига»

40 лет назад ГАЗ начал производство легендарной модели грузовика ГАЗ-66. С модификациями она выпускалась почти до конца ХХ века.
10 декабря
Volkswagen Polo 1.6 AT
Комфорт приемлем, но холодная (салон)
3.3
10 декабря
Mitsubishi ASX 1.6 2WD MT
Отличный автомобиль! Молодцы японцы!
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Почти у каждого популярного российского автомобиля среди водителей есть своя кличка. «Буханка», «Копейка», «Зубило», «Захар»... А эту модель окрестили «Шишигой» – вероятно за сходство звучания со словом «шестьдесят шестая». Производство полноприводного бескапотного грузовика ГАЗ-66 стартовало со второго на третье ноября 1963 года. История рождения ГАЗ-66 необычна. 3 августа 1956 года в экспозиции новых моделей, выставленных на тогдашней ВСХВ (затем – ВДНХ, а ныне ВВЦ) был представлен грузопассажирский внедорожник ГАЗ-62.
Он напоминал известный у нас ленд-лизовский армейский Dodge-3/4. Но ни армия, ни сельское хозяйство не проявили к машине особого интереса. Конструкцию ГАЗ-62 разрабатывал Александр Дмитриевич Просвирнин, который с 1952 года служил на ГАЗе заместителем главного конструктора по грузовикам. Просвирнин оперативно учел пожелания основного заказчика и создал грузовой вариант ГАЗ-62. Машина колесной формулы 4х4 могла перевозить чуть больше тонны груза и имела кабину, расположенную над двигателем. На ее разных модификациях испытывались и самоблокирующие дифференциалы, и герметичные тормоза, и двигатель с форкамерно-факельным воспламенением горючей смеси. В конце концов был найден компромиссный вариант с форкамерно-факельным мотором, и в 1959-1960 годах ГАЗ выпустил партию из нескольких сотен автомобилей ГАЗ-62. Их эксплуатация показала, что шестицилиндровый двигатель, развитый из известного мотора ГАЗ-51, недостаточно мощен. К этому времени завод имел уже конструкцию перспективного V-образного 8-цилиндрового мотора с картером и головкой цилиндров из алюминиевого сплава. В начале 60-х годов началась подготовка к его серийному производству. Впоследствии этот двигатель широко использовался на грузовике ГАЗ-53А и других машинах. Параллельно шла работа по дальнейшему развитию конструкции ГАЗ-62 применительно к возможностям нового двигателя. Эту работу возложили на ведущего конструктора Р.Г. Заворотного. Он под общим руководством Просвирнина, который с 1958 года стал главным конструктором завода, спроектировал модель ГАЗ-66 грузоподъемностью две тонны. Высокую проходимость этого грузовика обеспечивали не только одинаковая колея передних и задних колес с широкопрофильными шинами и большой дорожный просвет (315 мм). Удачное сочетание таких инженерных решений, как система подкачки шин на ходу, самоблокирующие дифференциалы кулачкового типа, лебедка, восьмиступенчатая трансмиссия, сделало ГАЗ-66 незаменимым автомобилем для работы в условиях бездорожья. К тому же автомобиль имел низкий центр тяжести и довольно большой запас мощности. Установленный на ГАЗ-66 8-цилиндровый двигатель развивал мощность 115 л.с. (после модернизации – 120 л.с.). Он позволил грузовику снаряженной массой в 3640 кг (вариант с лебедкой) идти по шоссе со скоростью до 90 км/ч., брать подъемы крутизной до 30 градусов и преодолевать брод глубиной до 1 метра. Автомобиль прекрасно зарекомендовал себя в самых тяжелых условиях эксплуатации, получил признание среди водителей. Сегодня представляется странным, почему он не был своевременно отмечен Государственной премией. Это был оригинальный по конструкции и удачный по назначению автомобиль.
После модернизации в 1985 году машина получила измененный индекс модели: ГАЗ-66-12 для разновидности с лебедкой и ГАЗ-66-11 – без лебедки. Первоначально завод планировал выпускать и трехосный грузовик ГАЗ-34 и ГАЗ-33 колесной формулы соответственно 6х6 и 6х4. Их испытания уже шли в 1965 году. Но заказчик (читай – вооруженные силы) не счел нужным дать добро на эти модели, полагая, что машина грузоподъемностью 3,5 тонны (ЗИЛ-131) более подходит для армейских нужд. Ее выпуск был начат с 1967 года. На базе ГАЗ-66 существовало немало разновидностей. В частности, для воздушно-десантных войск выпускалась машина с брезентовым верхом кабины и откидывающимся в горизонтальное положение ветровым стеклом. Такой автомобиль удобно размещался в транспортном самолете, был пригоден для сбрасывания с парашютом и проще маскировался в кустарнике. Завод также выпускал шасси ГАЗ-66-12-1010 для установки фургонов, цистерн и разных специализированных кузовов. Кроме того, существовала и так называемая народно-хозяйственная модификация базовой модели. Она не имела системы подкачки, лебедки и называлась ГАЗ-66-40. Модификация выпускалась с 1995 года, и на ее базе завод делал сельскохозяйственные самосвалы, которые имели задние двускатные колеса. Автомобили семейства ГАЗ-66 сходили с конвейера до июля 1999 года. На смену им пришли грузовики «Садко» ГАЗ-3308. У этого автомобиля силовой агрегат и узлы шасси сохранены от ГАЗ-66, но компоновка машины выполнена по капотному типу.
Одним из доводов в пользу такого решения стали большие потери военных водителей в так называемых горячих точках, связанные с особенностями конструкции ГАЗ-66. Когда кабина вынесена в зону передних колес, водитель легко становится жертвой подрыва на мине. При капотной компоновке мина взрывается под двигателем, и вероятность ранений меньше.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru

Рекомендуем прочесть

  • Нет Фильмы онлайн на Кино Mail.Ru