Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Именем Сталина: на дизеле за первым советским дизелем

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
19 декабря
Kia Sportage 2.0 MT
Машина на твердую четверку. Ничего особенного, рабочая лошадка. Эксплуатирую каждый день не смотря на погоду. Живу на севере, морозы достигают до -40. Есть електро подогрев. 2 часа в самый лютый мороз...
4.2
20 января
Kia Sportage 2.0 2WD AT
В целом комфортный, резвый, современный и красивый автомобиль. Думаю по качеству не уступает ни немцам, ни японцам, ни тем более американцам. Я уже не говорю про ценник как на запчасти, так и на...
5.0
Другие отзывы о Kia Sportage Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
10 января 2017 10:01, Статьи
Три автопробега, две эпохи и один маршрут по «дизельной» дороге. 80 лет назад здесь испытывали советские грузовики на солярке, а сегодня — «умный» Kia Sportage. Разумеется, на тяжелом топливе

1923 год. MAN, Benz и Daimler изобретают дизельный грузовик. Стоило такой технике засветиться на международной арене в 1924-м, коммерсанты почуяли выгоду. К началу 30-х экономичный и выносливый транспорт утвердился на европейских линиях перевозок.

Дизельный АМО-3 было не отличить от бензинового. Уже в 1932 году советский инженер Меньшиков думал об унификации

Успех «дизель-моторов» не остался без внимания даже в СССР. А ведь страна тогда только поднималась из руин. Автопарки донашивали машины царских времен, чудом уцелевшие в лихолетье Гражданской войны и разрухи. Заводы скорее напоминали ремонтные мастерские, а не промышленные предприятия.

Но что за границей велел рынок, в Советском Союзе насаждалось железной рукой большевиков. Первая пятилетка. Индустриализация. И стало ясно — нужны грузовики. Причем современные и в огромном количестве. Желательно, чтобы работали не на дорогом и дефицитном бензине, а на дешевой солярке или газойле. Осенью 1930 года Центральный Комитет партии принимает постановление о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. Да сразу с размахом — такие моторы тысячами планировали делать на еще не построенном заводе в Уфе.

В НАМИ (ранее — Научный автотракторный институт) решили не копировать зарубежные моторы, а построить свой, советский, дизель, избавленный от недостатков «иностранцев»

Для ЗИСа от НАТИ и «Коммуниста»

Поначалу дело забуксовало. Не хватало опыта, толковых специалистов, лабораторий... Лишь к 15-й годовщине Октябрьской революции, в 1932 году, группе инженера И. Меньшикова из Научного автотракторного института удалось построить экспериментальный двигатель НАТИ-1-60. Четырехцилиндровый вихрекамерный нижневальный дизель объемом 6 л развивал 60-70 л.с. при 1600-1800 об/мин и предназначался для установки на грузовики ЗИС (тогда они еще носили марку АМО), причем без переделки моторного отсека.

А еще Меньшиков заложил в конструкцию модный сейчас модульный принцип! Планировалось выпускать семейство однотипных 4- и 6-цилиндровых дизелей с электростартером и парными головками цилиндров. Например, задумывалась тихоходная версия НАТИ-2-40 отдачей 36-40 л.с. при 1050-1100 об/мин.

Трасса «Холмогоры» — одна из старейших дорог России. Путь из Москвы в Ярославль через Переславль-Залесский «протоптали» почти 900 лет назад. За это время конфигурация трассы много раз менялась, но местами она еще хранит дух старины и разнообразный рельеф

Первые пять двигателей НАТИ-1-60 выпустил завод «Коммунист» в поволжском Марксштадте. Начались испытания, в ходе которых дизельный 2,5-тонный грузовик АМО-3 проехал по маршруту Москва — Ярославль — Москва, показав расход 19 л/100 км и максимальную скорость 70 км/ч. Для сравнения, бензиновый АМО-3 разгонялся до 50 км/ч, потребляя топливо, как боржоми с похмелья, — 33 л/100 км!

Но то была Пиррова победа дизеля Меньшикова. Показатели хорошие, конструкция вроде бы жизнеспособная, а смежники подвели. Барахлили форсунки, ломался ТНВД, дизель с трудом запускался в мороз...

Вот так мы относимся к истории. Среди великолепия Никольской улицы разваливающийся «расстрельный дом» (где сначала размещалась шарашка Брилинга, а позже – Военная коллегия Верховного суда СССР) стыдливо прячется под покрывалом

Дизель из шарашки

Параллельно происходили другие интересные события, о которых предпочитали помалкивать. 15 мая 1930 года ВСНХ и ОГПУ издали циркуляр «Об использовании на производстве специалистов, осужденных за вредительство».

Только условия работы в военизированной обстановке способны обеспечить эффективную деятельность специалистов в противовес разлагающей обстановке гражданских учреждений
Генрих Ягода
фактический руководитель Политуправления

Такие конторы вскоре назовут шарашками. В одну из них — Бюро особых конструкций — согнали инженеров-двигателистов под руководством опального профессора Н. Брилинга. В 20-х его уже арестовывали за антисоветчину, а в 1931 году вторично приговорили к трем годам лагерей. Но освободили условно-досрочно, обязав порадовать Страну Советов хорошим автотракторным дизелем.

Я-5 с дизелем КОДЖУ отличались тщательной сборкой и нарядной отделкой

Снова вспомним ось Москва — Ярославль. Шарашка Брилинга размещалась в центре столицы, на Никольской, 23 — в здании Технического отдела ЭКУ ОГПУ. А за воплощение двигателя в металле отвечал Ярославский государственный автомобильный (ныне — моторный) завод. Переписка шла под грифом «Секретно» через директора предприятия В. Еленина. До сих пор в архиве ЯМЗ минимум бумаг по тому проекту.

Как Кобу подружили с «Бошем»

14 сентября 1932 года ЯГАЗу предписали собрать к 1 февраля 1933 года три опытных экземпляра дизеля, получившего странное название КОДЖУ (от Коба Джугашвили, партийной клички Сталина). Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Брилинг создал и правда хороший, современный мотор — алюминиевый, с чугунной головкой, стальными гильзами цилиндров и хитрыми камерами сгорания. Вот только детали пришлось заказывать чуть ли не во всех отраслях промышленности СССР, включая оборонку и авиационные заводы. Поставки регулярно срывались.

Начало автопробега. 1934 год
2016 год
После войны главную проходную Ярославского завода перестроили и сместили на 200 м, но как раз с этого места дизельные Я-5 уходили в первые пробеги

Сложные компоненты закупили в Германии. «Система питания мотора топливом состоит из насоса «Бош», одного фильтра «Бош», нефтяного вспомогательного насоса и форсунок «Бош»... Электрооборудование состоит из стартера «Бош» в 6 л.с., динамо для зарядки аккумуляторов, 12-вольтовой батареи аккумуляторов емкостью 135 Ач, запальных свечей «Бош», — писал сам Брилинг в журнале «За рулем».

Лишь к ноябрю 1933 года ярославцы изготовили два опытных шестицилиндровых 10-литровых КОДЖУ мощностью 87 — 90 л.с. (реальная отдача оказалась чуть ниже расчетной), установив их на доработанное шасси пятитонных грузовиков Я-5. И сразу машины отправили в испытательный пробег до Москвы и обратно в компании моделей с зарубежными агрегатами. КОДЖУ оказались лучшими. Легко запускались в мороз до минус 21 градуса, разгоняли Я-5 до 50 км/ч и за 590 км не потребовали вынужденных остановок для ремонта, хотя три из четырех иностранных моторов сломались, передавали «Известия» и газета «Северный рабочий».

В дизельном пробеге 1934 года участвовали двигатели многих именитых фирм — от MAN и Perkins до FIAT и Renault. При их установке на советские грузовики пришлось менять главные пары в трансмиссии и перекраивать моторные отсеки

Нашлись вредители

В 1934 году КОДЖУ снова доказал право на жизнь. В трудном пробеге Москва — Тифлис — Москва протяженностью около 4500 км советский дизель выступил против сборной мира: 26 (по другим данным — 40) зарубежных моторов вживили в советские грузовики. В итоге творение Брилинга похвалили за надежность, экономичность и холодный запуск — обе машины успешно финишировали.

Осталось дело за малым — наладить серийное производство. И КОДЖУ передали в НАТИ для финишной доводки. К 1938-му мотор назывался уже «КОДЖУ-НАТИ» и был переделан чуть ли не полностью: имел чугунный блок, две раздельные головки цилиндров и развивал 105-110 л.с. Планировалась форсировка до 120-132 л.с. В 1939-м завершились стендовые и дорожные испытания с полной нагрузкой, но...

Дизель КОДЖУ и его разработчики. Для многих это фото стало последним...

По стране покатились репрессии. Были арестованы и расстреляны за вредительство директор ЯАЗа Еленин, его помощник по технической части Гайдукевич и так далее по цепочке вплоть до изобретателя шарашек некогда страшного и всесильного Ягоды. Покрыта туманом судьба инженера Меньшикова. Выжил только Брилинг — он умер своей смертью в 1961-м, однако реабилитировали его только в 1989-м.

А дальше была война. Уфимский завод, который успел сделать несколько КОДЖУ под индексом МД-23, передали в авиацию, и об автомобильных дизелях на время забыли.

Дизельный кроссовер с пакетом GT-Line и полным набором систем безопасности — самый дорогой Sportage. Стоит такая машина 2 129 000 рублей

Старый маршрут, современная машина

На заре автомобилизма пробег был чуть ли не главным видом испытаний — эпоха полигонов еще не пришла. Но и сегодня реальная дорога дает пищу для размышлений. Особенно когда надо проверить системы, которые создавались совсем не для российских условий. Вот мы и отправились по следам КОДЖУ и НАТИ-1-60 на дизельном Kia Sportage с кучей современных ассистентов.

Двери у Sportage не закрывают пороги, поэтому намерзшую «бороду» регулярно обтираешь штанами

На современном кроссовере ехать приятно. Двухлитровый 185-сильный дизель в паре с шестиступенчатым автоматом и полным приводом — удачная комбинация. Бодро едет, уверенно тянет, стабильно мчит по льду и кушает при этом всего 7,4 л солярки на 100 км. От Москвы до Ярославля пролетаешь на одном дыхании — никакого приключения, как в 30-е годы прошлого века. Почти...

Камера заднего вида в слякоть бесполезна, так как корму Sportage моментально затягивает грязью

Зиму дизельный Sportage недолюбливает. Заводится в мороз без проблем — надо только подождать минутку, пока сработают свечи накаливания. Однако холодный движок наполняет салон шумом и лютой вибрацией, которая ощущается везде — на кресле, руле, кузове... А греется мотор долго. Когда на улице ниже минус 10, молотить на холостом ходу бесполезно. Да и в движении температура растет медленно, а попадешь в пробку — стрелка ползет к нулю. Что делать? Задуматься о предпусковом подогревателе. А вот с электроникой владелец дизельного Sportage ничего не сделает — с ней придется жить. Дружно ли?

Условия на трассе — хуже не придумаешь. Темно, метель, под колесами вязкая жижа вперемешку со снегом. Первым сдался радар системы экстренного торможения. Но случилось это почти у Ярославля и не сразу. Поначалу тревожное предупреждение то вспыхивало на приборной доске, то снова гасло. А когда загорелось постоянно, мы вышли посмотреть на прибор — он был покрыт слоем грязи. Чудо, что радар продержался так долго.

Такая «шуба» из снега, песка и жижи временно выводит из игры радар контроля дистанции

Удивила и камера, которой Sportage захватывает дорожные знаки, разметку и попутные объекты. Изношенные «дворники» и непогода не смогли затуманить оптическое око. Разве что дальний свет отказывался автоматически выключаться, если впереди появлялась чумазая фура. Видимо, писавшим алгоритм электронщикам не пришло в голову, что по дорогам могут ездить машины с едва видимыми габаритными огнями. Зато с распознаванием знаков и полосы порядок. Если нет разметки, компьютер прицепится к краю обочины. Главное, чтобы ее граница была отчетливо видна на фоне темного асфальта.

Ноль претензий — к ультразвуковым датчикам слепых зон и помощнику при выезде с парковки задним ходом. Им зима нипочем, да и чистота машины роли не играет. Обе функции исправно работали всю дорогу.

Такой чумазый грузовик камера в темноте не заметит и автоматом дальний свет не выключит

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
113
Валерий Рюмин
Дизеля в Европе запретят скоро из- за экологии! Что молоть попусту!
СсылкаПожаловаться
Doktor
Киа отстой!!! зачем она тут?
СсылкаПожаловаться
Вячеслав Хорошевский
Так было, есть, и будет - свои мочат своих! А ведь как-бы могли жить! Такая страна огромная и пи.дец!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru