Что может сократить аварийность: мнение экспертов

В агентстве «Интерфакс» в преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП состоялась пресс-конференция, посвященная лучшим социальным проектам в области безопасности дорожного движения

Открыла пресс-конференцию президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. Она представила социальную кампанию «Навстречу безопасности», которая проходила осенью этого года в Псковской, Новгородской и Ленинградской областях в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах. «За последние несколько лет мы изменили культуру участников дорожного движения: научили пристегиваться, использовать детские удерживающие устройства, пропускать пешеходов, носить световозвращающие элементы, негативно относиться к потреблению алкоголя за рулем, — подчеркнула Наталья Агре. — Но для того, чтобы добиваться значительных результатов необходимо продолжать работу. И проект «Навстречу Безопасности» стал еще одним звеном комплексной программы по профилактике нарушений в сфере безопасности дорожного движения».

content image for: 63112

В течение трех недель кампания посетила 12 детских садов, 15 школ, 6 социальных учреждений, 9 родильных домов и детских поликлиник, а также три центральные площади выбранных регионов. Такой насыщенный график позволил охватить участников дорожного движения разных возрастов — от малышей до людей пожилого возраста. В работу активно включились представители департаментов образования, здравоохранения, транспорта, уполномоченные по правам ребенка, родительские комитеты, эксперты по безопасности дорожного движения, общественники и представители других заинтересованных в решении проблемы организаций.

Эффективность кампании измеряется как данными статистики аварийности, так и данными социологических исследований. Согласно исследованию, проведенному экспертным центром «Движение без опасности» совместно с ВЦИОМ, по окончанию кампании «Навстречу безопасности» в целом выросло количество законопослушных участников дорожного движения. Так, в Ленинградской области после проведения кампании число людей, часто встречающих автомобилистов, двигающихся быстрее разрешенной скорости в населенном пункте, сократилось с 62% до 39%. А число людей, не использующих световозвращающие элементы для обозначения себя на дороге, сократилось с 70% до 55%.

content image for: 63112

В Новгородской области после ознакомления с материалами кампании 31% жителей региона отметили, что приобрели и стали использовать световозвращающие элементы. А в Псковской области подчеркнули, что после кампании число респондентов, которые при нахождении за рулем следят за тем, пристегиваются ли пассажиры, и просят их пристегнуться выросло до 60% (с 38%). Среди опрошенных пенсионеров Ленинградской области доля тех, кто считает, что водители должны всегда уступать им дорогу, сократилась с 71% до 26%.

Что касается статистики аварийности, то показатели сентября 2016 года существенно отличаются от показателей сентября 2015-го. В Ленинградской области общее количество ДТП сократилось на 22%, погибших — на 30%, в Псковской количество ДТП сократилось на 25%, погибших — на 20%, в Новгородской области число ДТП сократилось почти на 21%, погибших — на 50%. Также сократились показатели по числу погибших пешеходов, в том числе в темное время суток, числу жертв среди детей, пассажиров и водителей.

Эффективность социальных кампаний отметил и заместитель министра образования и науки Калужской области Владимир Доможир: «Мы увидели огромный результат от кампании, проведенной совместно с Госавтоинспекцией и “Движением без опасности” в рамках Федеральной целевой программы в 2015 году, “По правилам”. У нас было четыре направления, по которым мы работали: скоростной режим, детские удерживающие устройства, ремни безопасности и пешеходные переходы. Мы задействовали дошкольные образовательные учреждения, школьные, высшие и средние специальные учебные заведения, помимо этого провели семинары с педагогами, чтобы они могли разъяснить всю информацию своим воспитанникам. Анализируя итоги этой работы, мы видим, что на 18% снизилось количество погибших на дорогах».

content image for: 63112

Владимир Кузин отметил, что если 10 лет назад в России на дорогах гибло 35 тысяч человек, то в 2015 году удалось снизить число жертв до 23 тысяч. Кроме того, можно констатировать, что, по данным за 9 месяцев этого года, продолжает снижаться аварийность — на 6,7% стало меньше ДТП. Заместитель начальника Госавтоинспекции России подчеркнул, что такие показатели достигаются за счет инфраструктурных и законодательных изменений, а также во многом благодаря активному участию общественных организации и гражданского общества в вопросах безопасности на дорогах.

«В текущем году порядка 500 тысяч водителей было задержано в состоянии опьянения, причем каждый 15-й случай стал известен благодаря бдительности граждан и представителей общественных организаций. Кроме того, за десять месяцев этого года в Госавтоинспекцию поступило около 111 тысяч обращений граждан с фото- и видеофиксацией нарушений Правил дорожного движения, по ним возбуждено порядка 90 тысяч дел об административных правонарушениях и вынесено практически 70 тысяч постановлений о назначении наказаний», — рассказал Владимир Кузин.