Госсовет посоветовал строить дороги

В среду Государственный совет одобрил проект развития транспортной стратегии РФ до 2025 года, который теперь поступит на рассмотрение правительства. Среди основных проектов – увеличение налогов за пользование автомагистралями и развитие сети платных дорог.

Первые такие трассы могут появиться в течение ближайших двух-трех лет, а к 2025 году, согласно проекту, они составят свыше 5% общей дорожной сети России. Представители рабочей группы внесли это предложение, основываясь на опыте западных стран, где платные магистрали существует уже несколько десятилетий. Президент Владимир Путин, открывая совет, заметил, что государство все в меньшей степени «должно выступать как хозяйствующий субъект и монопольный собственник, а во все большей – учиться работать с предпринимателями, открывая новые возможности для их инициативы». Поэтому предполагается, что эти дороги будут создаваться на основе государственно-частного партнерства, то есть при частичном использовании частного капитала. На первых порах ответственность за строительство, ремонт и содержание дороги будет полностью перенесена с федерального на муниципальные бюджеты.

Затем, согласно проекту, в законодательство РФ планируется внести изменения для введения института «частных дорог», предоставляющего право хозяину дороги самостоятельно устанавливать плату за проезд. Что же касается автотрасс, принадлежащих государству, то расходы на их ремонт и эксплуатацию будут возложены не на госбюджет, а на систему целевых дорожных фондов, состоящую из федерального, регионального и муниципальных фондов, к которым и должны быть приписаны автомобильные трассы. Деньги в эти фонды будут приносить постепенно возрастающий «дорожный налог» для пользователей автотрасс, а также увеличение государственных акцизов на бензин и дизельное топливо.

На последних этапах реформы, отмечается в проекте, финансирование автомобильных дорог планируется полностью перевести на доходы с «налогов и сборов с пользователей с расширением привлечения внебюджетных источников финансирования» Особое внимание было уделено повышению мер безопасности движения на всех видах транспорта, в том числе безопасности дорожного движения. На этот аспект, открывая заседание Госсовета, обратил особое внимание Владимир Путин. «Следует серьезно совершенствовать систему обеспечения безопасности на транспорте включая ее экологическую составляющую», – заявил президент. Этому, по мнению разработчиков проекта, должно способствовать строительство новых и модернизация существующих автомобильных дорог. В материалах рабочей группы отмечены, в частности, завершение строительства ряда крупных мостов: через Волгу в Ярославле, Ульяновске, Волгограде, а также через Кольский залив в Мурманске и через Каму в Перми. Предусмотрено сооружение мостов через Обь в Новосибирске и Ангару в Иркутске, а также строительство дорог на Колыме, в Якутии и в Западной Сибири. Кроме того, предлагалось обратить особое внимание на строительство федеральных трасс, в том числе в 2004 году закончить строительство автомагистрали Чита–Хабаровск и тем самым завершить создание самой протяженной в мире Транссибирской автомагистрали (10 тыс. км) от Владивостока до Бреста. Планируется также ввести в эксплуатацию кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга, которая примет на себя транзитные грузопотоки в полосе панъевропейских транспортных коридоров No 1 и No 9. В транспортной стратегии определены проекты строительства обходных автомагистралей в городах Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск, Иркутск.

По оценкам экспертов «Росавтодора», на реализацию данных проектов потребуются инвестиции в объеме около 1 трлн рублей, при этом почти 900 млрд рублей намечается выделить из федерального и региональных бюджетов. Министр транспорта РФ Сергей Франк подчеркнул, что строительство новых дорог с твердым покрытием даст возможность 16 млн жителям отдаленных сельских населенных пунктов получить прямой автодорожный выход в районные центры и другие города. Разработчики проекта утверждают, что благодаря планируемым нововведениям безопасность движения значительно возрастет. По их расчетам, число погибших в ДТП на тысячу автомобилей снизится на 50%. В России в 2003 году этот показатель составил 1,2, в развитых странах – порядка 0,3%. При этом к 2025 году развитие дорожной сети и транспортной инфраструктуры позволит восьми из десяти российских семей активно пользоваться автомобилем. Сейчас, по данным рабочей группы, автомобиль имеет каждая вторая семья. Вместе с тем, разработчики доклада полагают, что «в обозримом будущем парк личных автомобилей будет увеличиваться на 50% каждые десять лет.

Ожидается, что к 2025 году подвижность населения вырастет на 50%. Проблемы безопасности движения коснулись и обновления парка транспортных средств. По мнению разработчиков стратегии, государство должно создать все необходимые условия для того, чтобы обновление парка происходило как можно быстрее. В том числе необходимо развивать системы лизинга и льготных банковских кредитов, а также понижать таможенные пошлины на комплектующие, которые не могут производиться в пределах страны.

Обновление автопарка позволит к 2025 году снизить долю транспорта в загрязнении окружающей среды в полтора раза. Эта доля составит 22% против нынешних 33. Для сравнения, в развитых странах этот показатель не превышает 20%. После одобрения Госсоветом рабочая группа должна оформить проект для передачи его на рассмотрение в правительство. Владимир Путин заявил, что правительство РФ должно принять стратегию транспортного развития страны в конце декабря. Выступая в среду с заключительным словом на заседании Госсовета РФ, Путин отметил, что для этого будут обобщены все замечания, которые были высказаны на заседании президиума Госсовета и на заседании самого Госсовета.