Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 октября 2003 22:58, Новости

Автомобилист-академик

95 лет назад родился Дмитрий Великанов – советский инженер, получивший патент на автомобиль с атомным двигателем. Известен он также тем, что стал первым из автомобильных специалистов членом-корреспондентом Академии наук.
2 декабря
Hyundai i20
В целом неплохо, авто владею 6 лет и не разочарован. Если ни с каким другим авто не сравнивать и расценивать как городское средство передвижения то авто заслуживает похвалы.
3.8
2 декабря
Lada (ВАЗ) Vesta
Купил в октябре 2016 г. в Севастополе у оф. диллера. Пробег всего 2000 км. Нравится всё! До неё ездил на многих авто и отечественных и буржуйских. Двигатель работает ровно, ходовка мягкая, дорогу дер...
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Дмитрий Петрович Великанов, доктор технических наук, член-корреспондент Академии наук СССР, родился 25 октября 1908 года. Случилось это три недели спустя после начала производства знаменитой модели Ford-T. Это событие в какой-то мере предопределило его жизненный путь. В годы юности Великанова марка Ford являлась самой распространенной в нашей стране. Этими машинами управляли люди, к которым тогдашнее общество относилось с особым пиететом. Шофер представлялся всесильным героем, почти как космонавт сегодня. Великанов пошел в шоферы, точнее, в помощники шофера. Была в те годы такая специальность. Этот человек подтягивал перед поездкой крышки масленок Штауффера, подкачивал шины, крутил пусковую рукоятку и вообще делал все, что прикажет властелин руля – шофер. Основы автомобильного дела Великанов изучал по единственному в те годы пособию, еще дореволюционному. Она называлась «Курс автомобилизма» инженера Н.Г. Кузнецова и выдержала с 1909 по 1914 год пять изданий. Штудируя эту книгу, Великанов сразу обратил внимание на эпиграф – цитату из философского трактата Ф. Бэкона: «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Проблемы «легкости передвижения» занимали Великанова всю жизнь. Он получил диплом инженера и стал изучать глобальные проблемы автомобильного транспорта. Что нужно сделать, дабы перевозки людей и грузов стали дешевле, доступнее, удобнее? Как подвести под эту работу научный фундамент, в чем состоит «золотая пропорция» в соотношении автомобиль–дорога–общество? В 1933 году молодым инженером Дмитрий Петрович участвовал в знаменитом испытательном пробеге, который впоследствии стал известен как Каракумский. Увидев и оценив плюсы и минусы автомобилей, работавших в наших дорожных и климатических условиях, он выстроил свою систему подходов к конструкции. Многие годы Великанов входил в состав компетентных комиссий на государственных испытаниях новых отечественных моделей. И всегда имел особое мнение по их оценке. Он придирался к неудобному расположению масляного фильтра на «Победе», активно выступал за создание малотоннажных грузовиков, ратовал за скорейшее освоение быстроходных междугородных автобусов. Дмитрий Петрович критиковал наше автомобилестроение за увлечение производством универсальных грузовиков и приводил расчеты убытков, которые несет страна из-за отсутствия изотермических и рефрижераторных фургонов для доставки скоропортящихся продуктов. Когда в шестидесятые годы эта проблема встала со всей остротой, страна вынуждена была тратить немалые средства на импорт из Чехословакии, Франции и других стран специализированных автопоездов. В семидесятые годы на автомобильном транспорте СССР было занято свыше 17 миллионов водителей, инженеров, механиков, ремонтников. Громадная армия специалистов должна была обслуживать, ремонтировать грузовики, такси и автобусы. И людей не хватало. Великанов с цифрами в руках неустанно доказывал, что надо создавать такие конструкции, которые не нуждались бы в частом обслуживании и ремонте – актуальная, кстати, и по сей день идея для отечественного автопрома. В результате освободившаяся рабочая сила могла бы использоваться в других отраслях экономики. Богатый нефтью СССР недооценивал важность широкого внедрения дизельных автомобилей, которые расходуют на 25% меньше топлива, нежели машины с бензиновыми двигателями. Великанов выступал за широкое внедрение не только дизельных моделей, но и автомобилей, работавших на газовом топливе. Более того, он видел перспективы и постоянно доказывал возможность и экономическую целесообразность использования на автомобильном транспорте новых источников энергии. Он даже получил авторское свидетельство на автомобиль с атомной силовой установкой. В такой громадной стране, как наша, приходится совершать перевозки на весьма большие расстояния. И с экономической точки зрения выгоднее всего доставка грузов на многотоннажных автопоездах. Великанов, как и Бэкон, выступал за «легкость перемещения товаров» и ратовал именно за большегрузные автопоезда с тягачами типа МАЗ и КамАЗ. Труды Дмитрия Петровича сыграли важную роль в комплексном развитии нашего автотранспорта. Пусть не сразу, но его выводы получили подтверждение, а рекомендации были реализованы. Великанов же, став доктором наук, вел свои работы в институте комплексных транспортных проблем, и его труды послужили основанием для избрания в член-корреспонденты АН СССР. Заметим, что за всю историю развития автомобильного дела в нашей стране лишь два специалиста в этой области заняли достойное место в Академии наук: Евгений Алексеевич Чудаков стал действительным ее членом, а позже Дмитрий Петрович Великанов – член-корреспондентом.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru

Рекомендуем прочесть