Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 июля
Audi Q5 2.0 TFSI 230hp quattro AT
Купил машину четыре года назад, очень доволен - меняю только масло, кстати, доливаю около литра между ТО.
4.2
26 июля
Volkswagen Tiguan 1.4 TSI 122hp MT
Машина едет. Управляется адекватно. Коробка переключается слишком четко, была до этого i30, там коробка переключалась незаметно. Турбина позволяет достаточно эффективно разгоняться. По трассе можно...
4.3
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
27 октября 2003 22:58, Новости

Автомобилист-академик

95 лет назад родился Дмитрий Великанов – советский инженер, получивший патент на автомобиль с атомным двигателем. Известен он также тем, что стал первым из автомобильных специалистов членом-корреспондентом Академии наук.
Дмитрий Петрович Великанов, доктор технических наук, член-корреспондент Академии наук СССР, родился 25 октября 1908 года. Случилось это три недели спустя после начала производства знаменитой модели Ford-T. Это событие в какой-то мере предопределило его жизненный путь. В годы юности Великанова марка
Ford
являлась самой распространенной в нашей стране. Этими машинами управляли люди, к которым тогдашнее общество относилось с особым пиететом. Шофер представлялся всесильным героем, почти как космонавт сегодня. Великанов пошел в шоферы, точнее, в помощники шофера. Была в те годы такая специальность. Этот человек подтягивал перед поездкой крышки масленок Штауффера, подкачивал шины, крутил пусковую рукоятку и вообще делал все, что прикажет властелин руля – шофер. Основы автомобильного дела Великанов изучал по единственному в те годы пособию, еще дореволюционному. Она называлась «Курс автомобилизма» инженера Н.Г. Кузнецова и выдержала с 1909 по 1914 год пять изданий. Штудируя эту книгу, Великанов сразу обратил внимание на эпиграф – цитату из философского трактата Ф. Бэкона: «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Проблемы «легкости передвижения» занимали Великанова всю жизнь. Он получил диплом инженера и стал изучать глобальные проблемы автомобильного транспорта. Что нужно сделать, дабы перевозки людей и грузов стали дешевле, доступнее, удобнее? Как подвести под эту работу научный фундамент, в чем состоит «золотая пропорция» в соотношении автомобиль–дорога–общество? В 1933 году молодым инженером Дмитрий Петрович участвовал в знаменитом испытательном пробеге, который впоследствии стал известен как Каракумский. Увидев и оценив плюсы и минусы автомобилей, работавших в наших дорожных и климатических условиях, он выстроил свою систему подходов к конструкции. Многие годы Великанов входил в состав компетентных комиссий на государственных испытаниях новых отечественных моделей. И всегда имел особое мнение по их оценке. Он придирался к неудобному расположению масляного фильтра на «Победе», активно выступал за создание малотоннажных грузовиков, ратовал за скорейшее освоение быстроходных междугородных автобусов. Дмитрий Петрович критиковал наше автомобилестроение за увлечение производством универсальных грузовиков и приводил расчеты убытков, которые несет страна из-за отсутствия изотермических и рефрижераторных фургонов для доставки скоропортящихся продуктов. Когда в шестидесятые годы эта проблема встала со всей остротой, страна вынуждена была тратить немалые средства на импорт из Чехословакии, Франции и других стран специализированных автопоездов. В семидесятые годы на автомобильном транспорте СССР было занято свыше 17 миллионов водителей, инженеров, механиков, ремонтников. Громадная армия специалистов должна была обслуживать, ремонтировать грузовики, такси и автобусы. И людей не хватало. Великанов с цифрами в руках неустанно доказывал, что надо создавать такие конструкции, которые не нуждались бы в частом обслуживании и ремонте – актуальная, кстати, и по сей день идея для отечественного автопрома. В результате освободившаяся рабочая сила могла бы использоваться в других отраслях экономики. Богатый нефтью СССР недооценивал важность широкого внедрения дизельных автомобилей, которые расходуют на 25% меньше топлива, нежели машины с бензиновыми двигателями. Великанов выступал за широкое внедрение не только дизельных моделей, но и автомобилей, работавших на газовом топливе. Более того, он видел перспективы и постоянно доказывал возможность и экономическую целесообразность использования на автомобильном транспорте новых источников энергии. Он даже получил авторское свидетельство на автомобиль с атомной силовой установкой. В такой громадной стране, как наша, приходится совершать перевозки на весьма большие расстояния. И с экономической точки зрения выгоднее всего доставка грузов на многотоннажных автопоездах. Великанов, как и Бэкон, выступал за «легкость перемещения товаров» и ратовал именно за большегрузные автопоезда с тягачами типа МАЗ и КамАЗ. Труды Дмитрия Петровича сыграли важную роль в комплексном развитии нашего автотранспорта. Пусть не сразу, но его выводы получили подтверждение, а рекомендации были реализованы. Великанов же, став доктором наук, вел свои работы в институте комплексных транспортных проблем, и его труды послужили основанием для избрания в член-корреспонденты АН СССР. Заметим, что за всю историю развития автомобильного дела в нашей стране лишь два специалиста в этой области заняли достойное место в Академии наук: Евгений Алексеевич Чудаков стал действительным ее членом, а позже Дмитрий Петрович Великанов – член-корреспондентом.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Рекомендуем прочесть

Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru