Тест-драйв самой качественной Lada

Не прошло и года! Кроссовер XRAY уже модернизирован и получил самую быструю версию
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Кроссовер Lada XRAY ворвался на российский рынок в начале 2016-го и тут же оказался в числе самых популярных моделей. Ещё бы — долгожданный, «наш», да и с необычным дизайном, в котором никак не проглядывался родственный Renault Sandero. Однако радость владельцев была недолгой — машина получилась «сыроватой» и имела ряд детских болезней. А потому на тест самой быстрой модификации XRAY мы ехали с двойным интересом. Как она поедет? И проведена ли работа над ошибками?

Уже выпустили версию XRAY Sport?

Нет, представленный на Московском автосалоне концепт-кар должен пойти в производство через год-полтора, поэтому пока жёлтая майка лидера достаётся новой модификации кроссовера — с мотором 1.8 (122 л.с.) и механической коробкой передач. Заявленный разгон до сотни — 10,4 секунды, что ровно на 1 секунду быстрее, чем XRAY 1.6, а у пятиступенчатого робота с тем же двигателем 1.8 опытный водитель сможет отыграть 0,5 секунды.

Lada XRAY 1.8 с механикой начинается с комплектации Optima с пакетом Advanced и стоит от 669 000 рублей. Стоит ли доплачивать 25 тысяч? Именно столько разделяет его с версией 1.6 в равном оснащении. В городе разницу в динамике почувствовать проблематично, тем более, XRAY 1.8 весит на 49 кг больше (по сравнению с базовым XRAY 1.6), но с 1.8 под капотом можно переключаться куда реже: спасибо большему крутящему моменту (170 Н∙м) и «ровному» характеру — тяга «размазана» во всём диапазоне оборотов. В итоге можно смело катить на третьей ступени хоть на 20 км/ч — мотор вытянет.

Обгоны на шоссе «ЭксРэю» 1.8 даются легко, но придётся смириться с расходом топлива на магистральных скоростях — при 110 км/ч на пятой передаче стрелка тахометра находится уже на отметке «3». Всё потому, что главная пара у этой версии «реношной» коробки JR5 имеет передаточное отношение 4.3, а, например, у XRAY 1.8 c роботом — 3.9. И огонька не хватает — мотор тянет без подхватов и плавно упирается в ограничитель на 6 тысячах оборотов. В общем, выгоды по сравнению с двигателем 1.6 неочевидны — более мощный агрегат есть смысл выбрать тем, кто часто ездит с приличной загрузкой и не разгоняется при этом до космических скоростей.

Мы провели работу с поставщиками, хотя эти проблемы касались совсем небольшой партии моторов. И заодно обновили программу управления
Олег Груненков
Руководитель проекта Lada XRAY

Посмотрим, что с ним сделают в отделении Lada Sport — ожидается, что «лошадей» будет уже 150! Кстати, этот двигатель с обозначением ВАЗ-21179 у некоторых владельцев вызывал вопросы своей нестабильной работой и аппетитом к маслу, но руководитель проекта Олег Груненков заверил нас, что всё это в прошлом. Почему не поставили вазовскую коробку? Всё очень просто — по компоновочным соображениям. JR5 интегрируется в подкапотное пространство «ЭксРэя» без дополнительных инвестиций. Кстати, обновки достались и роботу — сцепление Valeo получило более термостойкие накладки, поэтому при толкучке в пробках перегреть его будет сложнее, что избавит от неприятного запаха.

И всё же... где же у него кнопка?

Наверняка этот вопрос из фильма «Приключения Электроника» задавала себе немалая часть из 15 тысяч владельцев Lada XRAY, когда пыталась отключить систему стабилизации. Зачем это делать? Например, для выезда из грязи или, что сейчас особенно актуально, — из сугроба. Конечно, «мозги» разрешают кратковременную пробуксовку, но иногда этого недостаточно, чтобы выбраться.

Некоторые решали эту проблему самостоятельно, устанавливая кнопки от Renault Duster, но теперь, наконец, она появилась и у XRAY — находится под блоком климат-контроля. Впрочем, отключается ESP только до скорости 60 км/ч, после чего электронный ошейник вновь на страже. Попутно с центральной консоли исчезла надпись XRAY, а салон теперь может быть с коричневыми вставками. В будущем должна появиться и система контроля давления в шинах, пустует пока и заглушка кнопки круиз-контроля.

Жаль, что от чисто «генетических» недостатков никуда не деться. Вспоминаем прародителя, Renault Sandero, и загибаем пальцы: нет указателя температуры охлаждающей жидкости, кнопка включения подогрева сиденья находится в слепой зоне и не имеет никакой индикации, электрообогрев лобового стекла активируется только одновременно с режимом максимального обдува. И, конечно, фирменная особенность платформы B0 — на руль передаются удары от дорожных неровностей. Подробные отличия от Sandero Stepway — в нашем сравнительном тесте.

Хотя в целом XRAY не сильно трясёт водителя и пассажиров даже на новых 17-дюймовых колёсах — оказывается, их очень хотели клиенты — на городских скоростях он, конечно, реагирует на острые поперечные неровности, но на паршивеньких загородных дорожках ситуация заметно улучшается. XRAY перестаёт реагировать на мелочевку, а подвеска проглатывает и средних размеров ямы. Здорово, что нет раскачки даже при серьёзной загрузке — три человека и багаж.

Работа над ошибками

Внезапно выпавший снег позволил испытать обновлённые уплотнители — первые «ЭксРэи» ругали за то, что дверные проёмы быстро покрываются пылью и грязью. Тут — ничего подобного, лишь нижняя кромка порогов требует аккуратного входа-выхода, чтобы не испачкать штаны. В числе других исправлений — некрашеные форсунки омывателя стекла (прежние протекали и устраивали потоп в моторном отсеке во время дождей), заменены и дефектные расширительные бачки системы охлаждения.

12

Все эти модернизированные детали начали внедряться летом, так что купленный сейчас XRAY должен избавить владельца от досадных хлопот. К тому же, установка 17-дюймовых колёс стала возможной после изменения подкрылков передних арок — теперь там такие же нетканые мягкие «локеры», как и сзади. Поэтому бонусов целых два: увеличенный на 4 мм клиренс из-за большего внешнего диаметра и лучшая шумоизоляция — такое решение эффективнее гасит звук от луж и пескоструя.

Но в слякотную погоду обнаружился ещё один «родовой» недостаток, который тянется аж с первого «Логана» — очень быстро пачкаются передние боковые стёкла! И если это стало проблемой даже в Самарской области, где коммунальщики обходятся песком и солью, то в залитой реагентами Москве придётся возить с собой воду и тряпку. Удивительно, что секция ближнего света фар долго сохраняет чистоту, да и «глазок» камеры заднего вида не сразу обрастает коричневым налётом.

Не машинами едиными

Вазовцы признаются, что никогда прежде они не могли так быстро реагировать на внесение изменений и модернизацию конструкции — сейчас на внедрение того или иного решения уходит 3-4 месяца (нужен срок на утверждение и проведение испытаний). Кроме того, много внимания сейчас уделяется именно удовлетворённости клиентов. И это не пустые слова — в октябре был назначен новый директор по развитию дилерской сети, прежде занимавшийся Renault. В общем, «АвтоВАЗ» активно использует опыт альянса Renault-Nissan.

Мы активно работаем с дилерами, проводим опросы покупателей, так как стремимся поднять имидж бренда и уверить людей, что мы не стоим на месте
Ян Птачек
Исполнительный вице-президент по маркетингу и продажам

Хочется верить, что эти улучшения XRAY получил не только из-за спешного дебюта на рынке, и в дальнейшем Lada не будет сбавлять набранные темпы. Заводчане уверяют, что провели все необходимые испытания, но откуда тогда у него было столько мелких проблем сразу после начала продаж? К тому же, топ-менеджеры рапортуют, что объём убытков «АвтоВАЗа» постепенно сокращается, хотя и остаётся пока большим. Увидим, как будет реализован план по новым моделям, а пока уверенно констатируем, что сейчас уже можно покупать XRAY без необходимости «доработать напильником».