Забегая вперед, сразу скажем — в этом сравнительном тесте победили российские (!) покрышки, которые стоят 3000 рублей. А почему — читайте ниже.
В качестве базовой шины, от которой станем отталкиваться при оценке других «шин-липучек», мы взяли Nokian Hakkapeliitta R2 — одну из самых авторитетных и дорогих. Ее cредняя стоимость (в размерности 205/55R16) в интернет-магазинах — от 6500 рублей. В то время как остальные покрышки стоят не дороже 3700 рублей: российские Viatti Brina, корейские Nexen Winguard Ice, китайские Maxxis SP-02 Ice Trekker и Goodride SW618 (кстати, обе компании из КНР входят в десятку крупнейших в мире).
Сравнительный тест начался с визита на полигон White Hell на севере Финляндии для оценки снежных и ледовых качеств, а затем мы отправились на юг страны для проверки покрышек на сухом и мокром асфальте при температуре +5 градусов.
Разгон и торможение на снегу
Ровная снежная площадка напоминает взлетное поле. Именно здесь нам предстоит сделать дюжину разгонов и торможений, в зачет пойдет среднее значение. Изменение погодных условий будем отслеживать на «липучках» Hakkapeliita R2, с которых и начнем испытания. А потом через каждые два комплекта бюджетных покрышек снова будем ставить Nokian, проверяя состояние снега.
Первое испытание и первый сюрприз. Нешипованные Viatti Brina, созданные в Нижнекамске, на чуть-чуть, но превзошли именитые Hakkapeliita R2! Худший результат — у китайских Goodride SW618.
Устойчивость на снегу
Здесь мы оценивали не только время, но и смотрели, как прогнозируемо ведет себя шина. Сможет ли обычный водитель почувствовать скольжение передней или задней оси, предотвратив аварийную ситуацию на бюджетных нешипованных покрышках?
На каждом комплекте мы делали по три круга: один ознакомительный и два на время. А после заездов ратрак снова выравнивал лесную дорогу. На Hakkapeliitta R2 контролировали изменение погодных условий.
Из бюджетных шин сложно выделить хоть одну, которая обеспечивала бы безопасное поведение автомобиля на снежной дороге при неожиданном срыве в занос или снос. Особенно это заметно на фоне Hakkapeliita R2, которая прощала многие водительские ошибки: вывернутый руль при нажатии газа или доворот руля в повороте.
Итог:
Быстрейшими из бюджетных шин стали Viatti Brina, однако их срыв в занос или снос похож на асфальтовый — очень быстро и резко. Похоже ведут себя и Maxxis, но они чуть быстрее в скоростных поворотах, однако медленнее на подъемах и в крутых виражах. Единственные в тесте покрышки с симметричным рисунком протектора — Nexen Winguard Ice — оказались самыми «заднеприводными»: начавшийся занос нельзя нивелировать добавлением газа, как на других покрышках, — необходимо быстро и точно повернуть руль в сторону заноса. Иначе разворот. А на шинах Goodride машина плохо слушается руля, а если пошел снос передних колес, то исправить его невозможно вплоть до полной остановки — время худшее, покрышки плохо цепляются за снег.
Сопротивляемость заносу на снежной дороге при сбросе газа
Самый распространенный случай потери контроля над автомобилем на загородной трассе — резкий сброс газа в повороте при виде какой-либо опасности. Машину заносит, что пугает неподготовленного водителя, и он чаще всего заканчивает поездку в канаве.
Мы сымитировали такую ситуацию на утрамбованном снегу. Двигаясь по дуге большого радиуса со скоростью 80 км/ч, резко сбрасывали газ и не предпринимали никаких действий ни с педалями, ни c рулем. Результат пугающий — на любых покрышках автомобиль гарантированно заносит! Однако отличия в шинах есть. Например, на Hakkapeliita R2, которые выступали в качестве эталонных, занос начинался очень мягко, скорость скольжения не возрастала, машина останавливалась под углом 90 градусов. На Maxxis SP-02 и Viatti Brina при резком сбросе газа следовал столь же резкий занос, однако до полного разворота тоже не доходило. На шинах Nexen Winguard Ice машину мягко срывало с траектории, но затем следовал неминуемый разворот на 180 градусов — шансов у неподготовленного водителя практически нет. А для покрышек Goodride скорость движения по дуге в 80 км/ч оказалась недостижима, автомобиль просто не мог удержаться на траектории и ехал прямо...
Сопротивляемость заносу на снежной дороге при сбросе газа
Проходимость
Для оценки проходимости мы использовали снежную целину 12-сантиметровой глубины, по которой автомобиль должен был набрать скорость. Разница в разгоне между шинами чувствовалась и субъективно за рулем, и по комплексу Racelogic, который замерял ускорение с 5 до 15 км/ч. На каждой покрышке мы совершили не менее десяти разгонов и высчитали средний результат.
Время разгона на 12-сантиметровом снегу
Итог:
Базовые Hakkapeliita R2 послужили отличным ориентиром — они быстрейшие на неглубоком снегу. Из бюджетных лучшими стали Viatti Brina, а худшими — Goodride, которые в отличие от других шин не могли рыть снег, а ехали по снежной подушке сверху.
Разгон и торможение на льду
Лед — самая хитрая субстанция в наших тестах. Коэффициент сцепления может серьезно меняться в течение дня даже без воздействия шин, только под влиянием солнца или ветра, поэтому замеры разгона и торможения мы проводили в 700-метровом тоннеле, который защищен от погодных факторов. 15 разгонов и торможений в диапазоне 5-30-5 км/ч на двух бюджетных шинах, и снова надеваем Nokian для проверки состояния покрытия. Только вот на Goodride SW618 нам хватало льда для выполнения лишь 12 разгонов/торможений. Разгон в 1,7 раза медленнее, а тормозной путь с каких-то 30 км/ч длиннее на 6,6 метра — длина целого автомобиля, который может стоять на вашем пути!
Разгон\торможение на льду. Температура воздуха —15 С,
Итоги разгона/торможения на льду:
Nokian Hakkapeliitta R2, как и планировалось, задала высокую планку по короткому тормозному пути. Nexen Winguard Ice показали, что не зря в названии фигурирует слово «лед» — лучший тормозной путь среди бюджетных шин. А лучший разгон на льду у Viatti Brina. Goodride SW618 категорически не хочет ни разгоняться, ни тормозить — опасно!
Устойчивость на льду
Открытый лед, снова залитый перед нашими заездами по проверке курсовой устойчивости, необходимо «приготовить». Чтобы сымитировать дорогу, по которой постоянно ездят автомобили, перед началом испытаний специальный прицеп с бетонными блоками сделал насечки на трассе спортивным 1,5 мм шипом. А после каждого проезда — очистка от снежной пыли и насечка льда стандартными шипами, иначе он отполируется и результаты будут нестабильными.
Более 20 кругов для «прикатки» к самому треку, и как только времена на одной шине стали отличаться не более чем на 0,4 с, начинаем тест по той же схеме проверки результатов, что и предыдущие замеры на льду и снегу. Все электронные системы безопасности (АБС, ESP) автомобиля отключили, чтобы остаться один на один с бюджетными шинами.
На Goodride SW618 — словно в галошах по льду, чтобы не вылететь с трассы (что могло случиться на первом круге дважды), пришлось ехать буквально крадучись. Испарина на спине и два круга позади. Goodride проиграл с полутора минут двадцать секунд — тотальное поражение. Интересно, китайские инженеры хоть раз выезжали на лед?
Maxxis SP-02 и Viatti Brina похожи по поведению: острые, требующие быстрой коррекции в случае заноса, но российская шина Viatti ощутимо быстрее! Nexen Winguard Ice снова продемонстрировал «айсовые» качества: по времени прохождения он не самый быстрый, но начало заноса чувствуется лучше, чем у конкурентов.
Время круга и устойчивость на льду, м. Температура воздуха —23 С,
Итоги устойчивости на льду:
Комплекты доступных шин (Maxxis, Viatti) подходят только для автомобилей с ESP: срыв в занос на ледовой поверхности у них происходит резко. У Nexen Winguard Ice чуть мягче реакции. Шины Goodride SW618 и лед — вещи несовместимые, — отставание на коротеньком круге двадцать секунд! Nokian Hakkapeliita R2 можно использовать как на машинах с ESP, так и без.
Мокрый асфальт
Торможение на мокром асфальте
Искусственно орошаемый асфальт, покрытие стабильное — одна и та же водяная пленка и температура покрытия позволяют реже использовать Nokian Hakkapeliita R2 для проверки состояния покрытия — только в начале и в конце измерений.
Торможение на мокром асфальте, м. Температура воздуха +5,5 С,
Итоги торможения на мокром асфальте:
Как любят говорить инженеры: «невозможно создать шину, которая была бы лучшей на льду и на мокром асфальте одновременно», — это два показателя антагониста. Лучшие покрышки на льду (Nexen и Viatti) уступили конкурентам на мокром асфальте — это лишь доказывает правило. Лучше всех выступили Goodride SW618 с их твердым составом смеси.
Устойчивость на мокрой дороге
Искусственно орошаемый трек состоял из двух покрытий: «глубокая вода» на круге и мокрый опрыскиваемый асфальт. Поэтому удалось почувствовать и боковое аквапланирование, и сцепление на влажной дороге.
Время круга и устойчивость на мокром асфальте. Температура воздуха +3,5 С,
Итоги теста на устойчивость на мокром асфальте:
Лучшими по части управляемости и понятности для водителя стали Maxxis SP-02 Arctic Trekker — наш Golf на таких шинах точно реагирует на руль, на нажатие и сброс газа без резких срывов. Goodride SW618 показал лучшее время. И неудивительно, ведь эти покрышки, судя по твердости, сварены из летнего резинового состава. Однако на них приходилось поворачивать руль на больший угол по сравнению с другими шинам. Nexen — это опасные сносы, заносы, и худшее время. Viatti — понятная управляемость, но время круга и общее сцепление с мокрой трассой среднее.
Сухой Асфальт
Торможение на сухом асфальте выполнялось на старом отполированном, выгоревшем на солнце асфальте, поэтому корректных сравнений между «мокрыми» и «сухими» результатами не получится. Однако все шины были в одинаковых условиях, и здесь больше всех страдали зимние покрышки с мягким составом, их буквально драло наждачкой сухого асфальта.
Торможение на сухом асфальте, м. Температура воздуха +8,5 С,
Итоги торможения на мокром асфальте:
Goodride и Maxxis оказались близки, а у Viatti самый длинный тормозной путь с 80 км/ч (+3,2 м к лидеру).
Устойчивость автомобиля на сухом асфальте
При проверке устойчивости на сухом асфальте мы разгонялись по длинной дуге до 110 км/ч, а затем резко перестраивались из полосы в полосу, имитируя неожиданный объезд препятствия. В первую очередь, отмечали склонность к заносу при изменении курса.
Устойчивость на сухом асфальте, м. Температура воздуха +8,5 С,
Итоги:
Hakkapeliita R2 продемонстрировала стабильное поведение, вывести машину из устойчивого состояния не могут даже провокационные действия водителя. На китайских шинах Goodride приходится сильно крутить рулем, реакции размазанные, но опасности нет (в отличие от снежного или ледового покрытия). А вот Nexen и Viatti с сухим асфальтом явно не дружат: при резком повороте руля может начаться занос или скольжение всех четырех колес — небезопасно! Maxxis играет в другой лиге — кажется, что выехал на сухой асфальт на летних шинах.
Тест на уверенность на загородных дорогах (сопротивляемость колеям)
Обычно шинные тесты критикуют за то, что испытания проходят в тепличных условиях полигона. Однако мы выезжали и на дороги общего пользования. Снежная колейность на финских трассах — обычное дело.
Nexen Winguard Ice оказалась самой комфортной шиной: на ней не чувствуется скорость и невольно после других покрышек идет небольшое превышение. На Maxxis SP-02 и Viatti V-521 при выезде из колеи чувствовалась небольшая ступенька, но не пугающая водителя.
Итоги: Все нешипованные шины порадовали уверенностью за рулем, в отличие от шипованных, которые мы тестировали параллельно.
Плавность хода
На асфальтовом полигоне проложена дорога с имитацией обычных российских направлений: колодцы, стыки, кочки и ямы. Мы проехали на каждом комплекте по десять раз, меняясь за рулем и пробуя расположиться на задних сиденьях.
Итоги: По плавности хода в лидерах Nokian и Goodride. А самыми «толчковыми» при проезде неровностей оказались две шины с ассиметричным рисунком протектора — Maxxis и Viatti.
Акустический комфорт
Шумность мы оценивали дважды: на холодном асфальте зимой и на весеннем в апреле.
Итог: Самыми тихими являются шины Nexen и Nokian, самыми шумными — Goodride
Сопротивляемость боковым порезам
Обычный дождливый день. Лужа, удар и предательское шипение в районе передней арки. Притаившаяся яма «помогла» пробить боковину колеса — обычно это означает покупку новой шины. Типичная cитуация для большинства российских городов.
Препятствие сымитировали бруском высотой 92 мм. Ведь большинство проколов/порезов происходит не от ям, а от контакта диска с боковиной шины при проезде неровности. Начиная с 35 км/ч увеличивали скорость с шагом в 5 км/ч до сквозного пробоя боковины шины.
Итоги сопротивляемости боковым порезам:
Шины Nexen Winguard Ice испустили дух на 40 км/ч, тоже самое произошло и с Goodride SW618. Российская Viatti Brina продержалась до 50 км/ч, однако еще на 45 км/ч после проезда неровности образовалась грыжа средних размеров. Самым стойким оказался Maxxis (пробой на 50 км/ч), на 45 лишь еле заметное вздутие. Базовая шина Nokian Hakkapeliitta R2 показала результат в 45 км/ч.
ВЫВОД
Какие шины лучше купить на зиму 2016? Претензии к бюджетным «шинам-липучкам» вызваны, в основном, резкой потерей сцепления как на снегу, так и на льду, а также, в некоторых случаях, на сухом и мокром асфальте. По разгону и торможению они уже вплотную подобрались к премиум-шинам, поэтому, если на вашей машине есть система стабилизации и АБС, а у вас — голова на плечах, то первые три места в нашем рейтинге мы можем посоветовать тем, кто хочет сэкономить деньги. Шины разные по характеру, поэтому читайте ниже подробное описание каждой модели.
Вне зачета
Nokian Hakkapeliitta R2
Hakkapeliita R2 показала, за что просят переплатить — в отличие от остальных шин, она прощает многие ошибки: перекрут руля в повороте, ускорение при вывернутой баранке; остальные шины уже бы скользили, не реагируя на управление. Удивительно, но у R2 даже на асфальте реакции породистые и выверенные. А управляемость безопасна на всех типах покрытия на автомобилях с ESP и без.
При установке данных шин ESP(система стабилизации) на автомобиле необязательна
Сильные стороны: — высокое сцепление на любых снежных и обледенелых дорогах, безопасная управляемость
Слабые стороны: — средние показатели тормозного пути на сухом и мокром асфальте
1 место
Viatti Brina V-521
Нижнекамские шины Viatti Brina удивили результатами торможений на снегу (лучше эталона) и общим сцеплением на льду. Viatti подойдет тем, кто большую часть времени проводит на снежных дорогах с наледью. Однако по части управляемости есть претензии — резкие срывы в скольжение на льду и снегу могут стать неприятным сюрпризом для новичков, поэтому рекомендуем устанавливать данные шины на автомобили с системой ESP. Крепкая боковина поможет на непредсказуемых российских дорогах.
При установке данных шин ESP (система стабилизации) на автомобиле рекомендована
Сильные стороны: — хорошие показатели на снегу и на льду, прочная боковина
Слабые стороны: — резкие в переходных режимах, слабые результаты при торможении на сухом и мокром асфальте
2 место
Maxxis SP-02 Arctic Trekker
Maxxis похож на Viatti по рисунку протектора и поведению — спортивные реакции на отклонения руля. Но сфера благоприятного использования у шин SP-02 Arctic Trekker другая — лучше всего он ведет себя на сухом и мокром асфальте. Например, в городе-миллионнике с хорошей уборкой улиц.
При установке данных шин ESP(система стабилизации) на автомобиле рекомендована
Сильные стороны: — сцепные свойства на сухом и мокром асфальте, сбалансированные характеристики на всех покрытиях, прочная боковина
Слабые стороны: — требуют хороших навыков вождения на снежных и ледовых покрытиях
3 место
Nexen Winguard Ice
Похоже, инженеры Nexen заигрались с поведением на льду и забыли про другие покрытия. На снегу, мокром или сухом асфальте шины слишком «заносчивы». И требуют заднеприводных навыков вождения, даже на переднеприводном VW Golf — руль приходится крутить много и на большие углы. Слабая боковина уязвима к боковым пробоям. Зато шины не шумят, не замечают колеи и небольшие кочки.
При установке данных шин ESP(система стабилизации) на автомобиле очень рекомендована
Сильные стороны: — хорошее торможение на льду, понятное поведение и среднее сцепление на льду, тихие и комфортные
Слабые стороны: — плохое сцепление на мокром асфальте, склонность к заносу на снегу и асфальте, непрочная боковина
4 место
Goodride SW618
Шины Goodride SW618 не замечают колеи на загородной дороге, но, к сожалению, не замечают и повороты со снегом или льдом: едут прямо независимо от того, насколько повернут руль. Протектор китайских шин сварен из твердой резиновой смеси (67 ед по Шору), что соответствует скорее летним покрышкам, поэтому неудивительно, что они беспомощны льду. В итоге получился китайский вариант всесезонных шин — резиновая смесь летняя, а рисунок протектора — для суровых зим.
Представители Goodride подозрительно отнеслись к предоставлению шин — «тесты не куплены, мы можем быть уверены в результатах?». Можете быть уверены — поэтому шину SW618 мы можем рекомендовать разве что жителям южных приморских районов, где зима бывает набегами и в основном льют дожди. Опасайтесь ям, на SW618 легко пробить боковину.
При установке данных шин ESP(система стабилизации) на автомобиле очень рекомендована.
Сильные стороны: — сцепные свойства на сухом и мокром асфальте, комфорт при проезде неровностей
Слабые стороны: — отсутствующее сцепление на льду, слабое сцепление со снегом, непрочная боковина, шумные