Иномарок стало много

Более 135 тысяч новых иномарок продано в России за 9 месяцев нынешнего года – больше, чем за весь прошлый год.
content image for: 6104
Главная сенсация рынка иномарок в России – смена лидера. Постоянный чемпион последних лет – Daewoo – уступил первую позицию Toyota. То же самое было по итогам первого квартала, но тогда это объяснялось таможенными проблемами корейской компании, везущей машины из Узбекистана. По итогам полугодия Daewoo вернула себе лидерство, но сейчас опять уступила его японцам из Toyota. Они продали 16739 машин против 14185 у Daewoo. «Безусловно, каждая компания стремится стать лидером на рынке, – заявил «Газете.Ru» президент ООО «Тойота Мотор» (компания – официальный импортер Toyota в России) Норио Нака. – И мы в данном случае не исключение. Но это покупатели решают, кому быть лидером. Мы благодарны нашим клиентам за их выбор и приверженность нашим автомобилям. Пока мы лидируем в двух сегментах рынка: самый продаваемый автомобиль бизнес-класса – Toyota Camry, среди больших внедорожников покупатели отдают предпочтение Toyota Land Cruiser 100. Мы надеемся, что благодаря нашим покупателям автомобили Toyota и Lexus станут лидерами и в других сегментах».


По оценкам экспертов, за последние полгода отмечен небывалый взлет продаж автомобилей Toyota по всему миру. В некоторых странах японцы сумели переиграть по продажам даже корпорацию Daimler/Chrysler, став третьим по величине автопроизпроизводителем в мире.

Так что прорыв «Тойоты» скорее закономерен, чем удивителен. По словам аналитика «Объединенной финансовой группы» Елены Сахновой, есть три основные причины, объясняющие столь резкий взлет российских продаж. Во-первых, цены на автомобили этой марки до сих пор выставляются в долларах, а не в евро. Вторая причина – раскрученность бренда, постоянно подкрепляемая рекламой. И в- третьих, легендарное японское качество, не ухудшающееся даже при наращивании объемов производства. «Даже несмотря на то, что автомобили Daewoo гораздо дешевле, россияне на фоне растущих доходов предпочитают заплатить больше и купить более качественный автомобиль», – уверена собеседница «Газеты.Ru». Сама же Toyota видит причину своего успеха в другом – в своей маркетинговой стратегии. «Нам удалось разработать ее в соответствии с потребностями российских клиентов, – говорит Норио Нака. – Мы надеемся, что в будущем мы сможем предложить потребителям еще больше привлекательной продукции». Вторым важным событием стало «поражение» Daewoo Nexia от всеволожского Ford Focus «в личном зачете» – об этом «Газета.Ru» уже рассказывала. Daewoo все еще опережает Ford в общей статистике. Однако, по прогнозам экспертов, такая ситуация сохранится на рынке недолго.

Интерес к машинам Daewoo, в первую очередь к модели Nexia, которая не обновлялась на протяжении нескольких лет, постепенно угасает. К концу года Ford может выйти на второе место в общем зачете. «Очень важно, что «Фокус» производится в России. Покупателям предлагается новая в техническом отношении и при этом качественная машина за относительно небольшие деньги», – говорит Елена Сахнова. Что же касается Daewoo, то, по словам Сахновой, даже с нынешним ассортиментом узбекские машины еще долго будут хорошо продаваться. Но уже в ближайшем будущем конкурировать ни с Toyota ни с Ford Daewoo не сможет. В целом на рынке наметился серьезный рост продаж азиатских автомобилей, в то время как спрос на европейские автомобили постепенно падает. Это можно увидеть и из соответствующей таблицы – японцы с корейцами продали в России куда больше машин (72624 автомобиля), чем представители всех остальных стран вместе взятые. На четвертое место (с шестого по результатам аналогичного периода прошлого года) переместилась Mitsubishi, прибавив 120%. Hyundai увеличила продажи аж на 224%, в то время как Nissan – всего на 14%. На 169% возросли продажи Honda, а Suzuki продала на автомобилей на 98% больше, чем за первые три квартала прошлого года. В то же время дилеры европейских автомобилей, продающихся преимущественно за евро, порадоваться повышением покупательской активности не могут. Исключение составляют разве что все три французские марки, а также Opel, но он, будучи частью концерна GM, до сих пор продается за доллары. Продажи BMW упали на 5,1%, Audi – на 7%, Volkswagen снизил продажи на 20%, а его коллеги по концерну из Skoda – и вовсе на треть. Немного (на 11%) упали продажи Jaguar, резко падает спрос на FIAT – на 55%. Примерно такая же ситуация наблюдалась по итогам первого полугодия 2003 года. Аналитики отмечают, что рынок иномарок растет довольно быстрыми темпами. Если в прошлом году всего было продано 110 тыс. иностранных автомобилей, то сейчас по итогам 9 месяцев можно говорить практически о 136 тыс. проданных официальными дилерами машин (кроме Porsche и Bentley, которые скрывают данные своих продаж, ссылаясь на коммерческую тайну). По данным «Газеты.Ru», это число составляет 135889, но российское представительство Daimler/Chrysler (марки Mercedes, Maybach, Chrysler, Jeep) и Rover еще не обнародовали свои данные по продажам – в таблице эти марки обозначены «звездочкой» и приведены приблизительные цифры, выведенные исходя из статистики продаж в первом полугодии.

Не исключено, что к концу года общее число продаж вплотную приблизится к 200 тыс. автомобилей. Согласно прогнозам Минпромнауки, к концу 2003 года отечественные автозаводы выпустят примерно столько же машин, сколько и в прошлом году, т.е. около 990 тысяч автомобилей. Это автомобили российских марок без учета иностранных машин, собранных совместными предприятиями. Возможно, выпуск отечественных автомобилей будет даже ниже, чем в прошлом году. На это указывает то, что по итогам 8 месяцев автопром сделал 645 тыс. 759 автомобилей против 696 тыс. 349 за аналогичный период прошлого года. Всего же на территории России к концу года должно быть выпущено около 1 млн. 40 тыс. машин, т.е. на 6% больше, чем в прошлом году. Рост производства обеспечивают именно иностранные машины, собранные на территории России. Таким образом к концу года каждый пятый автомобиль у нас в стране будет иномаркой. Российские заводы все еще ощущают последствия прошлогоднего всплеска импорта автомобилей из-за границы. Эксперты отмечают, что с ростом благосостояния покупатели все чаще выбирают не навороченную подержанную «иностранку», а новый автомобиль, пусть и более простой. При этом покупку предпочитают совершать в крупных дилерских центрах, готовых предоставить гарантию, нередко большую по сравнению с гарантией производителя, качественное техобслуживание и другие услуги. Кроме того, с ростом продаж иностранные производители все более ориентируются на российский рынок как на стратегически важный. Не зря же, к примеру, новый Lancer был презентован компанией Mitsubishi именно в Москве, а не во Франкфурте. Возможно, в 2005 году, когда в Москве пройдет следующий автосалон с международным статусом, премьер подобного рода будет больше. Самые популярные иностранные автомобили в России:

Ford Focus 9412

Daewoo Nexia 9378

Mitsubishi Carisma 6648

Toyota Corolla 6209

Daewoo Matiz 4807

Renault Clio/Symbol 4358

Toyota Camry 4342

KIA Rio 3821

Hyundai Accent 3926

Skoda Octavia 3111