В смутные времена новое, казалось бы, должно настораживать. Но таких авансов и кредитов доверия не получал даже многострадальный «АвтоВАЗ». 72 экипажа — для России почти рекорд — приехали в город Опочка Псковской области, чтобы принять участие в дебютном ралли «900 озёр». Оно ворвалось в гоночный календарь дерзко, сходу получив статус этапов моносерии Volkswagen Polo Cup, Кубка России и Чемпионата Беларуси.
Не много ли чести для соревнования, о котором знали лишь по словам и обещаниям? Но теперь, когда в призовых кубках лопаются последние пузырьки шампанского, можем сказать точно — игра стоила свеч. Всего три года назад команда местной автомобильной федерации во главе с Олегом Мыслевичем запустила гонку «Пушкинские горы», а сегодня её считают одной из лучших в России. Аналогичная судьба, похоже, ждёт и «900 озёр». И вот почему.
Причина No 1. По памяти не проедешь
«900 озёр» — это не римейк или хорошо забытое старое. Ни один сантиметр этой трассы ранее не топтали колёса «боевых» машин. А это многое меняет. По себе знаю — запомнить досконально порядка 100 км спецучастков невозможно. Но когда участвуешь в конкретном ралли не в первый раз, то при ознакомлении с дорогами, а порой и в самой гонке, память вовремя подсказывает опасные или ключевые для результата места. Здесь такого не было — как записал стенограмму, так и проехал. Увы, в России подобных «девственных» трасс раз-два и обчёлся... А ведь конфигурацию маршрута можно поменять, снова получив новую гонку. Так что «900 озёр» спортсменам наскучит ещё нескоро.
Спецучастки тоже подобрались не абы какие. Каждый из трёх допов (кстати, их надо было проехать по два раза) имел свой характер. СУ-1 «КУДО» и удлинённый на несколько километров СУ-4 «Сосновка» — псковская классика: очень быстрые дороги, где средняя скорость лидеров зашкаливала за 130 км/ч. СУ-3/6 «Кубок Псковавтодор» может стать визитной карточкой гонки. Трёхмерный рельеф, поворот на повороте и всё это проходится в предельном темпе, аж дух захватывает! Нашему экипажу такая карусель напомнила культовые карельские допы или спецучасток «Железово» ралли «Псков».
Но «тёмной лошадкой» стал СУ-2/5 «Веснеболог». Судя по разговорам перед гонкой, его особо никто не выделял. А зря! Именно здесь оказалось самое коварное покрытие и подчас творились странные вещи. Не иначе полтергейст поселился в закрытой связке правого и левого крутых поворотов — чуть ли не каждый второй экипаж умудрился тут начудить: кто-то в канаву уехал, другие осаживались до скорости пешехода, а я почему-то услышал в наушниках только один вираж, хотя Юля дважды прочитала связку. В итоге мы бодро ввалили в правый поворот, но в левый никак не успевали вписаться. Чтобы не оказаться на крыше, пришлось рвать ограничительные ленты и уходить на тропинку по прямой. Потеряли время, но, к счастью, никто не пострадал, и мы продолжили борьбу.
На втором прохождении снова приключения. Спецучасток накрыл сильнейший ливень («дворники» не справлялись даже на максимальной скорости), и без того скользкий лесной грунт сделался похожим на лёд. Мы сражались за подиум, сбавить темп не могли, поэтому чуть ли не в каждом повороте машину приходилось «ловить». Пару раз ветки да кусты причёсывали наш Volkswagen Polo Sedan, зазывая к себе в объятия, и вылета удалось избежать чудом. Впрочем, за такие острые моменты мы и любим ралли.
Причина No 2. Не только гонка, но и шоу
На торжественный старт и финиш «900 озёр» в центре Опочки собрался едва ли не весь город. Организаторы учли, что неискушённые в ралли зрители вряд ли поедут в леса да поля глядеть на «боевые» допы. Поэтому устроили на площади показательный слалом вокруг стопок покрышек. На итоговые результаты он не влиял, но гонщиков стимулировали специальным призом. И пусть с дымком шин крутить пятаки удавалось не каждому, а на переднем приводе это было вообще затруднительно, зато искусственный трамплин, на потеху публике, отправлял в полёт даже маломощную технику.
Ответили опочане самодеятельностью. Концерты и акробатические этюды местных коллективов на старте гонки и церемонии награждения могли показаться наивными. Мол, какое отношение всё это имеет к ралли? Но надо понимать — автоспорт не будет развиваться в нашей стране до тех пор, пока зрителям не покажут шоу. Причём везде — от жаркой борьбы на трассе до развлечений за её пределами. Не случайно в Volkswagen Polo Cup даже сервисную зону оформляют красочно, ведь ралли — это праздник!
Причина No 3. От «Нашей классики» до Volkswagen Polo Cup
Ралли «900 озёр» не отступило от традиций псковских гонок радовать зрителей разнообразием «боевой» техники. Многочисленные полноприводные Subaru и Mitsubishi, заднеприводные BMW, ассортимент разномастных переднеприводных машин — прямое следствие длинного списка участников. Но «900 озёр» заботливо приютило у себя ещё и специальные зачёты — моносерию Volkswagen Polo Cup и «Наша классика».
Организованный «Академией Ралли» фольксвагеновский монокубок в представлении не нуждается, но, полагаю, наши яркие автомобили людям запомнились. Тем более, сюжет был накалён до предела. К примеру, от занявшего второе место экипажа Вадим Мещеряков/Алексей Игнатов нас с Юлей отделило меньше шести секунд!
«Наша классика» — вообще псковское изобретение. Это специальный класс с либеральными техническими требованиями, куда допускаются отечественные заднеприводные модели. Пусть «Волги», «Жигули», «Москвичи», «ИЖи» не всегда способны удивить скоростью, зато на трассе смотрятся очень эффектно.
Причина No 4. Мягкие дороги, жёсткие последствия
В России немало трасс, на которых работает принцип «выжил — победил». Но «900 озёр» к ним не относится — грунтовки здесь ровные, плотные, широкие. Риск пробить колесо, засесть в колее или поломать подвеску минимален. Можно мчать в своё удовольствие, сосредоточившись на пилотировании, а не уклонении от препятствий.
Но это не значит, что гоняться на «900 озёр» просто, и халатность в подготовке прокатит. Тот же СУ-1/4 c довольно вязким покрытием и длинными прямиками требователен к надёжности трансмиссий и двигателей. А любителей прогуляться по лезвию бритвы между обочиной и кюветом ждут сюрпризы в виде бетонных дорожных столбиков и пеньков/брёвен. На одно из них, кстати, и напоролся Volkswagen Polo экипажа «А. Бух"/Алексей Курносов. После этого удара передняя правая подвеска хэтчбека перестала существовать.
Ну а если не повезёт вылететь, то... Смотрите, что произошло с Ford Fiesta псковских гонщиков. Экипаж отделался синяками и ушибами, но машина, прорубив в лесу 50-метровую просеку, превратилась в груду металла.
Увы, этот подвиг умудрились повторить разогретые алкоголем и накалом страстей зрители. По окончании гонки несколько водителей решили показать, как надо ездить по местным дорогам, в итоге минимум три машины оказались в кюветах...
Причина No 5. Тяжело, но вы держитесь
Идеальной гонкой «900 озёр» называть пока рано. К примеру, только ленивый не попенял организаторам на тяжёлые для легковых машин доезды между спецучастками. Фактически это были лесные тропы с колеёй, которые во время дождя превратились в вязкое месиво. Имелся даже брод с болотцем, где гидроудар словить не составляло труда.
Провал? Но тут надо вспомнить, что совсем недавно сквозного проезда тут вообще не существовало. Команде Олега Мыслевича пришлось даже навести через ручей деревянный мост, подсыпать дороги и расчистить просеки. Титанический труд! А когда машины стали буксовать в глине, им на помощь оперативно прислали тягач. Так что до кондиции маршрут наверняка доведут, ведь прочие авансы гонка отработала. А раз на «косяки» глаза не закрывают, то и будущее у «900 озёр» есть. Терять такую гонку в младенчестве будет преступлением.