В смутные времена новое, казалось бы, должно настораживать. Но таких авансов и кредитов доверия не получал даже многострадальный «АвтоВАЗ». 72 экипажа — для России почти рекорд — приехали в город Опочка Псковской области, чтобы принять участие в дебютном ралли «900 озёр». Оно ворвалось в гоночный календарь дерзко, сходу получив статус этапов моносерии Volkswagen Polo Cup, Кубка России и Чемпионата Беларуси.
Не много ли чести для соревнования, о котором знали лишь по словам и обещаниям? Но теперь, когда в призовых кубках лопаются последние пузырьки шампанского, можем сказать точно — игра стоила свеч. Всего три года назад команда местной автомобильной федерации во главе с Олегом Мыслевичем запустила гонку «Пушкинские горы», а сегодня её считают одной из лучших в России. Аналогичная судьба, похоже, ждёт и «900 озёр». И вот почему.
![](https://resizer.mail.ru/p/2fce3f79-ffa6-5563-b258-b497d2b62ae6/AQABMB9KdpQgXedwMk9jtbzZC7dKe2CMf5YhZl1eJ7PN4cNWFfdIVLw8MPCM_hd2ahjXMFrevO3kd5qgJI2ps3nJhjY.jpg)
Причина No 1. По памяти не проедешь
«900 озёр» — это не римейк или хорошо забытое старое. Ни один сантиметр этой трассы ранее не топтали колёса «боевых» машин. А это многое меняет. По себе знаю — запомнить досконально порядка 100 км спецучастков невозможно. Но когда участвуешь в конкретном ралли не в первый раз, то при ознакомлении с дорогами, а порой и в самой гонке, память вовремя подсказывает опасные или ключевые для результата места. Здесь такого не было — как записал стенограмму, так и проехал. Увы, в России подобных «девственных» трасс раз-два и обчёлся... А ведь конфигурацию маршрута можно поменять, снова получив новую гонку. Так что «900 озёр» спортсменам наскучит ещё нескоро.
![](https://resizer.mail.ru/p/9f17909d-39c4-5a3b-82fa-6346a5e560e1/AQABSTFiBDXMs0HihLb-I1i4j0YBAWvkeUsTrUUolOqYrrwAOSzTc6oEsmoB0Y4b-2-KlCmLVv6JYOh-SNw08WN8xRA.jpg)
Спецучастки тоже подобрались не абы какие. Каждый из трёх допов (кстати, их надо было проехать по два раза) имел свой характер. СУ-1 «КУДО» и удлинённый на несколько километров СУ-4 «Сосновка» — псковская классика: очень быстрые дороги, где средняя скорость лидеров зашкаливала за 130 км/ч. СУ-3/6 «Кубок Псковавтодор» может стать визитной карточкой гонки. Трёхмерный рельеф, поворот на повороте и всё это проходится в предельном темпе, аж дух захватывает! Нашему экипажу такая карусель напомнила культовые карельские допы или спецучасток «Железово» ралли «Псков».
![](https://resizer.mail.ru/p/174bb35b-a91c-5a2d-87e1-4874018dbd25/AQABiZC6CckzQhg1-OYZGjNIbG_Dc1cLY_PUm8y852jToRSD1LNFedv0Tf3EC0YxrgDH9w2r2fZGB6tBWDs6L1NSrpg.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/52b86826-0527-57bc-96bf-8f7301ae2281/AQABTsEXLnmiinosbpEKFJytfqVJHbEjUAlCKErb6S7qG-J5HzVcd1_GD5CXw3EagGdQSg4mevN18Ip5GJkgn56K9RI.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/13d73a3b-0174-5ea6-8fc9-be4f213666bb/AQABn-d5nzvCwkAnL4sLrhRqbLSN1Ry_JbrExV12a_v2ug8-q75lICQbksuQ1t_EHz0rUMb4UYOxC943gh6RVxI8FWA.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/10ace2b6-b210-5b2e-a8fa-0ace3526b7df/AQABd8YbPOhsVUCtE02Q-PJSEuiKNf5fKVS80MZHCzTvt1ob4-rYReW3WQhBiOC4cdmjIPqXsjEkmQ_KNN-n3jc1VSI.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/0262fe0f-5714-5d00-a731-61d47669ba9c/AQAB2smfY5UAlgCxTyHXuq5fDoJwS6HE7n7vUFpq7TqjQ_cCzHPKx5hXlHGjeSDEvdzM0xUVlWChRuZonnuQf4Of9FQ.jpg)
Но «тёмной лошадкой» стал СУ-2/5 «Веснеболог». Судя по разговорам перед гонкой, его особо никто не выделял. А зря! Именно здесь оказалось самое коварное покрытие и подчас творились странные вещи. Не иначе полтергейст поселился в закрытой связке правого и левого крутых поворотов — чуть ли не каждый второй экипаж умудрился тут начудить: кто-то в канаву уехал, другие осаживались до скорости пешехода, а я почему-то услышал в наушниках только один вираж, хотя Юля дважды прочитала связку. В итоге мы бодро ввалили в правый поворот, но в левый никак не успевали вписаться. Чтобы не оказаться на крыше, пришлось рвать ограничительные ленты и уходить на тропинку по прямой. Потеряли время, но, к счастью, никто не пострадал, и мы продолжили борьбу.
На втором прохождении снова приключения. Спецучасток накрыл сильнейший ливень («дворники» не справлялись даже на максимальной скорости), и без того скользкий лесной грунт сделался похожим на лёд. Мы сражались за подиум, сбавить темп не могли, поэтому чуть ли не в каждом повороте машину приходилось «ловить». Пару раз ветки да кусты причёсывали наш Volkswagen Polo Sedan, зазывая к себе в объятия, и вылета удалось избежать чудом. Впрочем, за такие острые моменты мы и любим ралли.
![](https://resizer.mail.ru/p/617e1ad0-4436-584c-8ef2-30d02c531486/AQABusdNWO9XgRqX8M9v9NAiosQLPLBP-Mvx008VfTPEfqunWVYGhA3xPra5Km6wLUldvM6TrNpcjGFfBZX310UGe44.jpg)
Причина No 2. Не только гонка, но и шоу
На торжественный старт и финиш «900 озёр» в центре Опочки собрался едва ли не весь город. Организаторы учли, что неискушённые в ралли зрители вряд ли поедут в леса да поля глядеть на «боевые» допы. Поэтому устроили на площади показательный слалом вокруг стопок покрышек. На итоговые результаты он не влиял, но гонщиков стимулировали специальным призом. И пусть с дымком шин крутить пятаки удавалось не каждому, а на переднем приводе это было вообще затруднительно, зато искусственный трамплин, на потеху публике, отправлял в полёт даже маломощную технику.
![](https://resizer.mail.ru/p/19b92d77-b58e-5877-af28-5ad36fbed530/AQABqiNDBxfAULxjLmxDWmM7IZLqasyFW95MQ_4LzyeyBGqoc4a0PoZwayAJNipNJxodQ4FmlKa6lwdn-5GC9JLWwsg.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/fd865ccd-bc5c-5ff3-87cc-c3a12489714d/AQABbnJm1XgY5vZ1H5xYekCpre2r7PWxBh0AnI1EfWEwTLVCOKttZBE_S5H8eq7kP25LYXAH3cqmDQ9CZQ-UpxY6iBY.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/6dfb448a-e1a8-5187-9336-55300c11df62/AQABXXTSSGJpfvZIjhcNzUmNjJlj0f2LGDocYt6g04uBP0KGCSaFPQcDqLOHRGiM27Mj7FkiBttZMl7lYftb_Q5Nn6g.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/caa3da25-26b4-5daa-84a0-79d61334fd0a/AQABOZkf4SJZhkyToKL4-Blj3Ze4WcQJUyehyf1ZxLahFiKnuauzPLwTgEQubZo5f_KBqnp3PG3Qt7kvpbWkqEVZDiY.jpg)
Ответили опочане самодеятельностью. Концерты и акробатические этюды местных коллективов на старте гонки и церемонии награждения могли показаться наивными. Мол, какое отношение всё это имеет к ралли? Но надо понимать — автоспорт не будет развиваться в нашей стране до тех пор, пока зрителям не покажут шоу. Причём везде — от жаркой борьбы на трассе до развлечений за её пределами. Не случайно в Volkswagen Polo Cup даже сервисную зону оформляют красочно, ведь ралли — это праздник!
Причина No 3. От «Нашей классики» до Volkswagen Polo Cup
Ралли «900 озёр» не отступило от традиций псковских гонок радовать зрителей разнообразием «боевой» техники. Многочисленные полноприводные Subaru и Mitsubishi, заднеприводные BMW, ассортимент разномастных переднеприводных машин — прямое следствие длинного списка участников. Но «900 озёр» заботливо приютило у себя ещё и специальные зачёты — моносерию Volkswagen Polo Cup и «Наша классика».
![](https://resizer.mail.ru/p/a3ae7e40-6254-580f-a005-96286fc82253/AQABI5f2sU6wpMEDzC-Udgnyj87q2RroIC_EZtV_eIdKNNO811n70Uyt-tjKk_tYuLBUia_i5mYPoUXxu7Xa53QiyQs.jpg)
Организованный «Академией Ралли» фольксвагеновский монокубок в представлении не нуждается, но, полагаю, наши яркие автомобили людям запомнились. Тем более, сюжет был накалён до предела. К примеру, от занявшего второе место экипажа Вадим Мещеряков/Алексей Игнатов нас с Юлей отделило меньше шести секунд!
«Наша классика» — вообще псковское изобретение. Это специальный класс с либеральными техническими требованиями, куда допускаются отечественные заднеприводные модели. Пусть «Волги», «Жигули», «Москвичи», «ИЖи» не всегда способны удивить скоростью, зато на трассе смотрятся очень эффектно.
![](https://resizer.mail.ru/p/d5b60650-8d2b-5653-a8b5-2739ee4191cb/AQABeMY29H4ciraMV2ptI6v-x-zlXh_hQRoWXEEMqHJe8me_dJsJYObJwPrEPmWMvjpX6oYu3tegToLXoztV7yLy1Ok.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/3cd25d21-b6fe-5215-a052-8ab9c4f9e231/AQABPdFlqT-cpXfMonXyfegIJiLp1XiZy6_EYi-hS_rKEjT1U-kvLQSu-BXK5W9Ouetg-rMLIrebJABRqeTWnkRh828.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/a7a9aaec-a848-59be-ab26-e9855a1b14d5/AQABjL6aDlLOD4lARbHTY44uocuKjROKEuUxBXw6JgiIA-axqkn-cnjBU9Bw6-khShkbV6GMlwJ94-IRqJiSJJbA8nc.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/3d865d23-60cd-520d-850e-f58858504f0a/AQABKO6IG_MlXA_fJXLHHFcWHdePFYv8MdnPd9BKKzrSkR8KU4tGcJni4WxFMNAIplnQ7ukP-oYuNjgn-UBG5CScSis.jpg)
Причина No 4. Мягкие дороги, жёсткие последствия
В России немало трасс, на которых работает принцип «выжил — победил». Но «900 озёр» к ним не относится — грунтовки здесь ровные, плотные, широкие. Риск пробить колесо, засесть в колее или поломать подвеску минимален. Можно мчать в своё удовольствие, сосредоточившись на пилотировании, а не уклонении от препятствий.
![](https://resizer.mail.ru/p/675bad87-e83f-5d11-b59a-e9e7ee164eac/AQABaIln_X7GvMMS_T9W8RTq8DnNbaN2OBXn9_Fqq1xrLlXFvbLsM47z1XrixE4XIj7aN0i8iGtrWwQWwHGCUnWs3cU.jpg)
Но это не значит, что гоняться на «900 озёр» просто, и халатность в подготовке прокатит. Тот же СУ-1/4 c довольно вязким покрытием и длинными прямиками требователен к надёжности трансмиссий и двигателей. А любителей прогуляться по лезвию бритвы между обочиной и кюветом ждут сюрпризы в виде бетонных дорожных столбиков и пеньков/брёвен. На одно из них, кстати, и напоролся Volkswagen Polo экипажа «А. Бух"/Алексей Курносов. После этого удара передняя правая подвеска хэтчбека перестала существовать.
Ну а если не повезёт вылететь, то... Смотрите, что произошло с Ford Fiesta псковских гонщиков. Экипаж отделался синяками и ушибами, но машина, прорубив в лесу 50-метровую просеку, превратилась в груду металла.
Увы, этот подвиг умудрились повторить разогретые алкоголем и накалом страстей зрители. По окончании гонки несколько водителей решили показать, как надо ездить по местным дорогам, в итоге минимум три машины оказались в кюветах...
Причина No 5. Тяжело, но вы держитесь
Идеальной гонкой «900 озёр» называть пока рано. К примеру, только ленивый не попенял организаторам на тяжёлые для легковых машин доезды между спецучастками. Фактически это были лесные тропы с колеёй, которые во время дождя превратились в вязкое месиво. Имелся даже брод с болотцем, где гидроудар словить не составляло труда.
![](https://resizer.mail.ru/p/cf8a4e77-e9c4-5bff-88a1-2ec6c4dc22a5/AQABPOeCXBCBzRyuDRJDe-InoNkfnmS8L0qTKQTcNiCxSSRsktd6vl_tVfjnRCuqi8O636sTiezPU2mfDT5XtaptfsM.jpg)
Провал? Но тут надо вспомнить, что совсем недавно сквозного проезда тут вообще не существовало. Команде Олега Мыслевича пришлось даже навести через ручей деревянный мост, подсыпать дороги и расчистить просеки. Титанический труд! А когда машины стали буксовать в глине, им на помощь оперативно прислали тягач. Так что до кондиции маршрут наверняка доведут, ведь прочие авансы гонка отработала. А раз на «косяки» глаза не закрывают, то и будущее у «900 озёр» есть. Терять такую гонку в младенчестве будет преступлением.