В одну ночь 10 тысяч человек остались без крова — норвежский деревянный Олесунн выгорел дотла. Но нет худа без добра, на месте пепелища при поддержке германского кайзера Вильгельма II с нуля построили каменный город в едином стиле ар-нуво, он же модерн. Так в глубине фьордов сто с лишним лет назад появился заповедник архитектуры.
Интересно, знали шкодовцы об этой истории, когда прятали от посторонних глаз предсерийные кроссоверы именно здесь? Ведь Kodiaq тоже создавался без оглядки на прошлое — прежде семиместных SUV у чешской марки не было. И без немецкой помощи не обошлось. В основу модели легла всефольксвагеновская модульная платформа MQB. То есть по начинке Kodiaq близок, например, к Volkswagen Tiguan второго поколения.
![](https://resizer.mail.ru/p/585b4dfe-b581-562c-8ac8-765945d5c2f7/AQABStdZ79KGstA617kRTFoAM7qv19a_JRsR8ngqO4a2kvzZORhYau9oeAz0G8IDV58EsV_7xqoLaU0mHRH1joDt834.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/2590fe1f-0be6-5809-bb3e-7ba9fe09b077/AQABKQKUDkbnPhrYK36uC4nIz9PEOYWpPuLeINw7ETPOZpu6wBXMjnddkIu6CTcDPg3PBIZLYNo17oA25O523xUHM-Q.jpg)
А что под камуфляжем?
Но унифицировать — не значит копировать. Шеф-дизайнер «Шкоды» Йозеф Кабан отстоял перед руководством концерна творческую свободу, продолжив культивировать стиль чётких линий, острых граней и углов.
— Было интересно и волнительно, — не без трепета говорит художник о новом кроссовере. — Kodiaq хотелось сделать брутальным, но не агрессивным. Серьёзным, но не пугающим. Чтобы он выделялся на фоне легковых моделей вроде «Октавии» и Superb, но не оттолкнул консервативную публику. Получилось?
![](https://resizer.mail.ru/p/246afd3e-c940-5493-b30d-441464fc23fe/AQABuLlVCxRz801sADAFMG6RlwFPcNXmL6c5aXFz_8qWseM3ta7cgy4pONOsSi431FPfJxFZOb0f9o5xInkpemxtDgw.jpg)
На фотографиях вы видите Kodiaq в плотном камуфляже. При входе в павильон, где под покрывалом стояла машина с серийным дизайном, у нас отобрали фотоаппараты и заклеили камеры смартфонов. Но описывать облик кроссовера, изощряясь в словесности, не придётся. Потому как в производство фактически пойдёт концепт VisionS с минимумом изменений!
Напомним, несколько месяцев назад мы прокатились на том прототипе и сделали прогноз: «Уберите с VisionS огромные 21-дюймовые колёса, сотрите ластиком хрустальные фонарики и мини-зеркала, пририсуйте обычные дверные ручки взамен выдвижных. Похоже, примерно так будет выглядеть первый большой SUV от Skoda». Попали в точку — всё так и случилось. Даже «четырёхглазая» оптика сохранилась.
Баранка греется, двери сами себя защищают
Всякие полезные штуки вроде скребка для льда, «пупырышков» в подстаканниках, съёмного магнитного фонарика в багажнике, зонтиков в передних дверях чехи называют Simply Clever. Так вот, Kodiaq получит свыше 30 таких «фишек», причём среди них будут и новые. Например, при установке детских кресел на второй ряд замки дверей автоматически переведутся в безопасный режим — открыть их можно будет только снаружи. У фордовского «Фокуса» подсмотрели защиту кромок дверей — пластиковые щитки раскладываются и складываются автоматически, но механическим путём — обычными тягами и пружинами, чтобы исключить сбои при срабатывании и закусывание в проёмах.
Не забыты и более традиционные, но от того не менее полезные опции: начиная от подогрева руля и ветрового стекла (причём плёночного, в котором нет мешающих обзору нитей), заканчивая бесконтактным открытием багажника «пинком» ногой под бампер.
![](https://resizer.mail.ru/p/6d38280a-8515-5946-afbc-b7097a1228f4/AQABdjeoUfULkDeqm5LzhhPUc0TGAJ6j4XhUPtypaBvlQ-qgvsJKkTco2Bx-SjOyx4F-_FTxwUpb3OpnpEbl4gUlOIE.jpg)
— Мы знаем, что Hyundai и Kia предлагают другое решение — постоял с ключом в кармане три секунды у заднего бампера, багажник открылся, — но считаем его неудобным по причине риска ложных срабатываний, — говорит главный инженер проекта Kodiaq. — Мы придумали лучше: в будущем установим оптический датчик с подсветкой. Крышка грузового отсека распахнётся, стоит человеку наступить на светящуюся точку на земле.
Багажник ожидаемо оказался бездонным и грамотным по форме, ведь для «Шкод» это визитная карточка. При сложенных креслах Kodiaq вмещает 2065 л, то есть в него можно «залить» больше 4 тысяч пол-литровых бутылок воды. Причём и в семиместной конфигурации кроссовер не заставит покупать прицеп или бокс на крышу: 270 л — это больше, чем, к примеру, у «Лады Калины» или многих других компактных хэтчбеков. Ну а пятиместный вариант — золотая середина для хозяйственника: 720 л плюс вместительное, даже с учётом «запаски», подполье.
![](https://resizer.mail.ru/p/7c9a37ff-019f-560a-ade5-d0fa018ed39b/AQABmWFzPXxrFJerifIMzchybgilbfabM1S99elRpjZhNTVnsJHuXhqffDFfSyR0ukwLel_FKPb9sgX-GoqY13J1rh8.jpg)
Тем более «галёрка» повышает пассажировместимость кроссовера условно — взрослым на третьем ряду придётся сидеть в жуткой тесноте, враспор между полом и потолком. Детям будет вольготнее, хотя за неудобный вход-выход и они спасибо не скажут.
Сон заказывали?
Но если дополнительные места в багажнике по комфорту сравнимы с дешёвым туристическим чартером, то второй ряд — это бизнес-класс регулярных рейсов. По сравнению с тем же новым «Тигуаном» колёсная база «Шкоды» выросла на 110 мм — до 2791 мм. Поэтому Kodiaq не менее гостеприимен, чем, скажем, Superb: хочешь, сиди нога на ногу, хочешь — ложись спать. Заказной Sleep Package к этому располагает: в него входят откидные «уши» подголовников (опять же как в авиалайнерах) и тёплый плед в специальном футляре. А если зарядить Kodiaq по полной, в нём можно поселиться: откидные столики с фиксаторами и подстаканниками, шторки на окнах, климат-контроль, регулировки подушки по длине и спинки по наклону, розетка на 220В, держатели для планшетов и даже усилитель звука имеется — голос водителя ретранслируется через динамики аудиосистемы, словно в лимузине! Не хватает разве что раздельных кресел, как у концепта VisionS.
![](https://resizer.mail.ru/p/f3f647d8-e6ff-5c9e-9520-2fe193f9c885/AQABrYhxa61d87LegJT77hnFBz_OFLnLtNJsiG4fD2NcFDRYeXv2iRPfyOH3Cuk58Gm4gIPYXPgoJorY4JpI4elg_Ig.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/b431bb0e-a997-57fd-876b-9cdf65e2aa8e/AQABwWhHzK-2vrLURSD6dNGacZCkwAlcbKjWam0T7j8OJJ7M4Zwj76slAmMX_7f932mC8og-GZQcB0emkdh7D7JKyjA.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/bb4588b0-e269-5d7e-97d1-ea23057277b9/AQABimZjLOjmctyfyIbgWV8b1KxeYttC4h5oXF7r0mmeVtt2oSpdhszTPSAFNWkXiNVbXuihp32WHz5vARlE74pehEY.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/34c6a250-4a9b-50e5-8d28-5a50db837373/AQABi0tHRBLMuvyj7lwx1B_Eu46hkxekdS8UsTADu5cxPpobCPC-x_EZHlPBZ8cN91hqpglvqWnJfXj6XqUcOL4Hf-o.jpg)
Человека за рулём на этом фоне вроде бы обделили. Передняя панель Kodiaq в целом повторяет прототип по форме, но россыпи интерактивных экранов на серийной машине не будет — дисплей перед пассажиром заменила крышка верхнего «бардачка», у водителя — обычные стрелочные приборы... Впрочем, внедрение цифровой комбинации, как на том же «Тигуане», — вопрос субординации внутри концерна. А скорый переход в эру электронных интерьеров Skoda и не обещала.
Зато эргономика близка к идеалу. Обзорность, удобство посадки, расположение клавиш — всё в масть. Центральная консоль разделена на зоны — снизу ниша для индукционной зарядки гаджетов, над ней ряд крупных «тумблеров» (кнопки сверху закреплены, а проминаются снизу), чуть выше панель климат-контроля, а сверху — новая мультимедиасистема Columbus с картами Google, он-лайн сервисами, поддержкой удалённого доступа и мобильных приложений (не факт, что будет в России — «спасибо» закону о хранении данных). Уже сейчас она работает шустро, лишь к сенсорному обрамлению экрана остались вопросы. Кнопки не дают обратной связи, так что в движении остаётся тыкать по скользкой поверхности наугад. Поиск решения, по словам инженеров, ведётся, а на базовых версиях система будет попроще — с экраном поскромнее размером и обычными кнопками.
Пять моторов, три коробки и сомнительный руль
MQB обеспечила Kodiaq независимыми подвесками («МакФерсон» спереди, многорычажка сзади), опциональным полным приводом на основе муфты Haldex пятого поколения, поперечно-установленным силовым агрегатом.
Кстати, гибридной и тем паче электрической модификации у кроссовера пока не будет. Пять традиционных моторов — это два дизеля и три бензиновых «четвёрки». Все с турбонаддувом. Самый доступный и медленный (10,6 с до 100 км/ч) Kodiaq — переднеприводная бензиновая машина с 1.4 TSI (125 л.с.) и шестиступенчатой механикой. Возможность выбора трансмиссии 4x4 и робота DSG появляется на средних версиях 1.4 TSI (150 л.с.) и 2.0 TDI (тоже 150 сил). Причём бензиновому движку отвели DQ250-6F на шесть передач, а для тяговитого дизеля заготовили более выносливую семиступенчатую коробку DQ500-7A. Она же наравне с полным приводом станет безальтернативной для топовых модификаций — 2.0 TSI (180 л.с.) и 2.0 TDI (190 л.с.).
![](https://resizer.mail.ru/p/eb57a89d-e941-504a-b26b-92a67a6ac32d/AQAB17hh8uqa2BpZ6JAnTFc_HhRTr2DfmfbtSZL3-ASkmnOz2mrfLOj0B31KF2wzi5WfSl94IcjRpwrCE6NMl5MCz3k.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/46d62a2a-ed98-51c6-ac5f-293bbb1f3636/AQABMoYjqdpch9S-_dw4JyCDypGYpzrmhlgPRUIMbXjrumCUzS2GC-BON67TYkUax-6q4hWE5B5TbUGxFM13XsIpaA4.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/4b51e364-1af6-501a-9743-dfac543ea427/AQAB2Cq_mqioO5sc-rDcmJJNbtUqQSQWeb4NzVc_Q4ch6hZlEUrXu61bKsslF83ztoqrRh9rmZUdUvlwjyEIEyY2Tjc.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/58c7ca7c-5306-5929-b63c-d1953f6e86bf/AQABpj2JWASXrFYs9RMA-UL_5QukTnjLjbtUzw4UM7w1SdRZx5aq56PH_ERMtLqyxyYoVqWFY_k7ggRugG7dXwGxTsM.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/64afa039-da09-53cc-ba74-ad1ad154d9ec/AQAB-AEIyzREyQA37SxYkjg_7E22Daa5IV-85rRYXYgPtzWK4hg1VeLrMODjnbxjlMJcHV-PKMKkKsrhMndAurAb-uE.jpg)
Именно мощный дизель мне выделили для короткой поездки: чуть больше часа в пути, движение в колонне, на правом кресле — один из топ-менеджеров «Шкоды». Не забалуешь! Хорошо хоть дороги подобрали разнообразные — от серпантинов до грунтовки.
Первое впечатление — Kodiaq удался, уж очень породисто едет. Для пущей экономии топлива мотор тихонько бубнит почти на холостых оборотах, но всегда готов ускорить машину даже в пределах одной передачи. Причём без характерных для DSG подёргиваний. Эластичность что надо, а ведь у кроссовера ещё и функция выбора режимов движения имеется, меняющая настройки педали газа, руля, трансмиссии, адаптивных амортизаторов. Можно сделать ход помягче или пожёстче, или вообще свои параметры задать для каждой системы.
Но в любом случае управляется крупный кроссовер вкусно — легко принимает манёвры, не раскачивается и не особо кренится, уверенно тормозит. При этом комфорт обеспечивает неплохой. Поскрипывания панелей отделки, гул ветра в районе задних стоек и отчётливый шорох шин по шершавому асфальту спишем на издержки обходных технологий сборки, а вот сглаженные толчки от кочек занесём «Шкоде» в актив. Ещё бы на грунтовке и стыках трясло чуть меньше — было бы совсем замечательно, хотя именно за плотный ход без перегибов в «спорт» или расхлябанность многие ценят чешские машины.
Насторожили лишь настройки электроусилителя. Один из предсерийных прототипов радовал «чистым» рулём, а вот второй расстроил излишне расслабленной «баранкой». Кристиан Штрубе, член совета директоров Skoda, отвечающий за техническое развитие, cреагировал живо — достал блокнот, записал замечания и добавил, что поиск компромисса ещё не закончен. Время есть — серийный Kodiaq поступит в продажу не раньше января 2017 года. Это в Европе, а россиянам придётся ждать дольше. Вопрос о поставках на наш рынок решён положительно, а вот локализация ещё под вопросом. Но всё идёт к тому, что на отечественных улицах и правда начнут выгуливать «медведей» в массовом порядке...