ГИБДД 80 лет. Преклонный возраст или новая жизнь?

Все новости и пресс-релизы в разделе «Автобизнес» предоставлены нашими партнерами. Редакция Авто Mail.ru не несет ответственности за их содержание.

В июле 2016 года ГИБДД отмечает свой 80-летний юбилей — знаковый рубеж, за который госавтоинспекция претерпела не одну реорганизацию, переходя каждый раз на новый, ожидаемо эффективный уровень службы. Удалось ли преобразовать систему и объехать проблемные вопросы, или же автолюбителям так и приходится пребывать в «режиме ожидания»? Что же изменилось за эти 80 лет, а что по-прежнему так и остается неразрешимым вопросом?

content image for: 61377

В этом нам помог разобраться телеканал «Авто Плюс», который в этом году также отмечает свой юбилей. Главному телеканалу страны об автомобилях исполняется 10 лет. За этот период команда признанных экспертов затронула в своих передачах множество важных, острых тем, волнующих автолюбителей. И, конечно, вопрос об истинной обстановке дел в госавтоинспекции не уйдет от их внимания. Предлагаем узнать, что же думает по этому поводу Петр Шкуматов — популярный блогер, общественный деятель, ведущий программы «Итоги недели» на «Авто Плюс».

Положительная тенденция налицо

За эти восемь десятков лет к госавтоинспекции накопилось много вопросов. Одной из самых часто встречавшихся в последние 15 лет претензий к ГИБДД была коррупция, которая даже породила массу анекдотов в нашем обществе. Тем не менее многие водители отмечают, что случаев вымогательства денег у водителей со стороны инспекторов в последнее время стало гораздо меньше, а сами инспекторы начали общаться с водителями в дружелюбной форме. Конечно, конфликтных ситуаций много, но положительная тенденция налицо. ГИБДД начало меняться в лучшую сторону, и эти изменения происходят у нас на глазах.

Отчасти это произошло из-за серьезных реформ внутри ведомства, которые незаметно для внешнего наблюдателя проводились в последние годы. Сокращение численности инспекторов пошло только на пользу, так как под увольнение гораздо чаще попадали те, кто не следил за своей репутацией и к кому были вопросы у руководства. Оставшиеся на службе наблюдали, как происходит чистка рядов и мотали на ус, видя сигналы, которые шли от руководства. Но и многие руководители, оказавшись в скандальных историях, тоже лишились своих постов. Особенно это касается грубых нарушений ПДД со стороны самих инспекторов, когда они не находятся на службе. Введенное правило, что за грехи инспектора отвечает и его начальник, привело к тому, что количество дорожных инцидентов, связанных с сотрудниками ГИБДД не просто резко сократилось, а во многих регионах снизилось до нуля. Дисциплина внутри ведомства постоянно растет, что не может не радовать.

Влияние «полосатой палочки»

К сожалению, в рядах ГИБДД по-прежнему остается довольно большое количество инспекторов, которые приходят в ряды этой службы с целью личного обогащения. Возможности, которые у них появляются, после получения «полосатой палочки», впечатляют. Если у водителя нет работающего видеорегистратора, инспектор, как и прежде, может написать в протокол что угодно, и его слова будут признаны доказательством в суде, если разбирательство состоится. Данную проблему мы обсуждали в эфире программы «Итоги недели» на «Авто Плюс» с адвокатом Сергеем Радько, который считает, что доверие к автоинспекторам в суде, несомненно, выше. Слова водителя трактуются — как способ уйти от ответственности, а принцип НОНД (нет оснований не доверять сотруднику полиции) до сих пор главенствует в обвинительных решениях в отношении водителей. Недобросовестные инспекторы знают эту особенность нашего законодательства и пользуются ею довольно широко. Ведь собирать доказательства вины водителя с помощью средств фото- или видеофиксации от инспектора законом не требуется.

Об автоматической фиксации нарушений

Впрочем, мы видим, что широкое развитие средств автоматической фиксации нарушений на дорогах благотворно повлияло на поведение водителей и на аварийность в отдельно взятых регионах. Так, в Москве уже давно наблюдается уровень аварийности, который не просто сравним с европейским, но и в некоторых случаях заметно ниже аналогичных показателей стран Старого Света. На тех дорогах, где круглосуточное дежурство несут камеры электронных инспекторов, количество ДТП меньше, водители спокойнее, а езда, как правило, безопаснее.

content image for: 61377

Вероятно, что именно автоматизация фиксации правонарушений и будет являться основным трендом, формирующим деятельность ГИБДД в ближайшее десятилетие. Камер появляется все больше, они становятся дешевле в эксплуатации и начинают фиксировать больше видов нарушений на дорогах. Так, в ежедневной программе «Новости с колес» мы рассказывали о камерах «Стрелка-СТ» на МКАДЕ, которые теперь фиксируют не только нарушения скоростного режима, но и езду по обочине, нарушения запрета на въезд грузовиков в дневное время и ряд других. После того, как камеры были установлены на этой оживленной магистрали, аварийность стала быстро снижаться, причем на десятки процентов. А это не просто цифры, это сохраненные жизни и имущество.

Также серьезной победой госавтоинспекции стало — массовое использование водителями детских кресел. С помощью убеждения, а не с помощью угрозы штрафов, удалось добиться грамотной и безопасной перевозки детей в автомобилях, тем самым существенно снизив детскую смертность в ДТП. Грамотная социальная реклама вразумила многих и дала понять, что жизнь ребенка просто несоизмерима со стоимостью автокресла.

Но главное — знать меру!

Но в погоне за безопасностью на дорогах — важно знать меру! В некоторых регионах уже открыто ставятся планы по сбору штрафов с автовладельцев для пополнения местных бюджетов, а ряд камер устанавливается в местах, где водителей специально провоцируют на ошибку. Особенно часто это связано с контролем стоп-линии на перекрестках, когда знак «СТОП» висит за пару метров до линии разметки, на которую ориентируются водители. Также мы помним недавний громкий скандал в Краснодарском крае, когда штрафные постановления недобросовестные инспекторы рисовали чуть ли не в графическом редакторе.

content image for: 61377

Многие водители до сих пор обсуждают историю со штрафом с камеры 70-летнему водителю автомобиля ВАЗ-21011, который получил квитанцию об оплате штрафа за превышение скорости. В протоколе было указано, что он двигался со скоростью более 211 км/ч. Развитие систем фото- и видеофиксации нарушений, безусловно, должно сопровождаться формированием полной и достаточной доказательной базы, включая видеозапись нарушения, а не только фотографию — для того, чтобы спорные случаи можно было разобрать в ручном режиме. Все эти вопросы ГИБДД предстоит решить в новом десятилетии, иначе количество претензий со стороны водителей на ошибки автоматических систем может в какой-то момент превысить критический уровень и затормозить этот, безусловно, полезный процесс автоматизации деятельности госавтоинспекции. И, надеемся, что через десять лет ГИБДД сможет совершенно заслуженно использовать приставку «кибер» к своей повседневной деятельности.

В ежедневной программе «Новости с колес» вы узнаете еще больше актуальных новостей из автомобильного мира. Изменения в ПДД, презентации новых моделей, новости авто- и мотоспорта в материалах собственных корреспондентов и по информации новостных агентств.

Смотрите передачу на телеканале «Авто Плюс» по будням в 19:00 (МСК), а также онлайн.