Время от времени по центральным телеканалам нам говорят, что «все в порядке». Однако нужно смотреть правде в глаза — с конца 2014 года российская экономика находится в кризисе. И скорого выхода из него пока не предвидится. Результаты продаж автомобилей это только подтверждают.
Благодаря господдержке
Так, по итогам первой половины 2016 года спад продаж в сегменте новых машин составил 14,1%, снижение в июне — 12,5%. Ну а сравнивать сегодняшнюю ситуацию с рекордным 2012 годом и вовсе больно... Ведь тогда у нас было продано почти 3 млн машин — судя по всему, в этом году мы не превысим отметку даже в 1,5 млн. Причем и нынешние цифры продаж даются производителям с огромным трудом и лишь благодаря государственной поддержке, за счет которой сейчас продается половина всех автомобилей!
Продажи июня не смогли существенно улучшить суммарный результат первой половины года. Рынок продолжил сжатие, выраженное двузначными цифрами, т.е. быстрее, чем предполагалось в начале года. Учитывая это обстоятельство, АЕБ обновляет прогноз 2016 года до уровня 1,44 млн шт., что означает падение на 10,3% по сравнению с 2015 годом. Данный прогноз подразумевает замедление негативного тренда во второй половине 2016 года до уровня 6-7% или, иными словами, до половины от того, что мы наблюдали в текущем году
Lada Granta — больше не самая популярная
«АвтоВАЗ», разумеется, продолжает лидировать в России, причем с огромным преимуществом: за первые 6 месяцев продано 124 тысячи Lada. Для сравнения, идущая на втором месте в общем зачете Kia реализовала менее 70 тысяч. Однако самой популярной моделью в стране по итогам первой половины 2016 года стал Hyundai Solaris! Мало того, не исключено, что скоро «Гранту» «скушает» и Kia Rio.
Однако провал Lada Granta (почти минус 20 тыс. автомобилей по итогам 6 месяцев), Kalina (минус 10 тыс.), Largus (минус 5,1 тыс.) и Priora (минус 5,1 тыс.) можно объяснить. Дело в том, что значительная часть покупателей переключилась на более комфортную и престижную «Весту» — флагман марки Lada смог выйти уже на пятое место! Да и вторая новинка завода — XRAY — тоже неплохо начала свою карьеру. Например, по итогам июня XRAY оказался популярнее Kia Sportage, Nissan Qashqai и многих других кроссоверов (хотя можно называть XRAY кроссовером или нет — еще большой вопрос). Хотя... Тот факт, что появление новых моделей приводит к столь резкому снижению спроса на другие (которые не снимаются с производства), говорит о серьезных проблемах с позиционированием машин марки «Лада» на рынке.
Кому на Руси жить
Однако радует, что даже в условиях кризиса есть компании, которые показывают положительную динамику. Например, сразу на 51% (ого!) выросли продажи у Ford — основными драйверами роста тут был коммерческий Transit (плюс 98%) и кроссовер Kuga (+73%). Хорошо себя чувствует и «УАЗ» — плюс 11%. Ну а Lexus, кажется, вообще не ощущает кризиса — продажи у этой марки росли в прошлом году, растут и в этом (плюс 17%). Спасибо надо сказать появлению нового маленького кроссовера NX. Но еще более удивительные цифры показал Lifan — китайцы смогли увеличить продажи сразу на 63% и стать самой популярной автомобильной компанией из Поднебесной. Более 7,6 тыс. автомобилей! Для сравнения, у идущей на втором месте в «китайском зачете» Chery показатели гораздо скромнее — 2,6 тыс.
Самые популярные кроссоверы за первые 6 месяцев 2016 года
- Renault Duster — 23 306 штук
- Toyota RAV4 — 16 167
- Chevrolet Niva — 14 540
- Lada 4x4 — 13 067
- UAZ Patriot — 9 453
- Nissan Qashqai — 9 178
- Nissan X-Trail — 8 786
- Kia Sportage — 8 635
- Lada XRAY — 8 042
- Mazda CX-5 — 6 307
В мире богатых
Как показывает опыт, в условиях экономического кризиса ситуация с премиальными марками выглядит обычно лучше, чем с массовыми брендами. Хотя снижение продаж есть и здесь.
Например Mercedes-Benz — традиционный лидер среди дорогих машин — в первой половине 2016 года потерял 17% (надо сказать, что «Мерсов» у нас продается почти столько же, сколько, скажем «Фордов», при этом немцы считают легкую коммерческую технику отдельно, а Ford учитывает ее в общей статистике). Далее идут BMW и Audi — и та, и другая марки потеряли немного (2% и 8% соответственно). Причем обратите внимание — если Mercedes-Benz лидирует уверенно, то на призовые места других немцев покушается Lexus! Остальные премиальные марки значительно отстают. Хотя и здесь есть свои сюрпризы. Например, в 2016 году резко вырос спрос на Jaguar — плюс 73%! Но объяснить это просто — начались продажи кроссовера F-Pace. Неплохо — и это несмотря на серьезное сокращение дилерской сети — идут дела у Cadillac, который вырос на 29%.
Продажи в сегменте «премиум» за первые 6 месяцев 2016 года
1. Mercedes-Benz — 19 141 шт.
2. BMW — 14 161
3. Audi — 11 132
4. Lexus — 11 087
5. Land Rover — 4 739
6. Volvo — 2 494
7. Porsche — 2 361
8. Infiniti — 2 271
9. Jaguar — 721
10. Mini — 623
11. Cadillac — 599
12. Acura (продажи прекращены) — 163
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за периоды июнь 2016/2015 гг. и январь-июнь 2016/2015 гг.
- Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке марки (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV менее 3,5 т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6 т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.
- Продажи марки Acura были временно приостановлены в июне 2016 г.
- Продажи марки Zotye в России начались в марте 2016 г.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ по моделям за периоды июнь 2016/2015 гг. и январь-июнь 2016/2015 гг.