Российский авторынок: роста нет, но вы держитесь

Сводки о результатах продаж новых автомобилей в России продолжают повергать в шок: вместо обещанного восстановления рынок падает всё ниже и ниже
Тимофей Исаев

Месяц назад мы уже сравнивали ситуацию на российском авторынке со своеобразным «возвращением в 90-е». Ведь апрель 2016 года стал худшим месяцем за десятилетие! Но, как оказалось, май 2016 не принёс с собой улучшений, даже наоборот. Если верить статистике Ассоциации европейского бизнеса, всего за минувший месяц было продано 107 665 автомобилей или на 14,5% меньше, чем в мае 2015 года. Ну а если сравнивать с минувшим апрелем, то падение составило примерно 12%. В общем, продажи автомобилей в очередной раз установили антирекорд за декаду.

Источник: Фотобанк Лори

Обычно в таких случаях для описания царящей ситуации простым человеком употребляется целый ряд крепких слов, разнообразных эпитетов и закрученных выражений. Но понятно, что официальные лица в силу своего положения более сдержаны в возможностях для экспрессии. Поэтому и высказываются осторожнее. Слово председателю Комитета автопроизводителей АЕБ Йоргу Шрайберу.

Результат продаж в мае демонстрирует, что путь к стабилизации рынка остается ухабистым. В то время, когда автомобильный рынок испытывает трудности, макроэкономическая ситуация дает повод для осторожного оптимизма. Превалирующая точка зрения в экспертном сообществе состоит в том, что российская экономика прошла свою нижнюю точку и прогноз, по крайней мере, до конца года, стабильный и даже положительный, глядя на 2017 год. Такая перспектива, конечно, обнадеживает, но она еще должна быть осознана покупателями прежде, чем она материализуется в их растущей уверенности и последующей активности на рынке. В настоящий момент терпение – главный пункт в повестке дня
Йорг Шрайбер
президент комитета автопроизводителей АЕБ

Если же посмотреть на результаты января — мая 2016 года, окажется, что за указанный период в России было продано 548 119 автомобилей (в январе-мае 2015 года — 641 933 шт.). По словам Шрайбера, после подведения итогов продаж июня АЕБ планирует обновить годовой прогноз российского автомобильного рынка 2016. Но если в России так и будет продаваться по 100 000-120 000 автомобилей ежемесячно, то нетрудно догадаться, что годовой уровень продаж не дотянет даже до уровня «страшного» 2015 года, когда было продано 1,6 млн автомобилей.

Читайте также
Привет инфляции. Что можно купить на среднюю зарплату?
Какие новые автомобили всё ещё реально приобрести за годовую зарплату в России?

Пираньи российского рынка

Как и всегда, даже в таких условиях есть и те марки, которые умудряются наращивать результаты продаж. По итогам мая таким «хищником» можно смело считать компанию Lexus, продажи автомобилей которой выросли на 34% по сравнению с маем 2015 года и на 21% по сравнению с январем-маем 2015 года. Также победителем можно назвать компанию Skoda, которой за минувший месяц удалось реализовать 4706 автомобилей (+24%), и Ford, продавший 3496 авто (+26%). Также успешным можно считать и почти «нулевой» результат «Фольксвагена», продавшего за минувший май 5567 авто.

Если же говорить об интересных тенденциях, то самой важной из них является «взрывной» рост продаж марки Lifan. В мае китайской компании удалось увеличить продажи сразу на 88%, а в годовом выражении — на 65%! Правда, в абсолютных числах «китайцев» было продано не так уж и много — 1270 и 6255 штук соответственно.

Что же до АвтоВАЗа, то автомобили Lada по-прежнему остаются лидерами российского авторынка. Пусть их продажи и упали в мае на 10%, от ближайших преследователей — компаний Kia и Hyundai — их отличает почти вдвое больший объем. В ТОП-10 лидеров российского авторынка всё так же остаются те же самые модели, собираемые в России, за исключением Toyota RAV-4. Но и он встанет на российский конвейер в сентябре.

Жаль лишь, что ни этот факт, ни различные меры государственной поддержки не дают желаемого эффекта, и, как мы уже говорили, российский авторынок продолжает и дальше сжиматься. Всё действительно очень плохо. А держаться — единственное, что остается и автопроизводителям, и гражданам.