Последняя модель сработала на «вау-факторе»: XC90 и впрямь получился необычным. Однако сейчас «вау» проходит, люди привыкли, да и конкуренты не сидели сложа руки. Так что S90 (а заодно и универсалу V90) придется гораздо сложнее, чем XC90.
Нихао, брат
Разговаривать на тему Китая сотрудникам Volvo уже порядком надоело. Да, шведская марка сейчас принадлежит компании Geely. Однако только дурак станет кричать, что S90 — китайская машина. Для Geely покупка Volvo — это долгоиграющий проект, где прибыль на втором месте. А уж про желание насадить свою культуру производства или технологии и говорить смешно. Задача Geely сейчас: это инвестировать, инвестировать и... заимствовать все лучшее. Благо заимствовать есть что. И это вовсе не обязательно «железо».
Выготский наоборот
Советский психолог Лев Выготский в 30-х годах прошлого века разработал теорию о зонах ближайшего развития ребенка. Речь идет о тех вещах, которые малыш сейчас освоить не может, однако при подсказке взрослых он научится новому очень быстро. Но если взрослый не будет помогать, то ребенок будет долго топтаться на одном месте. Volvo сейчас является для нас — простых водителей — тем самым взрослым. И показывает наше будущее, постепенно обучая... ничего не делать.
Так, шведы совместно с Google, Ford и такси-сервисом Uber ведут активную разработку системы автономного вождения и, кажется, находятся на пороге прорыва в этой области. Уже сейчас на S90 в базовой комплектации можно встретить... Нет, не автопилот. Pilot Assist может сам поворачивать, тормозить и разгоняться. И никакие едущие впереди автомобили ему не нужны. Конечно, пока есть масса ограничений: хорошая разметка, скорость до 130 км/ч и обязательное наличие хотя бы одной руки на руле (тем самым Volvo снимает с себя юридическую ответственность в случае ДТП).
Еще раз. Pilot Assist идет на S90 уже в базовой комплектации! И, как показал тест-драйв, лучше всего такая система работает на трассе. Да, сначала страшно. Но затем ты понимаешь — электронике можно доверять. Она ведет себя адекватно, правильно поворачивает руль, почти не дергает машину и плавно разгоняется.
А еще у «Вольво» есть парочка наработок на будущее. Например, сервис, который через несколько лет может перевернуть наше представление о покупках — в Гетеборге уже проходит эксперимент по доставке товаров прямо в автомобиль! То есть вы делаете заказ, идете гулять с ребенком в парк, а на обратном пути находите в багажнике купленные в интернете книги, мясорубку или пакеты с продуктами. Их привезет курьер, который отыщет машину и откроет ее при помощи...
Смартфона. Это еще одна «фишка» будущего от Volvo — ключи будут не нужны! А если заглянуть в нашу зону ближайшего развития, то можно понять — подобные технологии способны изменить жизнь. Кардинально! Вам больше не придется ездить на сервис или в страховые компании — за вас это сделают специально обученные люди. Мало того, даже АЗС могут стать передвижными — вы просто говорите, где машина, и заправщик приедет сам. А как вам отсутствие собственности на транспортные средства? Вы вступаете в общество «любителей автомобилей» — нечто вроде израильских кибуцев — и получаете возможность использовать свободную машину. Ведь смартфон, ну или что там будет через 20 лет, с вами всегда (вы и сегодня без него чувствуете себя одиноко). Причем риски случайных аварий сведены к минимуму — не забывайте про автопилот.
Мастер 90 уровня. Уровень — Вольво
Почему шведы решили дать новой модели индекс 90, а не 80, понятно сразу. В последние годы S80 выглядела откровенно старой, ведь ее разработка началась еще в «доайфоновскую» эпоху. Новая же машина... Тут огромный планшет посреди передней консоли (привет «Тесле», хотя у последней экран все равно больше), новейшие системы безопасности и прогрессивная телекоммуникация (например, можно звонить на специальный сервис, заказывать билеты в кино или дистанционно записываться на сервис в удобное время). Да и по качеству отделки и дороговизне материалов S90 на порядок лучше старой S80.
Много натурального дерева и кожи, удобные кресла с большим количеством настроек, вентиляцией и массажем. А чтобы включить двигатель, не надо вставлять ключ или нажимать на кнопку. Шведские дизайнеры придумали стильный селектор на огромном центральном тоннеле — поворачиваешь его направо, и мотор оживает. Не сказать, что с функциональной точки зрения это удобнее прежних вариантов. Но красиво.
И такой «просто красоты» в Volvo много. Тот же центральный экран — стильно, ярко, современно. Правда, не всегда удобно, особенно с непривычки. Да и полный отказ от «физических» клавиш вызывает споры. Порой хочется иметь «олдскульные» кнопки, чтобы в них можно было ткнуть, почти не глядя. А здесь приходится внимательно копаться в меню и выискивать нужную функцию. Кроме того, на красивом экране остаются следы от пальцев... Хотя это проблема всех без исключения «айпадов».
Обойдемся без «ничоси»
Во время первого тест-драйва Volvo S90 в Испании были показаны машины лишь в двух версиях: бензиновой Т6, которая имеет 320 л.с., и дизельной D5 (235 л.с). Казалось бы, выбор очевиден — Т6 гораздо мощнее. Однако я все равно на стороне дизеля! И не столько из-за экономичности. Просто S90 D5 показался наиболее сбалансированным. А идеальнее всего дизельная машина смотрится в режиме... Eco, когда действия на педаль газа слегка заторможены, а передачи переключаются исключительно в угоду низкого расхода топлива.
S90 D5 не поражает безумной динамикой, при разгоне мотор не рычит и пассажир на светофорных гонках не закричит «ничоси». Да и вообще. Volvo S90 — это не про ежедневный динамический оргазм (и здесь есть некоторый разрыв с агрессивной внешностью). Эта машина с ее тщательно проработанным салоном, отличной шумоизоляцией и мягкой подвеской располагает к спокойному перемещению в пространстве. С комфортом. Поэтому я уверен, что характер S90 раскрывается именно в режиме Eco (ну или Comfort), а вовсе не в «драйве». Пусть даже в последнем подвеска становится пожестче, руль более тяжелым, а передачи переключаются чуть позже.
Главный плюс дизеля — в огромном запасе тяги, причем распоряжаться им очень удобно. За это спасибо стоит сказать в том числе и новой системе под названием PowerPulse (это специальный резервуар, куда под большим давлением закачивается воздух и затем он «выстреливает» во впускной коллектор).
Бензиновый 320-сильный S90 чуть агрессивнее. Он уже способен будоражить кровь, периодически заставляет просто так жать на акселератор и требовать от мягкого 8-ступенчатого автомата перескакивать на несколько ступеней вниз. Чтобы просто «почувствовать силу». Но «вотэтовсе» (в одно слово с маленькой буквы) проходит быстро. Поэтому просто включайте какой-нибудь блюз (особенно если стоит шикарная музыка Bowers & Wilkins), активируйте массаж кресел, заставляйте «полуавтопилот» Pilot Assist отрабатывать свои деньги и с ощущением спокойствия двигайтесь вперед.
Доплачивать не надо, платить придется
Мы привыкли, что многие прогрессивные системы безопасности идут за доплату. Огромную. Но у S90 почти все электронные «навороты» уже в базовой версии — такова философия бренда. Даже Pilot Assist, система контроля за окружающим пространством в городе City Safety, система предотвращения съезда с дороги (может сама тормозить, если надо) и так далее. Цена — от 2 641 000 руб. за версию с бензиновым мотором мощностью 249 л.с. и передним приводом (автомат — на всех машинах). Ну а дизель в богатой комплектации с полным приводом обойдется в 3 346 000 руб.
Список конкурентов обширен. Причем основные все-таки чуть дороже. Audi A6 (2,0 л, 252 л.с., передний привод, робот) можно купить за 2 680 000 рублей, BMW 5-й серии (2,0 л, 245 л.с., полный привод, автомат) стоит уже 2 990 000, а Mercedes-Benz E-класса — от 2 950 000, но за версию со 184-сильным мотором. Кроме того, речь идет о начальных комплектациях, то есть за ряд систем безопасности, которые в S90 уже есть, придется доплачивать.
Повысив индекс флагмана с 80 на 90 уровень, шведы поступили правильно. Нечасто при смене поколений видна настолько большая разница между старой и новой моделью. Вряд ли S90, даже при всех своих плюсах, сможет отнять покупателей у Mercedes-Benz или BMW — у этих марок все же свои клиенты (да и Е-класс с «пятеркой» весьма сильные соперники). Но вот «покусать» премиальных «японцев» или Jaguar ей вполне по силам.