Lada XRAY: ответы на вопросы

XRAY — не для стеснительных. На дорогах он пока ещё не обделён вниманием: водители на светофорах пристают, пешеходы живо интересуются. О чём же спрашивают чаще всего?
Юрий Урюков

А полный привод есть?

Трансмиссия 4x4 уже давно не является обязательным атрибутом кроссовера, особенно бюджетного. Тем не менее, только ленивый не поинтересовался о всех ведущих колёсах новой «Лады». Может быть, наши люди наивно рассматривают XRAY в качестве преемника «Нивы»?

Если не брать в расчёт спортивные модели, XRAY — самая дорогая Lada. Наводите курсор на точки и узнавайте, чем же она примечательна

Спешим расстроить — полного привода нет и, возможно, уже не будет. Хотя бы потому, что для интеграции такой трансмиссии в логановскую платформу B0 пришлось бы полностью перекроить заднюю подвеску (как сделано на том же Renault Duster): упругая балка с редуктором и карданным валом сочетается плохо. Впрочем, на «АвтоВАЗе» об этом всё равно подумывали и даже анонсировали версию XRAY Cross со всеми ведущими. Вот только с уходом амбициозного Бу Андерссона на таких смелых проектах, вероятно, поставят крест.

Так это кроссовер или нет?

Как посмотреть... «АвтоВАЗ» действительно именует XRAY кроссовером. Да и внешность у машины соответствующая. Вроде бы нет у неё обвеса а-ля Camel Trophy и прочих внедорожных декораций, но выглядит новая Lada задиристо, словно выгнувший спину и вставший на цыпочки кот. Ведь заявленный дорожный просвет — немаленькие 195 мм (в реальности — около 185), да и «геометрия» в целом неплоха: днище ровное — трубки-глушители не выступают, моторный отсек железом прикрыт, пороги высоко висят. В общем, повредить кузов на дачной грунтовке или в заснеженном дворе ещё надо постараться. Главное, оттопыренной губой переднего бампера что-нибудь не поддеть.

Так выглядит интерьер самого дорогого XRAY за 742 000 рублей (почему-то многие спрашивали у нас именно про «полный фарш»). В базовой версии будут лишь мультируль, простенькая музыка да передние электростеклоподъёмники. Пластик везде жёсткий, но дешевизна отделки удачно маскируется фактурой материалов. Чтобы узнать другие особенности — просто наводите курсор на точки

И, в принципе, для городской универсальной машины всего этого достаточно. А для бездорожья, даже самого игрушечного, XRAY всё же мало подходит по причине отсутствия полного привода и наличия неотключаемой системы стабилизации. Поэтому не стройте иллюзий — перед нами скорее приподнятый хэтчбек повышенной проходимости, а не маленький «проходимец». И у особо ретивых водителей риск залипнуть в первой же грязевой луже весьма велик.

А кроме кузова что-то новое придумали?

Например, мотор. Сейчас XRAY можно купить с одной из двух бензиновых «четвёрок» 1,6 л: вазовской — 106 сил (589 000 рублей) и рено-ниссановской на 110 л.с. (от 639 000 рублей), которые изучены вдоль и поперёк. А можно выбрать топовую версию (от 669 тысяч) с новым тольяттинским двигателем 1.8, как мы и сделали. 122 «лошадки», 170 Н∙м, 10,9 с до 100 км/ч — неплохо, да?

Свою надёжность агрегату ещё предстоит доказать, но везёт XRAY бодро. Слегка тупит внизу, зато хорошо тянет на средних оборотах и не прочь раскрутиться до красной зоны. Кстати, максимальная мощность развивается аж на 6050 об/мин. При этом 1.8 рачительно потребляет топливо — при паспортном среднем расходе 6,8 л/100 км в реальности XRAY кушает 8-8,2 л/100 км. Но какого бензина? Технические характеристики требуют 95-й, а на лючке бензобака написано «min. 92»... Мы попробовали оба варианта и, признаться, особой разницы не заметили — ни в расходе, ни в динамике. Разве что в жару при старте в горку двигатель отзывался на дешёвое топливо лёгкой детонацией. Так что выводы делайте сами.

Впору назвать новый вазовский мотор классным, если бы имидж ему не подпортила коробка передач...

6фотографий

Ух ты! Автомат поставили?

Увы, самый дорогой XRAY вслед за «Вестой» получил вместо гидротрансформаторной коробки недорогой пятиступенчатый робот АМТ с одним сцеплением, который успел заслужить немало упрёков как от экспертов, так и потребителей (другой трансмиссии для мотора 1,8 не предусмотрено). Долго обсуждать его особенности не будем: про театральные паузы при переключениях, вибрации, клевки и рывки можно, к примеру, почитать в наших отчётах о «Ладе Веста». Особенно АМТ докучает при парковке и в пробках, когда надо плавно трогаться и ползти на низших передачах. Забываешь о роботе только на трассе, когда переключений минимум и ускоряться можно в пределах одной ступени.

Но вот интересная штука. Если на «Весте» ручной режим был по большому счёту бесполезен, то на XRAY его можно использовать для повышения плавности движения. Чуть отпустил газ, по-гоночному качнул рычаг на себя и на передачу выше АМТ переходит чуть быстрее. Активно передвигаться на XRAY можно только так.

А что, «валит»?

Шасси XRAY оставило неоднозначные впечатления. С одной стороны, эта Lada достаточно стабильна даже в колеях и при порывах бокового ветра. Да и к неровному асфальту равнодушна. Само собой, в этом автомобиле нет и следа спорткаровской точности или лоска драйверских настроек — XRAY раскачивается во все стороны, неровности жёстко отдаются в руль (точь-в-точь как у Renault Duster)... Но при этом псевдокроссовер даже на отвратительном покрытии до последнего держится на траектории и позволяет не сбрасывать газ там, где соседи по потоку стыдливо тормозят, боясь повредить подвеску и колёса. В России за такой характер готовы простить многое.

А вот сюрприз — на грунтовке от похвальной упругости «Иксрея» вдруг не остаётся и следа! Пока грейдер ровный — ещё ничего, а как появляются «стиральная доска» или ямы с острыми краями, приходится сильно сбавлять ход. Иначе подвески не успевают парировать тычки от дороги и зачастую лязгают буферами сжатия. Что лишний раз доказывает: новая Lada — сугубо городской житель, пусть и с задатками дачника. А если вспомнить, что из-за неотключаемой антипробуксовки по сложным участкам ползком передвигаться не получится — только ходом, — остаётся подкачивать мышцы спины и молиться о крепости своего позвоночника.

Так лучше или хуже «Рено»?

Особо эрудированные не упустили случая намекнуть на близкое родство Lada XRAY и Renault Sandero Stepway, который послужил основой для вазовского псевдокроссовера. Но не станем забегать вперёд — очная ставка у этих моделей впереди. А пока можем лишь сказать, что исключительно «по деньгам» XRAY более выгодное предложение. Стоит дешевле — от 589 000 рублей против минимум 629 990 за Sandero Stepway. При этом начальный Renault оснащается восьмиклапанным 82-сильным мотором (1,6 л), а Lada уже в базе имеет 16-клапанов и 106 «лошадок». Запасайтесь попкорном, битва будет интересной.

История создания Lada XRAY