Продажи автомобилей в России: назад в 90-е?

Практически каждый месяц государственные деятели заявляют, что «дно кризиса уже пройдено», а экономика вот-вот начнет восстанавливаться. Но статистика – вещь суровая, и с ней очень тяжело спорить
Тимофей Исаев

Как показывают данные Ассоциации европейского бизнеса, по результатам апреля 2016 года в России было продано 121 272 автомобиля — на 8,5% или 11 269 машин меньше, чем в апреле 2015 года. Вроде бы, падение не такое сильное... Но дело в том, что апрель 2015 года был худшим месяцем за десятилетие! Как оказалось, это — далеко не предел, а в апреле 2016 года российский авторынок установил очередной антирекорд.

Источник: Фотобанк Лори
Рынок продолжает показывать постоянное, хотя и медленное, продвижение к тому, чтобы нащупать дно в терминах сравнения года к году. Между тем, абсолютные объемы продаж упали до самых низких значений за десять лет, что в равной степени касается как марта и апреля, так и совокупного результата первых четырех месяцев года. В этих обстоятельствах горячо приветствуется решение российского правительства о продлении мер по стимулированию рынка. Это - правильное действие, нацеленное на то, чтобы помочь рынку преодолеть, возможно, самый тяжелый период в современной истории
Йорг Шрайбер
председатель комитета автопроизводителей АЕБ

Наши в городе

Какие же компании в таких условиях чувствуют себя хорошо? Как оказалось, всё те же, что и раньше. Но настоящим победителем минувшего месяца можно смело назвать АвтоВАЗ. Во-первых, по сравнению с апрелем 2015 года продажи марки Lada выросли на 8% до 24 648 автомобилей. Во-вторых, Lada Granta вернула себе звание самого продаваемого нового автомобиля, заняв первую строчку с результатом 9 888 штук. В-третьих, растут продажи «Весты», которая заняла в апреле четвертую строчку (4821 шт.) и вот-вот начнет наступать на пятки Kia Rio, которой досталось третье место (6 854 шт.). Ну а в-четвертых, растут продажи кроссовера Lada XRAY, который по результатам апреля занял 13 место в общем рейтинге.

В остальном же лидеры рынка практически не поменялись. В тройку самых любимых россиянами моделей по-прежнему входят Hyundai Solaris (8193 шт.) и Kia Rio (6 854 шт.), а в десятке самых популярных автомобилей, помимо уже упомянутой «Весты», присутствуют также Renault Duster, Volkswagen Polo, Toyota RAV4, Chevrolet Niva, Renault Sandero и Renault Logan.

Правда, одновременно усилился тренд на доминирование автомобилей, собранных в России. К примеру, из 20 самых популярных моделей новых автомобилей девятнадцать (!) имеют российскую прописку. Единственное исключение — Toyota RAV4, которая пока что поступает в нашу страну из-за границы. Но уже в августе и эта модель встанет на конвейер завода в Санкт-Петербурге. Так что, похоже, мы возвращаемся в 90-е, когда подавляющее большинство наших граждан ездило на автомобилях, выпущенных внутри страны. Хотя на этот раз большая часть этих машин производится под иностранными брендами.

Что же дальше?

Пока что этого не может сказать никто. Увы, но ассортимент доступных моделей продолжает сокращаться (только в апреле от нас ушло сразу несколько моделей и марка Acura), а такие некогда популярные марки, как SsangYong, Honda, Mitsubishi, Volvo и Mazda, попали в десятку брендов с отрицательной динамикой. Вдобавок, по мнению экспертов, сокращение рынка может привести к закрытию до шести автозаводов в России. Ясно одно — какой бы мрачной не казалась перспектива, преодолеть трудные времена можно только в том случае, если работать и предпринимать конкретные шаги. Найдут ли власти и автопроизводители решение, которое станет для российского авторынка спасательным кругом? Пока что вопрос остается открытым.

ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ПО МАРКАМ

ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ