День первый. Мурманск-Териберка. Энергия воды
За 4 дня нам предстоит проехать 600 километров и, судя по всему, испытать не только возможности автомобиля, но и свои собственные.
Самолет приземляется в Мурманске, сразу по машинам. Времени мало, в первый же день нужно преодолеть 140 км, чтобы успеть увидеть Баренцево море — своего рода начало Северного Ледовитого океана. Почему именно 140? Потому что из Мурманска мы направляемся в Териберку, ту самую, где снимался «Левиафан» (посмотреть он-лайн бесплатно можно тут).
Север захватывает сердце с первых минут. Бесчисленные водоемы, таежные мхи, причудливые кустарники...
Выходим из машины и... Ни одного постороннего звука, только шум ветра, журчание небольших водопадиков и всплески воды от заигравшейся рыбы. Это настолько захватывает, что единственное желание — сесть на берегу и бесконечно наслаждаться природой.
Но время не ждет — перерыв 20 минут и снова в путь. На месте назначения первое, что бросается в глаза, вовсе не океан, а огромные валуны величиной с человека. Клянусь, если бы я не знала, что нахожусь в Териберке, подумала бы, что оказалась в Перу.
Чтобы лучше рассмотреть эту красоту, забираемся на гору, сплошь усыпанную камнями. А камни, надо сказать, очень коварные — одно неверное движение, и вот тебе порез резины или повреждение кузова. В такие минуты спасает Hill-Start Assistant — он не позволяет автомобилю откатываться назад. Аккуратный спуск обеспечит другая система, которой оснащен Тигуан в комплектации Track&Field, — Downhill Assistant. Включаешь, свешиваешь нос кроссовера на спуск, отпускаешь тормоз и... скатываешься на скорости 3-5 км/ч. Вам остается лишь маневрировать, объезжая препятствия.
Оставив позади опасный участок дороги, прибыли к берегу. Красота. Самое важное — в порыве чувств не потерять бдительность, а у нас не получилось... Поддавшись эйфории, выехали на пляж, и один из автомобилей застрял в песках. Делать нечего, пришлось копать. Но всё, что ни делается, — к лучшему. Если бы не заминка, мне не удалось бы увидеть... кита! Да-да, самого настоящего кита!
Итог первого дня: на Териберку нужно попасть, чтобы насладиться мощью и энергией Северного Ледовитого океана, увидеть китов, оказаться в историческом месте, где снимался Левиафан, понять, что в России есть свой Мачу-Пикчу, и посетить кладбище кораблей. Бонус: по пути собрать чернику и грибы.
День второй. Мурманск-Хибины. Энергия земли
Второй день приготовил самое захватывающее и сложное испытание. Нам вместе с «Тигуанами» предстояло забраться в сердце Хибин. Инструкторы просят соблюдать дистанцию и скорость 20-30 км/ч. Уверяют, что у нас все получится. Я не верю... Но выбора нет, взбираемся.
Если бы в эти минуты я не сидела за рулем и не проезжала это сама — ни за что бы не поверила, что неподготовленный кроссовер на такое способен. Напряжение не раз доходило до критической отметки. Особенно в те минуты, когда клиренса Тигуана не хватало и повреждений бамперов и порогов было не избежать. Но это единственное, чем нам пришлось пожертвовать в ходе путешествия к сердцу Хибин. Оно того стоило. В конце маршрута нас ждал великолепный горный водопад с ледяной природной купелью и потрясающим видом на горы. Вот где по-настоящему заряжаешься энергией земли.
Итоги второго дня: путешествие к сердцу Хибин добавит здоровую долю адреналина, а затем погрузит в состояние транса на вершине самой известной горы Кольского полуострова.
Бонус: удваиваем адреналин, окунаясь в пятиградусную купель.
День третий. Лесная сказка — ГК «Большой Вудъявр». Энергия воздуха
На третий день организм сам просыпается за час-полтора до будильника. То ли от того, что успел восстановиться, то ли местные красоты настолько вдохновляют, что хочется ими любоваться каждую свободную минуту. Проснувшись в 6 утра, вы получите: невероятной красоты восход и возможность окунуться в самое большое озеро русского Севера. Уверяю, бодрость духа после этого повысится до небывалых высот.
После водных процедур отправляемся на покорение одной из самых высоких гор русского севера — Айкуайвенчорр. И это восхождение тоже не для слабонервных.
Остановившись у подножья горы, вглядываешься вдаль и недоумеваешь, как преодолеть такой склон да еще неподготовленному человеку на неподготовленном кроссовере. С первых минут перестаешь видеть землю. Впереди бескрайнее синее небо и... Глаза боятся — руки делают, а в нашем случае еще и колеса. Восхождение на Вудъявр — это испытание для системы полного привода Tiguan, где на заднюю ось крутящий момент подаётся при помощи фрикционной электронноуправляемой муфты Haldex. В момент старта она имеет 10% преднатяг. Это реализовано для более уверенного трогания на скользких покрытиях и ненадёжных грунтах, как в нашем случае. Почти половину пути наш автомобиль проходит с диагональным вывешиванием. Надо отдать должное: электронные имитации блокировок справляются и кроссовер уверенно ползёт вверх.
Прошло полчаса, мы достигли вершины. Чувство радости переполняет. Ты сделал это, сделал сам. Невероятно! В благодарность за труды нам открылся чудесный вид на Кировск, Апатиты и северные озера Кольского полуострова.
Итоги третьего дня: забраться на Айкуайвенчорр стоит, чтобы испытать возможности автомобиля, открыть в себе водителя-испытателя и пропитаться божественной энергией горного воздуха. В качестве бонуса (в случае остановки на ночлег на базе отдыха «Лесная» в 7 км от Апатитов) — очищение в бане, заплыв в самом большом северном озере (Большая Имандра), рыбалка на лосося и последующее его поглощение на ужин.
День четвертый. Саамская деревня. Энергия четырех стихий
Заключительный четвертый день посвящен отдыху, как для нас — водителей, так и для автомобилей. Испытания «водой, огнем и медными трубами» пройдены, осталось одно — ощутить дух народов севера. Для этого мы отправились в Саамскую деревню, где проживает коренной северный народ — саами. По легенде их осталось чуть меньше 2000 человек, они на грани вымирания. И чтобы хоть как-то донести свои обычаи, культуру и историю народа до современников, создали этническую деревню неподалеку от села Ловозеро.
Основные занятия саами — оленеводство и рыболовство. Поэтому на обед вам подадут уху местного приготовления, а в качестве главного развлечения поведут знакомиться с оленями.
Кроме того, у саами есть обычай: в трудную минуту, когда нужна поддержка высших сил, они просят помощи у стихий: огня, воды, воздуха и земли. Поэтому на территории саамской деревни стоят идолы, каждый из которых олицетворяет свою стихию и отвечает за определенную сферу жизни человека. Идолы вырезаны вручную из дерева. Местные верят, если что-то искренне попросить у стихий, это обязательно сбудется. Я не стала исключением: обняла статую и загадала самое-самое заветное желание. Уж не знаю, энергия ли стихий мне помогла, но мечта сбылась, правда не совсем так, как я того ожидала. Поэтому будьте предельно конкретны в своих заявках.
Итог четвертого дня: посетить Саамскую деревню нужно, чтобы пообщаться с оленями, погоняться за белым кроликом, побывать в гостях у шаманов и осуществить заветную мечту.
Обратная дорога была немного грустной. Если бы мне сказали, что я настолько буду впечатлена поездкой на русский Север — рассмеялась бы в лицо. Ну чем может удивить Россия? Плохими дорогами? Диким сервисом и «конскими» ценами? Ошибалась. Может. И не только удивить, но и придать сил на год вперед. Уезжаю немного печальной, но полной сил и уверенности, что обязательно вернусь сюда еще раз.
Кристина Солодкова