Согласно прогнозам, закрытие нескольких автомобильных заводов в России может стать следствием низкого спроса на новые автомобили.
Как сообщают «Ведомости», еще несколько лет назад прогнозировалось, что к 2020 году продажи новых автомобилей достигнут 3,5-4 млн шт. в год. Сейчас прогноз гораздо осторожнее — 1,9 млн шт. по базовому сценарию BCG. Основные причины — низкая стоимость нефти, слабый рубль и прочее. Похожий прогноз дает и PwC — 2,2 млн автомобилей в 2020 году. А, например, в «Соллерс» считают, что к этому сроку будет продаваться менее 2 млн автомобилей.
Как следствие, поясняют эксперты BCG, складывается следующая ситуация: российские автозаводы суммарной мощностью более 3 млн машин в год недозагружены и несут убытки. Сделанные в России автомобили поставляются еще и в страны СНГ, но их потенциала недостаточно: по прогнозам BCG, экспорт машин вырастет с 0,3 млн шт. в 2016 г. лишь до 0,6 млн шт. в 2020 г. Не решит проблем и господдержка: только на стимулирование спроса необходимо тратить 90-150 млрд рублей в год, в то время как в 2016 году на эти цели было выделено 50 млрд рублей.
В итоге BCG полагает, что из имеющихся двух десятков автомобильных заводов может закрыться 3-6. В зоне риска «производители, не имеющие стратегических интересов в России, с фокусом на развитие бизнеса в других странах BRICS», а также сравнительно недавно запустившие свои производства.
В Минпромторге с такими апокалиптическими прогнозами не согласны и считают более вероятным постепенное восстановление рынков уже в краткосрочной перспективе. Также в ведомстве надеются на сохранение всех основных автопроизводителей в России за счет мер поддержки, а также благодаря собственным усилиям компаний и экспорту.
Интересно, что о важности экспорта говорят и в BCG. Причем эксперты рекомендуют наращивать поставки в страны дальнего зарубежья — например, на Ближний Восток и в Африку.