В тесном симбиозе с миром автомобилей и их владельцев живут и процветают тысячи самых разных бизнесов, в которых трудятся сотни тысяч профессионалов, чья работа связана с машинами.
На первый взгляд, мастерам автосервисов не позавидуешь: крутить целый день грязные гайки — удовольствие на любителя. Но, во-первых, такие любители есть. Сами они говорят так: если умеешь что-то делать своими руками, то возиться с машинами гораздо приятнее, чем быть офисным планктоном. А если говорить о деньгах, то... автосервис — совсем не гиблое место! Опытный механик, как правило, получает сумму, вдвое превышающую среднюю зарплату по своему региону. И если взглянуть на эту профессию под таким углом, получается, что мастера автосервисов — это вполне себе средний класс, занятый интересной работой по призванию. Или это уже перебор?
Как автосервисы «выстрелили» в кризис?
Ремонт и обслуживание машин — очень «горячая» тема в российской предпринимательской среде. Всего за 10 месяцев 2015 года число станций техобслуживания в российских городах выросло на 20%, подсчитали создатели электронного справочника 2GIS. И это только средняя цифра, а во многих крупных городах она гораздо больше. В Москве рост числа автосервисов — около 40% за 2015 год.
Мало кто представляет, сколько на самом деле автосервисов в его городе. Например, в Москве их почти 3000 (включая мелкие гаражные станции). На каждый город с населением свыше полумиллиона человек приходится в среднем по 500 СТО. Для сравнения: на всю столицу всего 150 «макдональдсов». Сравнение с фастфудом неслучайно: ремонт машин и общепит традиционно входят в рейтинги самых прибыльных видов малого бизнеса в России.
Что это значит для автомехаников? Во-первых, — вакансии есть почти всегда, как в «маке». Во-вторых, — понемногу растут заработки.
У неофициальных мультибрендовых станций бизнес растет вопреки кризису, а правильнее даже сказать — благодаря. За время рекордных продаж машин автопарк страны разросся до 40 млн легковых автомобилей, и все их надо где-то обслуживать. А кризис заставляет многих владельцев отказываться от услуг официальных сервисных станций.
Впрочем, официальные дилеры тоже теперь делают главную ставку на ремонт и обслуживание машин. Так что руки, умеющие обходиться с гайковертом, сейчас востребованы как никогда.
Откуда берутся автомеханики?
— Еще до армии я начал подрабатывать на гаражной станции. На тачках я вообще с детства повернутый. После армии пробовал работать в магазине запчастей, а потом увидел объявление, что новому дилеру Kia нужен механик. С тех пор прошло уже шесть лет, теперь я работаю в салоне Ford. Менять профессию даже и не думал, это нормальное место по нынешним временам, — рассказывает Максим.
Это типичная история. В каждом российском городе есть техникумы, в которых можно выучиться на автомеханика, но многие приходят в это дело без специальной подготовки. Владельцы бизнесов это даже приветствуют. Пусть диплом техникума служит подтверждением, что человек изучал устройство автомобиля, но учебные программы сильно устарели. Машины стали сложнее, меняются и приемы ремонта, вплоть до того, что такие мелочи, как смазки, стали другими. И всему этому приходится учиться с нуля, независимо от полученного образования.
А иногда слишком много опыта — даже хуже, чем полное его отсутствие. Кому закрыт путь в фирменные станции и приличные мультибрендовые СТО — это тем, кто много лет отработал в «гаражных» сервисах. Таких, говорят, уже не переучишь.
И у «официалов», и у «неофициалов» карьерная лестница выглядит примерно одинаково. Новичок приходит на должность ученика мастера и при благоприятном развитии событий через 2-3 месяца он становится механиком, который может выполнять большую часть работ самостоятельно. Дальше карьера может развиваться «горизонтально» (можно углубляться в ту или иную специализацию — электрик, «двигателист», жестянщик, колорист и т.п.), а можно расти вверх. Из классных механиков вырастают старшие технические специалисты: мастер цеха, мастер-приемщик. Совсем не редки случаи, когда руководитель станции сам начинал, работая руками, и дорос до высшей позиции.
Еще один вариант развития событий: группа механиков, отточившая мастерство в той или иной крупной станции, уходит в свободное плаванье, чтобы начать собственный бизнес. Далеко не всегда это дает выигрыш по деньгам, но многим просто нравится работать «не на дядю».
Сколько зарабатывают автомеханики?
Практически на всех станциях оплата сдельная, и выражена она как процент от стоимости выполненных работ (обычно 40—50%), плюс — некая фиксированная сумма. Понятно, что у дилера нормо-час дороже, а в мелком СТО — дешевле, но в последнем случае есть возможность выиграть на большей проходимости. Кстати, по этой же причине не все автомеханики рвутся в дилерские центры люксовых марок. Да, условия труда там шикарные, а вот заработки — не совсем. Проходимость-то невелика.
В провинции доход автомеханика колеблется в районе 40 тыс. рублей, а в Москве доходит до 100 тысяч. Но тут надо понимать, что поскольку оплата сдельная, то на нее влияют сезонные факторы. Максимальный поток машин — с апреля по октябрь, и в это время удается зарабатывать побольше. А вот с ноября по март многие сидят на фиксированной «минималке», которая может составлять всего 20 тысяч рублей.
Мы говорим о суммах, которые сотрудник получает «на руки», но в реальности из этих денег иногда надо вычитать сопутствующие расходы, которые владелец станции перекладывает на работника. В мелких «диких» СТО слесарей заставляют за свой счет покупать спецодежду и некоторые другие мелочи. У официальных дилеров такого, конечно, не бывает, но и там тарификация устроена неодинаково.
— Я несколько лет отработал мастером-приемщиком в салоне Nissan, но платили там так, что я получал вдвое меньше, чем простой механик, хотя приемщик — это ведь еще и «продажник» услуг сервиса. А еще надо отвечать на претензии клиентов, в общем, ответственности больше. Перешел в Volkswagen — тут все наоборот: приемщика ценят, — рассказывает Владимир.
— Это у всех «японцев» такая беда? — спрашиваю я.
— Ничего подобного! В другом «Ниссане» все может быть гораздо лучше, а в «Фольксвагене» — хуже. Это от владельца и руководства конкретного автоцентра зависит.
Где лучше работать — у дилеров или у «неофициалов»?
Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Те, кто работают в фирменных автоцентрах, приводят понятные аргументы: это другая культура труда и возможность проходить обучение по стандартам автопроизводителей. Наконец, с точки зрения карьерных перспектив и престижности, должность в каком-нибудь салоне Mercedes или Jaguar Land Rover — это звучит весомо. И другое дело, если твое место работы называется «Gaражик-Плюс»...
Однако в ходе подготовки этого материала мне встретился механик, начавший свою карьеру в одном из престижных дилерских центров, но вскоре перешедший на станцию, которая по всем параметрам скромнее в несколько раз. Говорит, атмосфера в коллективе лучше, команда маленькая, зато сплоченная — в такой ситуации быстрее становишься профи.
И его коллеги подтверждают: в мультибрендовом сервисе через твои руки проходит много самых разных машин — опыт накапливается быстрее. Работать сложнее — надо больше знать! Но после определенного момента ты выходишь на такой уровень знания предмета, что «официалы» позавидуют.
Понятно, что каждый кулик свое болото хвалит, но есть и совершенно объективная причина, по которой мастер «на все марки» из безымянного сервиса порою имеет больше клиентов и выше заработки, чем у «официалов». Предположим, у клиента разболтались направляющие, к которым крепится кресло. На официальной станции предложат заменить узел в сборе, что для сиденья с электроприводом может стоить до 20 000 рублей. Клиент просто разворачивается и уходит.
Ну а мастер на обычной станции предложит отремонтировать механизм. Если нет каких-то нужных мелких деталей, он и сам своими руками что-то может соорудить. Пусть на этом он заработает всего лишь 1000 рублей, но мастер официального сервиса в данном случае получит 0 руб.
В «безымянных» СТО каждый второй случай — особый, и требует творческого подхода. Это тоже привлекает сотрудников, которые по-настоящему любят машины.
Правда ли, что они нас постоянно обманывают?
Все руководители автосервисов, с которыми я общался, уверяют, что времена наглого обмана клиентов ушли в прошлое: сегодня станция заинтересована иметь хорошие отзывы о себе в интернете и превращать случайных клиентов в постоянных. А на обмане долго не проработаешь — конкуренция огого! Но это совсем не значит, что отдельно взятые механики под прикрытием кого-то из старших не начнут втайне от руководства промышлять давно известным способом: выдумывать несуществующие неисправности, вписывать в заказ-наряд работы, которые на самом деле не выполнялись, или ставить под видом качественных запчастей дешевый «неоригинал» или подержанные детали.
Тех, кто подумывает пойти в эту профессию и жить «не на одну зарплату», спешим разочаровать: в большинстве станций жалобы клиентов очень быстро приводят к увольнению. Причем не стоит думать, что на «серых» СТО владельцы закрывают глаза на подобное. В одном из небольших сервисов мне встретилась такая картина: в клиентской зоне и на каждом посту сервиса вывешены мобильные номера всех руководителей, вплоть до генерального директора. И они уверяют: обратная связь работает.
Тем не менее, мы советуем автомобилистам быть бдительнее и в заключение напомним несколько золотых правил общения с сотрудниками автосервиса.
5 способов не быть обманутым автомехаником:
1. Надо разбираться в машинах. Хотя бы чуть-чуть
Можно сколько угодно строить из себя требовательного и придирчивого клиента, но если вы смутно представляете, что будут делать с вашей машиной и сколько это стоит, то обмануть вас сможет даже сопливый механик-ученик.
2. Согласовывайте цену и объем работ до их начала
Это очевидно даже самому наивному автомобилисту, но в результате в эту ловушку попадаются даже водители с большим стажем. Когда сотрудники сервиса видят, что вы твердо решили ограничиться заранее продуманным списком работ, то они действуют хитрее. Разные дополнительные операции вам предложат уже по ходу ремонта — «по вновь открывшимся обстоятельствам». А значит...
3. Присутствуйте при ремонте
Конечно, не нужно стоять над душой у мастера, меняющего вам лампочки в фарах, но если вам говорят, что износ задних тормозных колодок составляет (ужас-ужас!) 70%, не лишним будет взглянуть на эти колодки.
4. Будьте внимательны при приемке работ
В первую очередь это относится к кузовному ремонту. Если вы думаете, что уж в официальном сервисе перекраску бампера не могут сделать плохо, то вы глубоко ошибаетесь. Схалтурить могут везде.
5. Просите предъявить замененные запчасти
Ясно без пояснений.