Зверёныш, да когда ты уймёшься?! С ударным лязгом воткнулась уже шестая передача, но Mini All4 Racing не думает сдуваться. И снова давит моё тело прессом ускорения. Тяга бешеная! Всегда и везде. Эта сила гипнотизирует, не даёт отпустить газ, выдохнуть и успокоиться. Твердишь сам себе: «Ты что, слабак? Прими вызов и жми до конца!».
А предел, между тем, близок — спурт обрывается на 180 км/ч, быстрее Mini All4 Racing не разгонится. Слышу смех владельцев заниженных «Приор». Но, ребята, одно дело пулять по прямой, и совсем другое — шпарить через лес по размокшей грунтовке. Бесконечная болтанка, скольжения и мелькающие в непосредственной близости от окна ёлочки, знаете ли, добавляют остроты ощущениям.
Вот почему в поединке с реальной дорогой цифры — понятие относительное. Наплевать за сколько Mini All4 Racing разгонится до «сотни», достаточно знать, что он это способен сделать везде — на песке и грейдере, на льду и камнях. Буквально час назад по такой же тропинке мы ползли черепахой на серийном Mini Countryman, вздрагивая от пробоев подвесок, а теперь летим, словно по автобану. Трясти начинает лишь там, куда на обычной машине лучше вообще не соваться. Не это ли мечта российского автомобильного фаната — могучий скоростной внедорожник с непробиваемой ходовкой и динамикой суперкара?
Увы, для обычной жизни Mini All4 Racing не приспособлен — это сугубо гоночный прототип высшей категории Т1. Эксклюзивный и очень дорогой. Начиная с 2011 года немецкая команда X-raid в партнёрстве с концерном BMW и Magna Steyr построила всего 17 таких внедорожников, и сейчас стоимость новой модели приближается к миллиону евро. В общем, «Роллс-Ройсы» и «Майбахи» курят в сторонке: их могут позволить себе сотни и даже тысячи людей, а Mini All4 Racing — единицы.
Зачем нужен такой «космический» аппарат? Например, на нём можно выиграть легендарный «Дакар» (четырежды). И сейчас Mini All4 Racing по праву считается чуть ли не самым лучшим полноприводным автомобилем для ралли-рейдов. По скорости с ним могут сравниться разве что пикапы Toyota Hilux от команды Overdrive и заводские багги Peugeot 2008 DKR. Но и ребята из X-raid не сидят на месте: наращивают мощность, крутящий момент, оптимизируют развесовку и настройки шасси... Строгий технический регламент FIA не даёт инженерам большой свободы действий (например, экзотика, вроде титановых деталей, запрещена), а потому гонка вооружений становится ещё интереснее — кто умнее, тот и в дамках.
Что у него внутри?
Внешне Mini All4 Racing — словно слегка распухший и подросший гражданский Countryman. А вот внутри... Взбираешься на высокую подножку, протискиваешься сквозь ячейку клетки каркаса безопасности и оказываешься как будто в кабине «Аэробуса". Вокруг — нагромождение рычагов, тумблеров, кнопок, дисплеев и прочих железяк загадочного предназначения. Лишь со временем приходит понимание, что это не хаос, а скорее творческий беспорядок — каждый из членов экипажа находит свой инструментарий на логичных местах.
А ещё тут очень тесно — всего два «ковша», для пилота и штурмана, которые разжимает к дверям кожух силового агрегата. Ведь Mini All4 Racing, по сути, среднемоторный автомобиль — ради улучшения развесовки двигатель с коробкой передач сместили максимально назад в пределы колёсной базы.
Посадка тоже интересная — педальный узел сильно смещён влево. Ещё и потому, что сцеплением тут пользуешься только при старте, а дальше шестиступенчатая секвенталка Sadev работает как полуавтомат. Толкнул рычаг вперёд — включил ступень ниже, потянул на себя — переключился вверх. То есть левая нога свободна и может нажимать на тормоз: мчишь как на карте, в две педали — при должном навыке получается быстро и эффективно.
А если под капот заглянуть?
Короткий щелчок селектором секвенталки. Mini All4 Racing лязгнул внутренностями, содрогнулся всем корпусом, а на водительском дисплее загорелась единичка. Трогаться проще простого — сцепление AP Racing схватывает довольно плавно для гоночной машины, а газом пользоваться вообще не обязательно. Тяга есть!
Выруливаю на просёлок, pedal to the metal! И не успеваю убрать руку с рычага, как на панели за рулём вспыхивает светофор: зелёные, оранжевые, потом красные лампочки. Перекрут мотора?! Но на тахометре всего лишь чуть больше 4000 оборотов! С удивлением смотрю на штурмана — бывалого дакаровца Ксавьера Пансери. Интерком транслирует философский ответ: «Дизель даже в гонках — дизель».
Да, под передним обтекателем Mini All4 Racing — практически стандартная рядная дизельная «шестёрка» BMW объёмом три литра. Только комплектующие для неё выбирали индивидуально, доработали впуск-выпуск и электронику, плюс заменили турбокомпрессоры на более производительные и установили систему смазки с «сухим» картером. Мощность из-за обязательного воздушного рестриктора 38 мм не впечатляет — 320 сил, а вот крутящий момент огромен — аж 800 Н∙м! Причём достигаются они на вполне гражданских оборотах 2100 — 3250. Что не только удобно для пилота, но и для надёжности хорошо. Гоночные инженеры X-raid утверждают, что двигатель их прототипа способен пройти один «Дакар» или полный гоночный сезон без переборки, а это больше 10 000 «боевых» километров.
На зависть фигуристу Плющенко
В апрельской северной Финляндии весна ещё не растопила лёд на озёрах. Привыкший к бескрайним степям и песчаным дюнам, Mini All4 Racing на узкую снежную трассу ступил как-то неуклюже. Сидишь высоко, словно в грузовике, пространство от бруствера до бруствера кажется полностью занято капотом, колёса поворачиваются на несуразно скромный угол... Да и вообще, как практически любой гоночный автомобиль, этот внедорожник на малом ходу воспринимается неповоротливым, тряским, малоуправляемым.
Но стоило ускориться и войти в ритм... Мне до сих пор не верится, что двухтонная громадина способна так изящно выписывать пируэты на льду. Жёсткое торможение, врубаю передачу ниже, Mini All4 Racing изрыгает из выхлопной трубы облачко сажи и под сброс газа легко ныряет в вираж. А на выходе с подачей топлива можно не жадничать. Полноприводная трансмиссия Xtrac с возможностью принудительной блокировки трех дифференциалов даже без электронных помощников эффективно распределяет тягу. Или дело в покрышках с «гвоздями» 4,5 мм? Или хитрой подвеске? Ведь на каждое колесо тут две стойки Reiger (каждая — по 3 500 евро) со всеми мыслимыми регулировками и пассивной системой компенсации кренов. В общем, круто едет машина — честно и без подвоха, в помешанном на экологии лощёном гражданском мире о такой прямолинейности сегодня можно только мечтать.
Огромная масса ощущается разве что при перекладках из одного скольжения в другое. Mini All4 Racing на мгновение как бы зависает в раздумьях, потом переваливается на другой бок и, припадая на заднее внешнее колесо, встаёт на новую дугу. И держится за неё отменно, словно кто-то помогает свыше. А ведь я только вошёл во вкус! Как же мчит Mini All4 Racing в умелых руках? Да под допингом персональных настроек?
Мне довелось прокатиться по лесу с Гарри Хантом, бывшим классическим раллистом, а ныне участником «Дакара». И теперь готов сказать: будь я тем, для кого деньги не проблема, продал бы один из своих Bugatti Veyron и на его место поставил бы в гараж брутальный Mini All4 Racing. Чтобы помнить — космический драйв бывает без пафоса и не только на асфальте, а плохое покрытие — вовсе не помеха скорости.