Бывшая наивная провинциалка, а теперь знатная ткачиха и к тому же орденоносец Таня в исполнении Любови Орловой летит над новой социалистической Москвой в самом новом советском автомобиле. Конечно, в кабриолете!
В фильм Григория Александрова «Светлый путь» логично попала новинка 1940 г. — открытый ГАЗ-11-40 — модификация шестицилиндровой «эмки», седана ГАЗ-11-73. Таких машин выпустили очень немного, а кабриолет и вовсе серийным не стал.
Первые советские автомобили НАМИ-1 и ГАЗ-А были открытыми, конечно же, не из пижонских соображений. Такие кузова — самые простые и дешевые. Но для нашего климата, понятно, не очень подходящие. Новинки 1936-го — ГАЗ-М1 и ЗИС-101 были закрытыми и имели жесткие крыши. Но вождь провозгласил, что жить стало лучше и веселее. И на базе стандартных автомобилей оба завода подготовили кабриолеты.
Горьковский, повторим, серийным не стал. ЗИС-102 с рядной восьмеркой тоже сделали в мизерных количествах. Ведь эпоха, когда советские руководители ездили в открытых машинах на глазах у восторженных подданных, прошла, а новые времена появления генеральных секретарей на публике наступили лишь через двадцать лет. Ну а представить себе, скажем, беспечную веселую компанию в огромном и мощном кабриолете в СССР было также трудно, как, например, гуляющего по Москве вождя народов.
Первый советский автомобиль, предназначенный для частников — КИМ-10 — тоже имел открытую модификацию. Но выпустили таких машин совсем мало, вероятно, еще меньше, нежели закрытых.
Армейские внедорожники — от ГАЗ-67Б до УАЗ-469 — кабриолетами назвать язык не поворачивается. Зато сразу после войны в стране-победительнице в серию пошли аж три открытых автомобиля. Главным был ЗИС-110Б. Сохранились фото, на которых в открытых ЗИСах еще до 1953 года едут даже некоторые высшие руководители (разумеется, не самый высший) на отдыхе в Крыму.
Позднее на ЗИСах стали принимать парады на Красной площади. Но в курортных городах семиместные кабриолеты попадали даже в такси! Открытый ЗИС пришелся ко двору и новому руководителю страны. Теперь дружественные зарубежные делегации встречали часто в открытых автомобилях, а в провинции Хрущев иногда даже выступал перед народом из ЗИСа со сложенной крышей.
Тент у ЗИС-110Б опускали и поднимали вручную. Существовали версии 110-х с целлулоидными боковыми окнами и более современными для конца 1940-х опускными стеклами. На довоенных советских машинах таковых не было, а на западных породистых кабриолетах опускные стекла ставили уже с середины 1930-х. В 1957-м сделали даже три ЗИС-110В с гидравлическим, как у американских кабриолетов, приводом крыши.
Открытые «Победу» ГАЗ-М20 и «Москвич-400-420А» мог купить каждый. Причем стоили кабриолеты даже дешевле стандартных автомобилей. В отличие от предвоенных машин, которые, напомню, не имели опускных стекол, «Победа» и «Москвич» сохранили боковые стойки и рамки крыши. Это упрощало изготовление кабриолета на базе машин с несущими кузовами.
Оба автомобиля оставили след в советском кино. «Москвич», например в комедии «Она вас любит!» с Георгием Вициным, а открытая «Победа» — в детективе «Дело № 306» и в картине «Иван Бровкин на целине», где ГАЗ-М20 сыграл уместную для себя роль свадебного автомобиля.
Увы, короткая история серийных советских кабриолетов на этом закончилась. Открытой версии не было ни у «Победы» второго поколения ГАЗ-М20В, ни тем более у 402-го «Москвича».
В парадной форме
Но стране были нужны парадные автомобили. Посему, лимузины ЗИЛ-111 и ЗИЛ-111Г имели открытые модификации — 111В и 111Д, соответственно. Правда, сделали таких машин по десять с небольшим экземпляров. Помимо парадов, их использовали для встречи дружественных зарубежных делегаций. Открытые ЗИЛы были и в некоторых соцстранах, где, опять же, появлялись на людях в связи с визитами глав социалистических государств.
Огромные четырехдверные кабриолеты ЗИЛ использовали вплоть до конца 1970-х, поскольку у ЗИЛ-114 открытой модификации уже не было. Зато кабриолет (первый для московского завода двухдверный, не считая несерийного предвоенного ЗИС-Спорт) сделали на основе укороченного ЗИЛ-117. Кроме традиционных серых парадных машин были и черные. Говорили, что на одной из них во время отпуска на юге за рулем ездил сам «любимый Леонид Ильич» — большой ценитель автомобилей.
Более поздние версии ЗИЛов тоже имели двухдверную открытую модификацию ЗИЛ-41044. Апогеем кабриолетостроения на умирающем уже ЗИЛе стали последние автомобили с отечественной внешностью и американской начинкой.
Кабриолеты рангом пониже делал и ГАЗ. Правда, на базе ЗИМа построили лишь три экспериментальные машины. Серийное производство большого открытого автомобиля на базе седана ГАЗ-12 с несущим кузовом было бы слишком хлопотным.
А вот небольшое количество ГАЗ-13Б работали в том числе и в союзных республиках. Для истории сохранился снятый на пленку эпизод концерта Аллы Пугачевой, которую везут в открытой «Чайке» мимо ликующих зрителей, заполнивших союзный (кажется, ереванский) стадион. Позднее построили и пятнадцать парадных «Чаек» ГАЗ-14-05.
Ну а для еще более провинциальных парадов армейские авторемонтные заводы делали самопальные кабриолеты на базе «Побед», а потом «Волг» разных моделей, начиная от ГАЗ-21 и заканчивая ГАЗ-3110. Последние до сих пор появляются на людях.
«Наташа»
Робкую попытку сделать открытый «Москвич-408» предприняли на МЗМА после того, как на завод попал голубой Renault Floride, подаренный во Франции Н. С. Хрущеву. Для этой модели даже предусмотрели различные съемные жесткие крыши!
Пытались, используя связи одного из заводчан, показать машину уже новому лидеру страны Л. И. Брежневу. Но не срослось. Да и вообще такой проект в СССР был обречен.
Много позже на ВАЗе сделали пару экземпляров ВАЗ-2108 с модным на рубеже 1980-х кузовом тарга (съемная середина крыши) работы дизайнера В. Пашко. Но, куда там...
А ведь проклятым капиталистам предлагали открытые варианты наших «Самар» и «Нив»! Правда, делали их уже не в СССР.
Кабриолеты на базе ВАЗ-2121 строили и в Германии, и во Франции, а также в Бельгии, Голландии и даже Австралии. ВАЗ-2108 тоже имел несколько открытых вариантов, в том числе версию Natacha созданную вазовским дизайнером В. Ярцевым. В перестроечные времена некоторое количество «эмигрантов» вернулось на историческую родину, где эти автомобили вызывали повышенный интерес.
Примерно в те же времена стали появляться и самодельные кабриолеты на базе советских машин. Среди них был ЗИМ, якобы чудом сохранившийся из тех трех экспериментальных экземпляров. Встречались «Волги», «Жигули» и, конечно же, «горбатые» «Запорожцы».
Причем некоторые образцы соорудили так талантливо, что поневоле относишься к ним с теплотой. В конце концов, любительские незаводские кабриолеты — тоже документ эпохи и наше представление о том, какими могли быть советские автомобили, о которых мы мечтали...