Давайте сразу определимся с «понятиями»: внедорожник — это автомобиль с полным приводом типа Part Time или Full Time и двухдиапазонной раздаточной коробкой. Так что всевозможные Nissan X-Trail, Mitsubishi Outlander, Subaru Forester и даже Renault Duster c Land Rover Freelander — из другой, кроссоверной, оперы (пусть даже они и могут достойно проявить себя на бездорожье). Пуритане оффроуда могут заметить, что мы не упоминаем таких признаков настоящего внедорожника, как рама и неразрезные мосты, но от этой «основы» в первой четверти XXI века практически ничего не осталось.
Покупайте отечественное?
За 500 000 рублей можно взять Chevrolet Niva, причем почти новую. Но американский «крест» на радиаторной решетке не избавил «Шниву» от советских проблем с качеством. К тому же 1,7-литровый бензиновый движок явно слабоват, тяги на низах мало, да и тесна машинка. Зато неразрезной задний мост и неубиваемая подвеска с огромными ходами позволяют брать препятствия с разгона. Салон очень бедный, но довольно комфортный...
Еще есть «УАЗики»: Hunter или Patriot. Но... Но нет. Ведь народная мудрость гласит: «УАЗ никогда не бывает полностью исправен». Правда, кое-кто утверждает, что и полностью сломан тоже не бывает никогда, но утешение слабое. Старая «Нива», которая сейчас продается как Lada 4x4? Мы бы воздержались, особенно если вы живете в городе.
Легенда
Иномарки понадежнее и покомфортнее. Особенно если это... Toyota Land Cruiser. Однако... Ценообразование на рынке подержанных «Крузаков» не поддается никакой логике. За «дрова» могут требовать фантастические деньги. Адекватные предложения держатся на интернет-площадках не дольше нескольких минут, так что если вам посчастливилось отыскать нормальную цену и автомобиль не выглядит сильно «уезженным» — сразу же договаривайтесь об осмотре и немедленно выезжайте. Ни год выпуска, ни указанный в объявлении пробег тут ни о чем не скажут, только детальный осмотр даст реальную картину. И не скупитесь на диагностику — хозяева «мечты», уверенные в легендарной надежности Toyota, часто не следят за техническим состоянием машины, но нутром чуют момент, когда от «телеги» нужно избавляться. Имея в наличии полмиллиона, вы можете рассчитывать, самое большее, на TLC 80 примерно 1995 — 1999 годов выпуска.
Теоретически «восьмидесятка» надежна, неохотно гниет и почти не имеет слабых мест за исключением переднего моста, который обычно не живет более 150 000 км, а «перетряхивать» его приходится по полной программе. Огромный салон, просторный багажник, часто с дополнительными сиденьями и весьма комфортная пружинная подвеска. Знаменитые неприхотливые рядные шестицилиндровые дизели и почти вечные бензиновые моторы. Все хорошо... было лет десять назад, когда еще попадались относительно свежие автомобили. Сейчас покупку TLC 80 можно рассматривать исключительно как приобретение «заготовки», которую вы будете еще несколько лет приводить в чувство. Вложить в машину цену покупки — легко. Но сделав все правильно, вы будете наслаждаться «восьмидесяткой» долгие годы, еще и детям останется.
Можно присмотреться к Toyota Land Cruiser Prado, и тоже примерно до 2000 года. Правда, «Прадик» довольствуется только одним мостом, впереди у него более капризная независимая подвеска, что не мешает владельцам оттягиваться по полной программе. Так что если вы не «молитесь» на неразрезные мосты, можно поискать что-нибудь не такое легендарное. Кстати, не думайте, что менее «понтовый» Toyota 4Runner за 500 000 рублей будет свежее.
Только не три литра
Nissan давно прекратил выпуск «настоящего» Patrol Y61, но они еще встречаются на наших дорогах. Основная проблема этих «Патрулей» — неудачные дизельные двигатели. Хуже всего «попасть» на 4-цилиндровый 3,0-литровый турбодизель ZD30DDTi — из-за недоработок системы охлаждения он, бывало, не выхаживал даже своего гарантийного срока, прогорал четвертый цилиндр. Особенно это касается автомобилей до 2003 года выпуска. Потом японцы «подшаманили» мотор, но полностью проблему не решили, просто движок стал «кончаться» за пределами гарантии. Так же непонятно ведет себя ТНВД, да и вообще, ZD30 очень часто «умирает» внезапно и без симптомов. Впрочем, если ZD30 не перекручивать, следить за температурой, вовремя обслуживать, он может прожить 150, 200 и даже 300 000 километров, но ощущение, что вы сидите на пороховой бочке, вас никогда не покинет.
Лучше поискать «Патруль» с 2,8-литровым 6-цилиндровым турбодизелем RD28T. Мотор, конечно, слабый для большой машины, головка блока алюминиевая и RD28T также боится перегрева, да и ТНВД наверняка «устал» от старости, но в целом RD28T надежен. В любом случае перед покупкой необходимо провести тщательную диагностику в специализированном сервисе — замена того же ТНВД разом убьет всю выгоду от дешевого приобретения. Бензиновые моторы (рядный 6-цилиндровый 4.5 л TB45E и рядный 6-цилиндровый 4.8 л TB48DE) надежны, неприхотливы, придают «Патрулю» отменную динамику, но очень прожорливы, расход в 25 — 30 литров — обычное дело. Надежность коробок, мостов, да и вообще практически всех узлов и агрегатов, вызывает лишь восхищение. А вот металл не слишком стоек к коррозии. Особенно это касается предыдущей «квадратной» серии Y60 — гниет и сам кузов, и рама. За 500 000 рублей больше всего предложений именно на Nissan Patrol Y61 с ZD30DDTi либо RD28T до 2001 года выпуска.
Land Rover Defender, несмотря на то, что по уровню комфорта сравним с УАЗ Hunter, да и по качеству изготовления недалеко ушел от «рашен джип», не балует разнообразием предложений. За искомую сумму можно надеяться на автомобиль до 2002-2003 года. Это значит, что даже о том минимальном уровне комфорта, который предоставляет последнее поколение, вышедшее в 2007 году, можно забыть. Ну а «всемогущество» на бездорожье очень дорого обходится. «Пластилиновые» рулевые тяги гнутся не только о камни, но даже о твердую колею, мнутся слабые корпуса редукторов мостов, лопаются полуоси, не выдерживают серьезной нагрузки дифференциалы. Да что там говорить... Усиливать надо почти все. «Деф» — такая автомобильная «мечта», которую лучше оставить несбывшейся, если вы не готовы серьезно вложиться в доработку.
Можно найти и Land Rover Discovery второго и даже третьего поколения за 500 тысяч. Но... Но и они не входят в список рекомендованных покупок: надежность старых «Диско» вошла в анекдоты.
А вот тут надо подумать
В наш ценовой диапазон укладывается Mitsubishi Pajero III до 2006 года включительно. Большой и честный, несмотря на полностью независимую подвеску, этот внедорожник радует комфортом на разбитых дорогах и неплохой управляемостью. Чаще всего среди объявлений попадаются машины с 3,2-литровым турбодизелем и 3,5-литровым бензиновым мотором. Дизель не любит плохую солярку, но при этом его ТНВД ремонтопригоден. У бензинового движка от «паленого» топлива быстро «дохнет» насос и форсунки, кроме того он обожает «покушать».
3.2-литровый 4-цилиндровый турбодизель 4М41 с системой непосредственного впрыска топлива Di-D (165 л.с.) из-за большого крутящего момента довольно быстро выводил из строя автоматическую коробку на машинах первых годов выпуска. Передняя подвеска требует вложений после 100 тысяч, а к 200 тысячам километров пробега «подходит» и задняя. «Фирменной» болячкой считались быстро деформировавшиеся передние тормозные диски и непрочные стекла «противотуманок». «Паджерик» считается надежным автомобилем, поэтому многие владельцы забывают о регулярном ТО, что приводит к «попаданию» на большие суммы, ведь запчасти, хоть и имеются в наличии, далеко не дешевы.
Примерно такая же ситуация и с его «младшим братом» Mitsubishi Pajero Sport — за полмиллиона продают машины до 2007 года, относящиеся к первому поколению. В отличие от Pajero, у «Спортов» есть рама, а задняя подвеска зависимая, с неразрезным мостом. На российский рынок первое поколение шло с трансмиссией без межосевого дифференциала, так что постоянно ездить в режиме 4x4 не получится, полный привод следует применять исключительно на бездорожье. Турбодизелю 4D56, который ставили на «Спорты», в обед сто лет, все его болячки давно известны, как и способы их лечения. Мотор не «миллионник», но ремонтопригоден. Бензиновые V6 объемом 3 литра надежны, но большой расход топлива удручает.
При общей надежности Pajero Sport запчасти на него дороги, и владельцы выходят из положения, покупая детали Hyundai Galloper — от корейской лицензионной копии подходит многое. Передняя подвеска ходит около 50 000 км, задняя — около 150 000 км. К счастью, «в сборе» ничего менять не приходится, однако, например, пружины и амортизаторы при замене лучше сразу поставить «тюнинговые» — «родные» не дешевле, а служат меньше. Замена задних рессор на ранних американских экземплярах влетит в копеечку, с ними лучше не связываться. К тому же «американцы» сплошь бензиновые и отнюдь не экономичные.
Китаец лучше американца
В категорию «до 500 000 рублей» попадают различные Jeep Grand Cherokee. Но выбор «Джипа» — занятие часто бесперспективное. Три варианта полного привода, прожорливые многолитровые бензиновые моторы (есть, правда, «мерседесовский» трехлитровый турбодизель, надежный, но требовательный к топливу). Раздатка трансмиссии Quadra-Drive II требует специального сорта масла, не выносит смешивания и подмены, «подставляя» за небрежность в обслуживании очень дорогим ремонтом. На машинах с большим пробегом высока вероятность подтекания сальников раздатки и мостов. Крестовина карданного вала меняется в сборе с самим карданом, много мелких неприятностей с электрикой. Jeep Wrangler? За 500 тысяч продаются лишь «убитые» экземпляры.
Среди корейских внедорожников единственным «правильным» был Hyundai Galloper, но в связи с древностью, кроме «дров», предлагаемых за копейки, ничего уже не осталось, а более «молодые» SsangYong любой модели и модификации — пустая трата денег. Не случайно тот же Kyron предлагают за 500 тысяч аж 2011 года выпуска, при этом Great Wall Hover, несмотря на то, что «китаец», стоит таких же денег за аналогичный год. Несмотря на происхождение, Hover «честнее». Он проще и без лишних «наворотов»: рама, полный привод Part Time, задний мост и минимум электроники.
Что выбрать? Каждый решает сам. Но наш совет — имея в кармане 500 тысяч, при покупке подержанного внедорожника обратите внимание на Mitsubishi. При этом помните — «беспроблемных» внедорожников за 500 000 рублей не бывает.
Алексей Григорьев