19 сентября
Volkswagen Touareg 3.0 TDI AT
Машина просто Класс!!! Семья большая, 4 человека + собака в багажнике. Ездили 3 раза в Крым. Не разу не подвела машина. Машина хоть и 2006 года был...
5
19 сентября
Honda CR-V 2.0 128hp AT
Большой расход топлива, плохая аэродинамика, слабое освещение дороги автомобильными фарами, неудачное расположение салонных часов, неправильное реш...
4.3
Все отзывы
13 января 2016 10:01, Транспорт

Мутная история. Как проверить подержанную машину?

При покупке автомобиля с пробегом в России даже самый осторожный человек рискует нарваться на мошенника. Ведь узнать полную историю машины нельзя, но кое-что — вполне реально

«Автомобиль куплен у дилера за наличные, в авариях не участвовал, ездили по выходным», — сколько подобных объявлений публикуется ежедневно? Но большинство этих типичных историй — обман. В реальности, вполне возможно, за машину не выплачен кредит, а в год она по десять раз попадала в ДТП. На дворе 2016 год, но в России, к сожалению, до сих пор нет сервиса, через который можно узнать все о прошлом автомобиля. Поэтому никто в нашей стране не может гарантировать юридическую чистоту машины. Для примера — крупнейшая североамериканская база Carfax была создана 31 год назад и хранит записи обо всех автомобилях, произведенных на территории США и Канады с 1981 года. Серьезное отставание, не правда ли? Хотя в последние годы российские власти пытаются исправить ситуацию.

Отчет об истории автомобиля в американской системе Carfax содержит практически все, включая данные о сервисном обслуживании и средний ежегодный пробег каждого владельца

Предъявите паспорт, пожалуйста

Итак, вы присмотрели автомобиль. Техническая сторона вопроса — разговор отдельный, мы же сосредоточимся на бумажных проверках. И прежде чем их начать, надо удостовериться: а то ли вы вообще покупаете? Соответствует ли машина документам?

При регистрации сотрудники ГИБДД сверяют VIN-номер и делают его фотографии. В первую очередь уникальный ряд из 17 цифр обязательно должен быть выбит на деталях кузова и шасси. Дублирующий код наносят на специальных наклейках или табличках, и его расположение сильно отличается в зависимости от марки. Он может быть на стойках кузова, порогах, колесных арках или даже в нишах запасного колеса. Во время осмотра инспекторы отмечают, что по закону им необходимо сфотографировать для базы данных обе таблички с VIN-ом, поэтому ищите их и сверьте заранее. При отсутствии хотя бы одной автомобиль, скорее всего, отправят на экспертизу. Не миновать дополнительных проверок дотошных криминалистов и в том случае, если у гаишников возникнут подозрения в «оригинальности» номера. Так что любые сомнения на этой стадии и уж тем более нестыковки — повод отказаться от покупки.

Экспертиза может закончиться плачевно, и автомобиль не зарегистрируют. В худшем случае — арестуют. Это не единичные случаи. На сайтах объявлений есть большой пласт подобных машин, которые называют «неснимайками» или «вечным учетом». В нелепое положение транспортное средство попадает разными путями. Например, его вернули владельцу после угона с испорченным VIN-номером. Или цифры на кузове уже просто не разобрать от старости... Как бы то ни было, по закону сменить собственника нереально. Вот насколько важен читаемый и верный VIN-номер.

Обычно цены на «неснимайки» раза в два ниже рыночных. Как правило, их предлагают купить по генеральной доверенности, потому что ехать на перерегистрацию в ГИБДД с таким VIN-ом просто опасно

С VIN все нормально? Тогда пора тщательнее ознакомиться с документами. Продавец автомобиля должен предоставить покупателю паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации (СТС), диагностическую карту и полис ОСАГО. Это в идеале. Обязательными являются лишь первые два, а главный — ПТС. Он «живет» вместе с автомобилем с момента производства или ввоза в Россию и переходит от собственника к собственнику. Многие покупатели боятся дубликатов паспорта. Иногда — зря. Все зависит от причины замены, которую инспекторы предусмотрительно указывают в самом документе. Если там отмечено «в связи с утилизацией», особенных поводов волноваться нет. Значит, он просто пришел в негодность по какой-то причине или в нем кончились пустые поля. Причем последнее еще не означает частую смену собственников — возможно, у владельца несколько раз менялись регистрационные данные. Опытные автомобилисты в таких случаях оставляют копию старого документа, чтобы показать покупателю. А вот к новому ПТС, выданному в связи с утерей старого, следует отнестись с подозрением. Не исключено, что документ в залоге у банка или в ломбарде. И хотя сегодня большинство кредитных организаций не забирает у должника паспорт автомобиля, такой вариант все еще возможен. ГИБДД в подобных случаях должна накладывать ограничения на регистрацию. Но, как выяснилось, в реальности система работает неважно.

Отказать нельзя регистрировать

С полным набором подлинных документов новый владелец идет в МРЭО ГИБДД и... получает от ворот поворот. Инспекторы пожимают плечами — говорят, «запрет на регистрационные действия в связи с введением судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения...». За канцелярской формулировкой скрывается простой факт — вас обманули.

Чтобы проверить автомобиль на регистрационные ограничения, в тестовом режиме московские власти запустили сайт «Автокод». Пока площадка только совершенствуется, разработчики портала предупреждают: «Состав сведений может быть представлен не в полном объеме». Тем не менее, здесь можно найти самую важную информацию о машине: количество владельцев, запрет на регистрацию, технические данные, страховые случаи... С одной оговоркой — автомобиль должен стоять на учете в Москве. В будущем сервис обещают распространить на регионы и дополнить его данными о сервисном обслуживании. Впрочем, белых пятен в системе останется много даже после этой модернизации. Огромное число техцентров «гаражного типа» никакие данные никуда не предоставляют, а внушительный процент автовладельцев по истечении гарантии обращается как раз к знакомому дяде Васе.

Яркий пример несовершенства системы «Автокод» в нынешнем виде. Один из предыдущих владельцев автомобиля зарегистрировал его за пределами Москвы. Что происходило в этот период жизни машины, новому собственнику не узнать

Я проверил по VIN-номеру и СТС несколько автомобилей. Для этого достаточно иметь аккаунт на «Госуслугах». С достоверностью технической информации все ровно и гладко. Ограничения со стороны госорганов портал также определяет, но о залоге может и не знать. Одна из проверяемых машин куплена с помощью автокредита, который до сих пор не погашен. Тем не менее никакого запрета на регистрацию нет! Это возможно, если банк не сообщил в ГИБДД об ограничениях. И тогда гаишники ошибутся с запятой во фразе «отказать нельзя регистрировать». Ничего не подозревая, на учет автомобиль они поставят, вот только банк потом у нового владельца машину захочет отобрать. И начнутся тяжбы...

Вероятность нарваться на кредитный автомобиль — одна из главных проблем на вторичном рынке сегодня. Хотя с 1 июля в России запущен Единый электронный реестр регистрации уведомлений о залогах движимого имущества под контролем Федеральной нотариальной палаты, в нем есть данные, по разным оценкам, лишь о 30-40% кредитных машин. Может, здесь все-таки найдется подопытный автомобиль? Как бы не так — федеральный сайт reestr-zalogov.ru все еще в сыром виде и о кредите не в курсе.

Что ж, попробую поискать информацию в крупнейших платных базах. Banki.ru и Агентство кредитной информации предоставляют услугу зарегистрированным пользователям за 300 рублей. Вторая организация — официальный партнер Национального бюро кредитных историй. Ничего лучше в России в этой области пока нет. Именно сюда оформляют запросы автосалоны. Но... Безуспешно! Автомобиль здесь не значится. Замечу, что кредит был взят в банке из Топ-10. И как после этого верить в «стопроцентную гарантию юридической чистоты», о которой так любят кричать автосалоны? Да никак. До тех пор, пока государство законодательно не обяжет банки вносить данные о залогах в тот самый единый реестр, ситуация не изменится. Сейчас они делают это на добровольной основе. Еще и за деньги, пусть и символические — 100 рублей.

«Автокод», НБКИ, vin.auto.ru и другие — ни один из сервисов не имеет информации об автокредите, оформленном в крупном банке в Москве

«Пробить» владельца

С аварийной историей «Автокод» во всех трех случаях дал корректную информацию. Если вы покупаете московскую машину, вам повезло. Впрочем, и у остальных россиян есть пусть и не очевидный, но какой-никакой способ узнать о фактах ДТП. Проверить историю не автомобиля, а самого владельца по ОСАГО можно с помощью специального сервиса, запущенного Российским союзом автостраховщиков год назад. Вбиваю ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения и узнаю о страховых возмещениях по полисам «автогражданки» и значении коэффициента «бонус-малус». Уже что-то!

Сервис РСА требует заполнить личные данные. Не каждый даже честный продавец пожелает предоставить их первому встречному

Что касается урегулирования по каско, то возможность узнать об этом пока есть только у самих страховых компаний. Для них РСА создал базу АИС БСИ (Автоматизированная информационная система Бюро страховых историй). С 1 августа 2015 года они обязаны предоставлять сюда данные обо всех ДТП как по договорам ОСАГО, так и каско. Когда простые граждане смогут воспользоваться полезной информацией, пока неизвестно, но такая услуга в планах.

Гарантировать беспроблемную покупку автомобиля на вторичном рынке в России пока нельзя. Немного лучше обстоят дела в Москве, где можно воспользоваться сервисом «Автокод». Но по объему и достоверности информации ему еще далеко до американского Carfax. Многочисленные базы кредитных автомобилей зачастую бесполезны, да и об авариях по-прежнему лучше всего узнавать с помощью технических специалистов.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
131
Lew Wetlugin
Главное - и не жалеть времени на проверку. Сэкономить, покупаю подержанную машину, можно, но можно и потерять деньги - не забывайте об этом! Поэтому саму тачку - на СТО к мастеру, в котором вы уверены, а информацию о машине можно по VIN пробить - я пользовался сайтом автотека для этого. Там все, что нужно знать об автомобиле, есть - сколько владельцев было, не использовался ли как такси, не было ли дтп и так далее. Короче, потратьте немного времени и денег на проверку машины перед покупкой, чтобы обезопасить себя - оно того стоит!
СсылкаПожаловаться
Славик Фурсанов
Согласен, автотека дает один из самых полных отчетов. По крайней мере данных о пробеге я не видел нигде. Из базы ГИБДД можно вытащить только участие в ДТП и юридические ограничения, все :( А вообще инфу о пробеге считаю самой важной, потому что может сбиться вся хронология и все плановое обслуживание / замена деталей. Встречал тачки со скрученным пробегом, когда новые владельцы делали плановые ТО исходя из скрученного пробега, а там надо было уже менять абсолютно другие детали... :(
СсылкаПожаловаться
Vsevolod Potapochkin
Я считаю, при такой ситуации нужно проверять по нескольким сервисам. Да, муторная работа, но деньги на машину вы, скорее всего, тоже не лежа на пляже зарабатывали. Здесь приведены официальные базы. Я в свое время по наводке друга испытал автотеку. Не ленитесь проверять!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru