Теперь их 370 по всей столице: зоны платной парковки расширяются, число маршрутов увеличивается... «Парконы» уже можно встретить за МКАДом, например, в Новой Москве. И каждый день толпа серых «Солярисов» с логотипами Центра организации дорожного движения (ЦОДД) выходит на съемку. Казалось бы, водители все про них знают. Но наш рейд показал, что тонкостей в работе мобильного контроля хватает.
Время и место
Перед выездом на маршрут я поинтересовался у знакомых автомобилистов, как, по их мнению, патрулируют улицы «парконы». «Ездят каждые пять минут», «Раз в 15 минут, не реже — слышал по телевизору», «Полчаса минимум», — каких только мнений не было. А теперь правильный ответ — точный интервал назвать нельзя.
Сажусь в машину, которая сегодня курсирует в Центральном округе по Тверскому району. Водитель Михаил работает в ЦОДД с первых дней, как только появились «парконы». Перед сменой водителю выдают маршрутный лист, а дальше — сел и поехал наматывать круги. График работы можно выбрать — либо по 12 часов «два через два», либо стандартная восьмичасовая пятидневка. Ночью, вопреки расхожему мнению, «парконы» тоже на дежурстве, но не в полном составе.
Конкретно на наш маршрут отводится 21 минута, с пробками — 28, а на деле ушло ровно 15. Есть рейсы длиннее, есть короче. На сайте правительства Москвы опубликована полная карта движения «парконов». Факторов, влияющих на время, много: заторы, светофоры, средняя скорость и даже график водителя.
Маршрутов больше, чем «парконов». Этим объясняется периодическое отсутствие ЦОДДовских машин на некоторых улицах. Я провел выборочную проверку: взял три рейса в разных округах и проследил за передвижениями мобильных комплексов. В двух районах «парконы» дежурили как положено, в третьем — пусто. В ЦОДД ежедневно мониторят дорожную ситуацию, поэтому беспроблемные улицы контролируют реже. Сам список маршрутов тоже не вечный.
Для определения нового маршрута или изменения старого мы проводим исследования, смотрим, когда и в какое время нагружается дорога, а также процент нарушителей. Основное требование — большое количество нарушителей, которые мешают движению общественного транспорта и увеличивают нагрузку на улично-дорожную сеть.
Дело техники
С технической стороны тоже постоянно что-то меняется. Нет, глобально принцип действия тот же. Автомобиль едет максимум со скоростью 40 км/ч, в это время система «ПаркРайт» с помощью камеры фиксирует припаркованные автомобили и определяет их точные координаты. Снимки сразу отправляются в отдел обработки данных ЦОДД, далее в Московскую автомобильную дорожную инспекцию (МАДИ) и Администратор московского парковочного пространства (АМПП), которые выписывают штраф. Если надо, конечно. Для этого фотосессию машины нужно провести в два захода. Любопытный момент — это касается не только участков с платной парковкой, но и даже с запрещенной остановкой. Одного кадра недостаточно. Вот такая небольшая поблажка для нарушителей.
Софт и карты регулярно обновляются. Системы, кстати, в разных автомобилях запрограммированы по-разному. Например, в одних «парконах» идет фиксация только платных участков, в других — парковка под запрещающими знаками, в-третьих — все вместе, как в нашем случае. «Забитые» в систему маршруты проработаны подробно. Если водитель отклоняется от курса, скажем, для отдыха, фиксация прекращается.
Чем дольше мы едем, тем больше я замечаю многочисленных хитрецов, пытающихся обмануть «паркон». Например, любителей закрыть номер какой-нибудь тряпочкой. Но даже в таких случаях информация уходит на обработку. Недостающие буквы и цифры «разгадывают» по базе. Ребус несложный, особенно если у нарушителя редкий автомобиль.
Качество съемки и вправду высокое. Я поначалу стал было соревноваться с электроникой — кто больше «прочтет» грязных номеров. Слякотная погода вполне этому способствовала. Вдоль дороги гуськом стоят машины в толстых слоях грязи и реагентов. Сдаться пришлось быстро. Когда я со своим отменным зрением был вынужден капитулировать, камера с задачей справлялась.
Еще нам повезло нарваться на иностранные номера. Исключений при фотофиксации ни для кого нет. Белорусский гость получит фото на память через таможенные органы.
Чтобы скрыться от зоркого глаза «паркона», водители порой пытаются как можно больше сократить дистанцию между бамперами двух автомобилей. Да, возможно, сработает, только если встать действительно вплотную. Камера установлена под таким углом, чтобы сократить шансы утаить номер. Водитель «паркона» теоретически может повернуть камеру. Такая инициатива, по словам Михаила, приветствуется, но в реальности с камерой практически никогда не приходится возиться.
А некоторые автовладельцы стремятся избежать наказания, загнав машину куда-нибудь подальше на тротуар. В скором будущем «парконы» доберутся и до них. Точнее, уже добрались. В том, что камера легко способна найти автомобиль среди пешеходов, я сам воочию убедился. Правда, штрафы пока не выписывают.
Сейчас мы проводим тестирование оборудования и информационных систем. Изучается оптимальное положение камеры и угол наклона.
За точность геопозиционирования больше беспокоиться не стоит. Огромное число неверно определенных координат — 10-15% — со временем удалось сократить. «Сейчас количество брака — менее 2% по всем видам фиксации. На это влияют в том числе сложные погодные условия, особенно зимой. Что касается геопозиционирования, то мы используем модули ГЛОНАСС и GPS, что уменьшает погрешность. И новые более подробные карты позволили достичь уровня погрешности до одного машиноместа. А в сложных и узких местах мониторингом платной парковки занимаются пешие патрули АМПП, мы совместно с коллегами согласовываем маршруты», — рассказал нам заместитель руководителя ЦОДД.
«Парконы» и люди
Хотя в целом на нашем маршруте с парковкой был порядок, нарушителей пока еще хватает. Замечаю впереди водителя Peugeot. Он припарковался под знаком на «аварийке», судя по всему, недавно, и теперь спешит вернуться к своей машине. Но, замечая автомобиль ЦОДД, ненадолго замирает. В эту пару секунд я успел прочитать в его глазах надежду... Так и хочется развести руками — не судьба! От водителя «паркона» ничего не зависит.
По регламенту им запрещено разговаривать с другими участниками движения. Никакой самодеятельности. Впрочем, на связь с цивилизацией все-таки иногда приходится выходить. «Помните тот вечер, когда в мобильном приложении “Парковки Москвы” был сбой? Люди в панике буквально бросались под колеса с вопросами. Тогда, конечно, спокойно объяснял, что да как», — вспоминает Михаил. Но этот случай — скорее исключение.
А я вспоминаю, как в первое время работы «парконов» многие жители столицы уличали их водителей в халтуре, нарушениях правил и других прегрешениях. Так, по интернету гуляли снимки мобильных комплексов с закрытыми номерами.
Не в деньгах смысл?
С момента появления «парконов» в Москве я общался со многими специалистами по транспорту, в том числе зарубежными. И все отмечают, что внедрение мобильных комплексов фотофиксации — это не только крайне сложный процесс, но и очень дорогой. Уж точно не прибыльный. Поэтому в мегаполисах зачастую на подобные нововведения не решаются.
Впрочем, как отмечают московские власти, материальная сторона вопроса их не беспокоит: «Мы не ставим себе задачу оценивать финансовую эффективность работы комплексов фотовидеофиксации, в первую очередь, они исполняют функцию превентивного контроля соблюдения правил дорожного движения. К сожалению, культура вождения водителей в разных странах значительно отличается, правовой нигилизм многих россиян заставляет нас создавать доказательную в наивысшей степени и лишенную человеческого фактора систему. Благодаря ей увеличивается скорость движения транспорта в загруженных местах. Пока говорить об отказе от “парконов” рано, в городе еще остается значительное количество нарушителей, хотя мы и видим существенный спад благодаря нашей работе», — резюмировал Дмитрий Горшков.
С последним утверждением точно не поспоришь. Очевидно, мобильный контроль помог в организации парковок, и пробелы в работе этой системы со временем решаются. Надеемся, город продолжит не только тотально контролировать автомобилистов, но и по возможности создавать для них нормальные условия.
Предупрежден — значит, вооружен! Пусть все знают, чего ожидать от «парконов» и как они работают — жмите на кнопки соцсетей внизу!
Алексей Голиковский