«Корпоративные клиенты» Петра Фрезе

Создатель первого отечественного автомобиля Петр Фрезе одновременно занимался и производством, и продажей, и обслуживанием машин. Сто лет назад он исполнил первый в российской истории контракт с государственным предприятием, ставшим его «корпоративным клиентом».
content image for: 5952
Дом No10 по улице Чехова (бывший Эртелев переулок) в Петербурге очень много значит для автомобильной истории. В нем более ста лет размещалась экипажная фабрика «Неллис». Она делала прекрасные коляски и кареты. Одна из них экспонируется в музее придворных экипажей в Царском Селе. В конце XIX века фабрика перешла в руки инженера Петра Александровича Фрезе.

Он в 1896 году вместе с владельцем завода керосиновых двигателей Евгением Яковлевым построил первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Преждевременная смерть Яковлева в 1898 году не позволила развернуть серийное производство автомобилей. В 1900 году Фрезе получил от французской фирмы De Dion Bouton право на представительство ее автомобилей в России. Фрезе получал из Франции шасси и изготовлял для них кузова. С 1901 года он стал приобретать у своего партнера из Парижа моторы, коробки передач и задние мосты, а ходовую часть (колеса, рамы, рулевое управление) и кузова создавал своими силами. Так началось автомобильное производство фирмы «Фрезе и К°». Она делала легковые машины с двигателями мощностью 3,5; 6 и 8 л.с., а также легкие грузовики и фургоны.

Фрезе построил также опытный автобус, пожарный автомобиль и троллейбус и за первые три года (до 1903-го) поставил заказчикам 120 машин. Грузовики и фургоны Фрезе изготовлял для Ижорского завода, магазина «Братья Елисеевы», кондитерской фабрики «Жорж Берман» и других организаций. Продукция Фрезе имела высокую репутацию, и почтамт Петербурга 21 апреля 1903 года заказал Петру Александровичу 14 машин. Доставка почты автомобилями могла осуществляться быстрее, чем фургонами, запряженными четверкой лошадей. Руководство почтамта, чтобы гарантировать быстроту доставки, пожелало иметь для заказанных фургонов моторы мощностью не менее 6 «лошадей». Десять машин, для сбора писем из почтовых ящиков, имели грузоподъемность 10 пудов, то есть 160 кг. Кузов типа «фургон» монтировался на шасси легкового четырехместного автомобиля с короткой колесной базой (1550 мм). Малая база позволяла маневрировать в самых тесных переулках. Почтовый фургон был оснащен колесами и шинами мотоциклетного типа. Одноцилиндровый двигатель (699 куб. см, 6 л.с. при 1800 об/мин) и двухступенчатая коробка передач размещались непосредственно перед задней осью. Задняя стенка фургона не нависала над задней осью, чтобы упростить доступ к мотору. Из других особенностей конструкции отметим зависимую подвеску всех колес на продольных рессорах, трубчатую раму, змеевиковый радиатор в передней части машины и управление не «баранкой», а поворотным рулевым рычагом.

По силовой установке и шасси почтовый фургон был унифицирован с четырехместным легковым автомобилем «Фрезе», который летом 1902 года испытывался на военных маневрах под Курском. Еще четыре почтовых фургона Фрезе смонтировал на шасси грузовика, который мог перевозить 50 пудов (800 кг) разной корреспонденции. Эта машина применялась для доставки писем, открыток и посылок с почтамта на вокзалы. Одноцилиндровый мотор (942 куб. см, 8 л.с. при 1400 об/мин) был помещен под сиденьем водителя, а коробка передач - под полом фургона. В отличие от фургона с двигателем мощностью 6 л.с., эта машина развивала скорость не 35, а 18 км/ч. Ее колеса имели деревянные спицы и сплошные резиновые, а не пневматические шины. Первый почтовый фургон поступил на почтамт и был там испытан ровно сто лет назад, в сентябре 1903 года. Поскольку почтамт еще не имел опыта эксплуатации автомобилей, он договорился с фирмой «Фрезе и К°», чтобы она взяла на себя обслуживание и хранение этих почтовых фургонов в течение первых двух лет. К сожалению, 27 марта 1904 года пожар уничтожил большинство почтовых фургонов «Фрезе». Петр Александрович, тем не менее, продолжал изготовление автомобилей по заказам, оснащал их двигателями не только De Dion Bouton, но и четырехцилиндровыми моторами Panhard-Levassor. Он участвовал со своими машинами в I Международной автомобильной выставке 1907 года в Петербурге, торговал иностранными машинами, вел их ремонт, делал заказные кузова. В 1910 году Петр Александрович, будучи уже в преклонном возрасте (66 лет), передал свою фирму Русско-Балтийскому заводу. С 1910 по 1917 год там была организована станция техобслуживания «Руссо-Балтов». В течение последних десятилетий в доме No 10 по улице Чехова размещался гараж Леноблисполкома. Удивительно, что долгие годы это здание так и оставалось без мемориальной доски. Все забыли, что именно в нем в мае 1896 года был создан первый в нашей стране автомобиль.