Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 июля
УАЗ Patriot 2.7 MT
Какие тут могут быть описания???!
3.2
22 июля
Renault Duster 2.0 2WD AT
самый оптимальный вариант для тех кто ищет золотую середину. У дастера нашлось все востребованные экономичные характеристики:
3.8
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
15 февраля 2016 10:01, Статьи

Машины, которые мы потеряли: истинные последствия кризиса

Летом мы в ужасе писали: с российского рынка исчезло более 30 моделей! Но, как говорил Владимир Путин, — «выясняется, что тогда была белая полоса»...

По итогам 2015 года исчезли уже более 60 моделей, а на самом деле их гораздо больше — некоторые автомобили формально остаются на рынке, но фактически дилеры молят богов, чтобы хоть кто-то раскупил остатки на складах.

Мы не Европа

Помните идею Юрия Лужкова пересадить москвичей на маленькие машинки для уменьшения пробок — обладателям «карапузов» даже выдавали топливные карточки на 24 тысячи рублей. Однако в кризис покупатели решили — баловство это все. Обидели малышей и всевозможные Hyundai Solaris, Renault Logan и прочие — они стоят не намного дороже, но при этом просторнее. А ведь есть еще «Лады»! В итоге сегмент «А» всего за год фактически умер — по данным компании «Автостат-Инфо», падение спроса почти на 80%. По большому счету сейчас у нас осталось всего три (!) городских малыша: Ravon Matiz (и его более современная версия R2), Kia Picanto и дорогущий, но стильный Smart.

Российский клиент еще не готов воспринимать автомобили класса «А». Доля этого сегмента чрезвычайно мала, и никаких предпосылок для его развития в обозримом будущем нет.
Любомир Найман
глава марки Skoda в России

Умирают модели и на противоположном краю — выбора среди больших семейных минивэнов нет. Ушли даже Ford Galaxy и S-MAX, которые когда-то тут лидировали. Проблемы и с SsangYong Stavic — последняя марка формально хоть и присутствует на рынке, но машины не завозятся. Мало того, российский рынок дружно покинули и 7-местные компактные однообъемники: Volkswagen Touran, Chevrolet Orlando, Toyota Verso, Opel Zafira.

Формально Nissan Tiida присутствует в гамме «Ниссана». Но, по слухам, сборка машин приостановлена. Кстати, ушла и Teana.

И что прикажете делать людям с большой семьей? Вариантов немного: либо бюджетные Lada Largus с газовским «Соболем», либо дорогущие Toyota Alphard и Chrysler Grand Voyager ценой в 3 млн рублей. Если хочется что-то посерединке, то, пожалуй, это лишь Citroen Grand C4 Picasso (от 1,4 млн). Как вариант — коммерческие модели типа Volkswagen Transporter или Citroen Jumpy Multispace, но и они недешевы.

Мы наблюдаем перераспределение спроса от минивэнов в пользу сегмента SUV. А с уходом GM из России рассчитывать на значимые объемы продаж в данном классе не приходится.
Илья Никоноров
директор по маркетингу и связям с общественностью «ММС Рус»

Агонизирует сегмент спортивных, или «прогулочных», машин. И если Jaguar или Rolls-Royce никуда не делись, то класс «недорого, но красиво» напрочь пропал. С рынка сбежали такие модели, как Opel GTC, Peugeot 308 CC и RCZ, нет Subaru BRZ и Volkswagen Scirocco, а Mazda MX-5 нового поколения до нас так и не добралась. Как и многие другие относительно доступные спортивные купе и кабриолеты. В итоге в этом сегменте сейчас лидируют... корейцы. Ведь лишь Kia предлагает недорогое авто с привкусом «спорта» (речь о модели pro_cee'd). Ну а если хочется кабриолет, то самый доступный — это Audi A3 за... 1 млн 725 тыс. рублей.

Ловушка «С»

Сегмент автомобилей класса «С», конечно, не умер. Но средний класс испугался курса доллара и предпочитает покупать модели «В+» типа Kia Rio или Skoda Rapid (которые не настолько меньше, насколько дешевле) или уже доплатить и взять более практичный кроссовер. А чего вы еще хотите, когда сейчас приличный седан или хэтчбек класса «С» стоит миллион и больше? И класс «С» оказался в странной ситуации: цены импортируемых машин высокие, конкуренция — бешеная, прибыли — никакой. Вот и покидают российский рынок Toyota Auris, Mitsubishi Lancer, Mazda 3 (формально присутствует, но поставки сильно ограничены).

В 2016 году мы продолжим наблюдать спад в сегменте автомобилей С-класса. Смещение спроса идет в сторону более бюджетных моделей В-класса. На примере нашего модельного ряда это отчетливо видно по изменению статуса лидера продаж: на место, которое традиционно занимала Octavia, вышел Rapid.
Любомир Найман
глава марки Skoda в России
Старый Ford Edge
Новый Ford Edge

И в эту ловушку «С» уже угодил концерн PSA Peugeot Citroen — французы решили сделать ставку на просторный и комфортный седан (Peugeot 408/Citroen C4). И промахнулись. А другие машины концерна не заставили быстрее биться сердца россиян: приличных народных моделей класса «В+» не оказалось (C-Elysee и 301 провалились), а с современными кроссоверами у французов проблемы (4008 и С4 Aircross представляют собой Mitsubishi ASX с другой «мордочкой» — кстати, сам ASX уже покинул российский рынок). В итоге результат французов печальный — минус 72-73% по итогам 2015 года. Но они полны оптимизма.

Сitroen и DS не уходят из России, а, напротив, собираются усилить своё присутствие.
Александр Мигаль
управляющий директор Citroen и DS в России

Правда, большой DS5 уже покинул рынок. Но DS3 и DS4 должны остаться, несмотря ни на что. Это вопрос стратегический — если уж французы решили делать DS независимой маркой, то она должна быть на всех рынках.

DS 5 у нас уже не продается

Бегут целыми стадами

Официально в 2015 году российский рынок покинула только одна марка — Opel (Daewoo переименована в Ravon). «Почти ушла» и Chevrolet, которая решила оставить на рынке только дорогущие Tahoe, Camaro и Corvette. Хотя всем понятно, что дилеры выживать будут лишь благодаря Chevrolet Niva.

GM ушла не из России, а из массового сегмента российского автомобильного рынка, перераспределив усилия в пользу премиального. Все силы в России компания сосредоточила на продвижении Cadillac в соответствии со стратегией его развития как глобального премиального бренда. Завод в Санкт-Петербурге не продан, не вывезен, а законсервирован до лучших времен.
Сергей Лепнухов
директор по связям с общественностью «Джи Эм Россия»

Некоторые компании если не покинули рынок де-юре, но де-факто это сделали. Так, поставки SsangYong были прекращены еще год назад, а дилеры, кажется, закончили продажу остатков. Что будет дальше — большой вопрос.

Нет и Great Wall — вместо него китайцы вывели на рынок «премиальную» марку Haval. Но россияне не хотят в кризис покупать китайский премиум — в прошлом году продано меньше 200 машин. Поэтому Haval имеет все шансы повторить судьбу тайваньской марки Luxgen.

Mitsubishi ASX
Mitsubishi Outlander

Honda осталась на рынке, хотя ее дилерам не позавидуешь — они фактически брошены. Honda, конечно, продолжает их поддерживать «маневром», но огня нет. Ведь в прошлом году японцы перешли на странную схему — дилеры должны сами выкупать автомобили у производителя, и уже затем искать клиентов (либо, получать с последних предоплату и заставлять ждать несколько месяцев). Да и сам модельный ряд Honda в России выглядит уж больно куцо — ушли Accord и Civic, распродажа Crosstour заканчивается. Вот и выживает дилер, продавая фактически только один CR-V, который с автоматом стоит от 1 659 900 руб. (обещают еще большой Pilot).

В зону риска при текущих экономических условиях попадают те бренды, у которых нет локального производства.
Илья Никоноров
директор по маркетингу и связям с общественностью компании «ММС Рус»

Чего не получили

Mazda так и не решилась начать продажу кроссовера CX-3, на который в свое время было так много надежд. А все очень просто — импортируемый CX-3 стоил бы столько же (если не дороже), как и собираемый у нас CX-5. Нет и маленького кроссовера Renault Captur, который пользуется в Европе огромным спросом. Honda HR-V — еще один компактный кроссовер — тоже до нас не добрался.

Toyota Hilux
Mitsubishi L200

Не увидели мы и когда-то очень популярную Skoda Fabia — одну из лучших, между прочим, машин в сегменте «В». Не завозят больше и всевозможные нишевые модели вроде Volkswagen Passat Alltrack. Ну а почему нет новых автомобильчиков класса «А» и однообъемников, понятно.

Нужно понимать, что вывод любой новой модели на российский рынок требует серьезных инвестиций и привлечения серьезных инженерных ресурсов. В случае с нишевыми моделями, возврат этих инвестиций не всегда оправдывается.
Наталья Астафьева
Ведущий специалист по связям с общественностью бренда Toyota

Гибриды и электрокары? Мы вас умоляем! Сейчас не то время, чтобы проводить такие эксперименты. Надо нащупать дно. Причем главное, чтобы снизу не постучали.

P.S. Что же нас ждет в 2016? Количество предложений будет сокращаться — могут уйти еще 30-50 моделей. Однако переживать сильно не стоит, ведь все ключевые игроки останутся. Цены будут расти, но борьба за покупателей (а их все меньше и меньше) станет гораздо острее.

Во время Великой депрессии американским автодилерам разве было проще? Помнится, что из 90 марок, оперировавших на рынке США в 1929-м (с конвейерами, гнавшими авто в три смены), до конца 1930-х добралась живой всего дюжина!
Олег Юдаков
генеральный директор ООО «Автостат-инфо»

«История кризиса в России»

Хотите рассказать друзьям, о машинах, которые мы потеряли? Тогда нажмите на кнопки соцсетей внизу.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
620
Centurion
Некорректно сравнивать происходящее сейчас в России с Великой Американской Депрессией. В США тогда и сейчас работали и работают законы науки, т.е. Экономики, а в России сейчас работают законы политической конъюнктуры и безголового ура патриотизма. И чем дальше в пучину, тем больше слышится крик военных "Дай!" и меньше слышится ропот экономистов "Нельзя."
СсылкаПожаловаться
Libertiin
Так то Рено Каптур 30 марта официальная презентация в России. Я пойду.
СсылкаПожаловаться
Таттехконтроль Таттехконтроль
По моему мнению, на сегодняшний день подавляющему большинству людей приходиться выбирать не между красивой и очень красивой, а между красивой и практичной. Для жителей сельской местности ввиду отсутствия нормальных дорог предпочтительнее было бы купить компактный внедорожник или хотя бы SUV с хорошим клиренсом. Но они должны стоить менее 1 миллиона рублей, т.к на сегодня покупательная способность большинства людей стала очень низкой. А дилеры в погоне за инфляцией хотят ежемесячно поднимать цены на свои автомобили. Но реальная зарплата основной массы людей "замерзла" еще на отметке примерно 2013-2014 годов. Так, что основной фактор для потребителей - низкая стоимость и доступные автокредиты.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru