Чтобы раз и навсегда уяснить, насколько важны системы безопасности в машине, не надо попадать в аварию. И необязательно смотреть «шок-видео» в интернете. Можно на простых и наглядных примерах увидеть, почему водителю и пассажирам не стоит пренебрегать средствами защиты.
Человек-бегемот
В центре Brand Experience штаб-квартиры Volvo особое место занимает зал Intellisafe, где симуляторы, экспонаты и стенды пронизаны духом безопасности. Для шведской компании — это кредо. Трехточечный ремень, который и сегодня лучше других средств оберегает людей в автомобиле, впервые появился на серийной модели как раз у Volvo — в 1959 году на PV 544. С этого факта начинает наш своеобразный урок безопасности Эва-Лиза Бук, менеджер центра Brand Experince.
Со временем благодаря бесплатному патенту все легковые машины обзавелись трехточечными ремнями. Они стали такими же неотъемлемыми атрибутами автомобиля, как руль или колеса. Вот только ими надо пользоваться. «Я с удивлением узнала, что в некоторых странах пассажиры на втором ряду не пристегиваются, — восклицает Эва-Лиза Бук. — Рассуждают так: ну задние места — самые безопасные, ремни ни к чему. Похоже, эти люди просто не знают, каким весом обладают их тела даже на небольшой скорости». Чтобы показать, каким конкретно, Эва-Лиза встает на специальные весы.
Представьте, что вам в спину прилетает бегемот. Приятного мало, правда? Килограммы, тонны... Все равно сложно представить? Тогда Эва-Лиза демонстрирует своеобразную инсталляцию из стульев высотой пять метров. Каждому стулу соответствует определенная скорость. Снизу вверх — от 15 км/ч до 40 км/ч. Это значит, что непристегнутый человек при столкновении на скорости всего 15 км/ч получит примерно такие же по тяжести повреждения, как при падении со стула. В худшем случае синяк. Но чем выше, тем больнее.
Еще бы все это понимали! К сожалению, в России не то что пассажиры, даже некоторые водители до сих пор считают ремни декорацией. Даже в салонах официальных дилеров иногда можно найти в продаже заглушки для замков. Очутиться бы таким «суицидникам» в специальном испытательном сиденье, которое дает ощутить на себе последствия незначительного удара. Очень полезно каждому, у кого совсем туго с воображением.
Между прочим, в Швеции начинающий водитель во время обучения в обязательном порядке должен сесть за этот тренажер. Чтобы в будущем не возникало соблазна «забыть» про ремень безопасности.
Виртуальное и реальное
К работе над системами безопасности специалисты Volvo подходят с разных сторон, в том числе с виртуальной. Моделирование дорожных ситуаций и симуляция водительских маневров помогают все правильно рассчитать.
В центре Brand Experience установлена пара простых симуляторов — своеобразных тестов на реакцию. В первом из них надо, двигаясь по виртуальной дороге, как можно быстрее затормозить при виде лося или бабули. Как в жизни, правая нога постоянно на педали газа, а нарисованная трасса то и дело меняет направление.
Второй симулятор демонстрирует, сколько времени тратит водитель на посторонние действия за рулем. Копошишься в телефоне или выбираешь композицию в аудиосистеме — это одинаково опасно.
Но ни один симулятор не даст столько же пищи для размышлений, как жизнь. Поэтому в Volvo воссоздают реальные аварии в лабораторных условиях. Одну из подопытных машин — S60 — после ДТП выставили в центре Brand Experience.
Водитель потерял управление на снежной дороге, и седан во время заноса получил сильный удар в бок от встречного автомобиля. Но пассажир на переднем сиденье заработал только несколько ссадин и шишку на голове. Спасла не только подушка безопасности, но и система защиты от бокового удара SIPS, которую в Volvo разработали еще в 1991 году. Она направлена на снижение деформации за счет усиленных деталей.
Соцработа
В борьбе за абсолютную безопасность на дорогах мало полагаться только на технический прогресс. В успехе Volvo на этом поприще большую роль играет и социальная ответственность, работа с людьми и властями.
Эва-Лиза Брук приводит пример сотрудничества с государством ради повышения безопасности. Шведская дорожная инспекция как-то обратилась к автопроизводителю с вопросом: «Какой может быть максимальная скорость машин, чтобы водитель и пассажиры точно выжили при фронтальном ударе?». Проанализировав аварии и краш-тесты, специалисты обозначили планку в 80 км/ч. С тех пор в Швеции на загородных трассах без отбойника между встречными полосами установили именно такое ограничение.
Но не все отрегулируешь законами. Большое внимание в Volvo уделяют тому, чтобы объяснить автовладельцам нюансы перевозки детей. «К сожалению, во многих странах детей старше одного года сажают по направлению движения. Это главная ошибка родителей! Минимум до четырех лет ребенок должен сидеть против хода», — рассказывает Эва-Лиза Брук. Все дело в тяжелой голове младенца.
При фронтальном столкновении (а они, как правило, самые сильные) шея малыша, сидящего «по-взрослому», просто не в состоянии удержать такую тяжесть, что приводит к печальным последствиям. И до четырех лет, пока юное создание не окрепнет, смотреть ему в спинку сиденья. Даже если ребенок упирается в нее ногами, угрозы для безопасности это не представляет.
Напоследок Эва-Лиза напоминает о другой, уже «взрослой» проблеме автомобильной безопасности: «Мы устанавливаем алкозамки в автомобили для тех, у кого проблемы с алкоголем. У вас в России такие устройства есть? Нет? А не помешало бы...». Действительно полезная вещь, но для начала нашим водителям не помешает выучить хотя бы базовые уроки безопасности: пользоваться ремнями, не отвлекаться за рулем и правильно перевозить детей.