К тому, что реальный расход топлива всегда отличается от паспортного, все уже привыкли. А всё потому, что методика определения расхода под названием NEDC (New European Driving Cycle — новый европейский ездовой цикл) не слишком реалистична. Где это видано, чтобы до 50 км/ч машина разгонялась за двадцать шесть секунд? За 26!!! И вообще, при определении смешанного расхода средняя скорость — только не смейтесь — составляет 33,6 км/ч...
Но при всей нереальности «нового европейского» увидеть на дисплее бортового компьютера Mitsubishi Outlander PHEV строчку «1,9 л/100 км» вполне реально! Ведь PHEV — это Plug-in Hybrid Electric Vehicle, то есть гибрид, который можно заряжать от обычной электросети. В Европе кроссовер Mitsubishi на смешанной тяге появился позапрошлым летом, мгновенно став бестселлером, а сейчас обновился внешне вслед за бензиновыми и дизельными версиями, попутно получив слегка усовершенствованную начинку.
Теория
Начинка здесь очень хитрая. Колёса двух осей приводятся парой электромоторов мощностью 60 кВт каждый, а когда заряд литий-ионной батареи иссякнет, — точнее, опустится до 25%, хотя индикатор при этом покажет «ноль» — на 40-50 минут включится 120-сильный 2,0-литровый бензиновый двигатель, который будет вращать 70-киловаттный генератор, питающий батарею.
Скажете, что это обычный последовательный гибрид? Всё гораздо интереснее. На скоростях от 65 до 120 км/ч (в зависимости от нагрузки) настанет момент, когда КПД электрической трансмиссии заметно упадёт, и к передним колёсам напрямую, через сухое однодисковое сцепление и одноступенчатый редуктор, подключится бензиновый мотор. И теперь Outlander PHEV станет гибридом параллельного типа.
Выгода от подобной схемы такова. За 5 часов зарядив батарею от обычной розетки, теоретически можно проехать примерно полсотни километров, не потратив ни капли топлива. И даже когда заведётся двигатель внутреннего сгорания, такой «Аутлендер» должен быть экономичнее обычного, расходуя примерно 9 литров бензина. Японцы уверяют, что ни сильный мороз, ни включенный кондиционер, ни резкие ускорения не заставят PHEV «съедать» больше «десятки»...
Практика
Сразу раскроем карты: всё это чистая правда. Обещанное паспортными данными значение «1,9 л/100 км» обязательно появится на панели приборов. Более того, если верить интернет-форумам, с таким расходом ездят многие европейские владельцы «пхевов»! Условий — два. Во-первых, перед стартом батарея должна быть полностью заряжена, во-вторых, протяжённость маршрута не должна превышать 50 км, из которых примерно половину удастся проехать на «чистом электричестве».
А если вообще не заряжать батарею от сети? В зависимости от маршрута и числа рекуперативных торможений (степеней рекуперации шесть, нужную можно выбирать подрулевыми лепестками) PHEV будет потреблять 8-9 литров на «сотню», а в режиме Charge, когда батарея принудительно заряжается от движка, — 10-11 литров. Да, это меньше расхода обычной двухлитровой машины, но не кардинально.
Зато разгоняется самый экологичный из «Аутлендеров» на уровне 2,4-литрового собрата — с «пустой» батареей ускорение до 100 км/ч занимает 10,9 с, поэтому за рулём не ощущаешь, что гибридная версия примерно на 300 кг тяжелее бензиновой (снаряжённая масса — 1810 кг). А как PHEV ввинчивается внутрь поворотов! Центр тяжести стал ниже на 30 мм, плюс, электромоторы управляются так, чтобы поддержать изменение вектора тяги.
Выводы
Однако европейцы раскупают гибридные «Аутлендеры» не столько из-за экономичности или ездовых повадок. Им доступна и дизельная версия, которая весит всего полторы тонны, разгоняется до «сотни» за 10 секунд и в смешанном цикле потребляет смешные 4,9 литра солярки на 100 километров пробега. Но только приставка PHEV гарантирует бесплатную парковку, возможность ездить по выделенным полосам и весомые налоговые льготы — в Голландии благодаря последним «гибрид» стоит дешевле «дизеля»!
У нас ничего этого нет. И не предвидится. Вдобавок PHEV отличают меньший на 30 мм клиренс, отсутствие полноценной запаски, более скромный (477 л против 463 л) багажник и задранный на 5 см под ногами задних пассажиров пол... Но российский офис японской марки продолжает верить, что россияне вдруг начнут голосовать рублём за экологически чистое будущее и будут отдавать 2,5 млн рублей за гибрид, хотя щедро упакованная 3,0-литровая версия стоит почти на 600 тысяч меньше.
Быстро «отбить» покупку дорогого кроссовера удастся, только когда путь от дома до работы занимает не больше 50 км, притом и там, и там есть возможность пополнять запасы батареи. Для наших автомобилистов такой набор условий равносилен выводу «никогда». А значит, строчку «1,9 л/100 км» на панели приборов своего «Аутлендера» увидят немногие.
Бонус: когда секунды важнее литров
Знаете, кто одним из первых примерил обновлённый Outlander PHEV? Хироши Масуока! Тот самый «турбодед» (в марте японскому гонщику исполнится 56), что на внедорожниках Mitsubishi четырежды поднимался на пьедестал культового ралли-рейда «Дакар»: два раза, чтобы получить «золото», и два раза — «серебро». А теперь для ветерана построили специальную гоночную версию «гибрида»!
Гоночная версия «пхева» создана на базе серийной, но ёмкость батареи, мощности генератора и двигателя внутреннего сгорания были увеличены, а система управления электромоторами подкорректирована. Помимо обязательного каркаса и прочего оборудования безопасности, отметим увеличенные дорожный просвет и хода подвески, а также более крупные колёса. Команда обещает, что все ценные данные, полученные во время соревнования, будут использованы для разработки серийных моделей.
Масуока уверяет, что скоро весь мировой автоспорт перейдёт на электротягу. Но выглядеть такие гонки будут весьма своеобразно. Ралли-рейд. Серебристо-чёрно-красный внедорожник проходит связку поворотов — эффектно, быстро... Но ощущения, будто смотришь интересный фильм и вдруг, чёрт возьми, пропал звук! А главное, такую машину не замечают зрители — все занимаются своими делами, не ожидая, что сейчас из-за поворота выскочит один из самых крутых рейдовиков планеты. Привыкнем?