Когда автомобили ещё воспринимались как очередной технический курьез, само собой разумеющимся считался заказ кузова у стороннего производителя. Вот почему автомобили одной фирмы и даже одной модели очень часто были непохожи друг на друга. В начале ХХ века покупатель авто заказывал себе кузов и салон точно так же, как костюм или обувь. То есть шел к автомобильному «портному» — кузовщику, и подгонял машину под свои вкусовые предпочтения.
С началом производства автомобилей конвейерным способом надобность в услугах кузовщиков отпала, но многие фирмы премиум-сегмента, продолжали выпускать машины с кузовами от известных ателье. Практически до середины 60-х годов прошлого века Rolls-Royce, Cadillac, Mercedes-Benz, Bugatti сотрудничали с кузовными ателье, выпуская небольшие партии автомобилей для избранных клиентов.
![Под алюминиевым кузовом David Brown Speedback GT сложно узнать автомобиль-донор Jaguar XKR. Несмотря на измененную внешность, темперамент остался прежним - разгон до первой сотни занимает 4,8 с, а максимальная скорость ограничена на 250 км/ч. Под алюминиевым кузовом David Brown Speedback GT сложно узнать автомобиль-донор Jaguar XKR. Несмотря на измененную внешность, темперамент остался прежним - разгон до первой сотни занимает 4,8 с, а максимальная скорость ограничена на 250 км/ч.](https://resizer.mail.ru/p/ea3da3ea-9622-57e0-97ce-2d0a9ae80437/AQABKo6yKWVI3ALnljoO6T5LQzijV0mqZIcG2jITrc8A7toAc_ZZkqTka1nGeizFcte08hnfjqbciqT0pkUejR1uQyU.jpg)
Cпрос на услуги кузовных дел мастеров сохранился и до наших дней — при желании покупатель может найти себе автомобиль «индивидуального пошива». Например, не так давно в Великобритании появилось сразу две фирмы — David Brown и Lyonheart, предлагающие автомобили тем клиентам, которым требуется нечто особенное.
Причем выпуском автомобилей David Brown займется фирма Envisage Group, также занимающаяся сборкой Lyonheart K. Поэтому неудивительно, что в обоих случаях англичане используют спорткар Jaguar XKR, который «одевают» в новый кузов.
![Lyonheart K показывает, как мог бы выглядеть в наши дни культовый Jaguar E-Type. И как ездить — 550-сильная «восьмерка» позволяет разогнаться до 300 км/ч и преодолеть первую сотню за 3,9 с. Lyonheart K показывает, как мог бы выглядеть в наши дни культовый Jaguar E-Type. И как ездить — 550-сильная «восьмерка» позволяет разогнаться до 300 км/ч и преодолеть первую сотню за 3,9 с.](https://resizer.mail.ru/p/a8710889-fefa-56ee-bed7-976d226b8b39/AQAB_HCPja0EI8nN9PPvmYAvyTb1n0_Ll_FgWY4mFcR9oNUsu8L25ZHpehknIKAIxPQlKTxDJn5sZN0eoMDPJstu9g4.jpg)
Причем машине стараются придать сходство с культовыми моделями прошлого: David Brown предлагает современное видение того, как мог бы выглядеть спорткар Aston Martin DB5, а Lyonheart K является реинкарнацией знаменитого Jaguar E-Type.
Оба ателье рекламируют свои автомобили как сплав английского аристократизма, спортивных традиций, роскоши и современных технологий. Клиентам же предлагается за всё это заплатить, причем кругленькую сумму — David Brown Speedback GT оценен в 710 000 евро, а Lyonheart K в 495 000 евро.
![Zagato TZ3 Stradale даст фору многим суперкарам. Под капотом расположилась 600-сильная 8,4 литровая «десятка», с которой на пару трудится шестиступенчатая механическая КПП. Может, именно такого спорткара не хватает в модельном ряду Alfa Romeo? Zagato TZ3 Stradale даст фору многим суперкарам. Под капотом расположилась 600-сильная 8,4 литровая «десятка», с которой на пару трудится шестиступенчатая механическая КПП. Может, именно такого спорткара не хватает в модельном ряду Alfa Romeo?](https://resizer.mail.ru/p/1340472a-6253-5b31-89ae-584e769c171e/AQABKriH-OfYPL36y7OZdHBInhyqSSMaz_BsgNPdKF2YxW1uQdCpVs15l1NIFWvZJ6NaoWeWt9QUlyMsK1QfBV2NRQ8.jpg)
Итальянское ателье Zagato начало «одевать» автомобили в свои кузова ещё в двадцатые годы прошлого века. Большую часть своей истории Zagato сотрудничало с Alfa Romeo, и к столетнему юбилею своих партнеров был разработан спорткар Zagato TZ3 Stradale на основе американского Dodge Viper SRT10 ACE.
Причем итальянцы не просто скроили новый кузов из углепластика, но и доработали подвеску, рулевое и тормозную систему. Свою работу они оценили в полмиллиона евро с учетом тех $92 000, что стоит автомобиль-донор. Учитывая тираж в 9 экземпляров и объем проделанной работы, такая цена не кажется запредельной, ведь Zagato считается лидером в мире автомобильной моды.
![Несмотря на утонченную ретровнешность, под изящным кузовом GWA 300 SLC скрывается спорткар Mercedes-Benz SLS AMG, что говорит само за себя. Несмотря на утонченную ретровнешность, под изящным кузовом GWA 300 SLC скрывается спорткар Mercedes-Benz SLS AMG, что говорит само за себя.](https://resizer.mail.ru/p/b4f66f2c-a390-5f2a-a65d-c310ae022c9f/AQABbZ7JlfJ8HFq1RbdJI_wCt3rz77EJSrVW7SlsfmasZl4bYKjL1NnYnr_gwRF0k-SlRORG_EcJpA2e6P0v_hRNrXA.jpg)
А вот техасскому бизнесмену и основателю ателье GWA America Артуро Алонсо ещё предстоит заработать себе репутацию. Впрочем, все необходимое у него есть — каждый его автомобиль неизменно собирает хорошие отзывы.
Артуро Алонсо позиционирует себя как поклонника автомобилей 50-70 годов ХХ века, причем не важно, каких производителей, будь то Ferrari, Porsche или Mercedes-Benz. По мнению Алонсо, каждая фирма в тот период выпускала яркие автомобили, а главной его задачей является донести дух той эпохи. Одна из самых удачных работ ателье GWA America — родстер GWA 300 SLC, духовный наследник легендарного Mercedes-Benz 300 SC 1955 года.
Машина построена в единственном экземпляре по заказу одного толстосума, а донором выступил Mercedes-Benz SLS AMG. Который получил новый кузов из алюминия, съемную жесткую крышу, переработанный салон и регулируемую подвеску. Во сколько оценил свое творение Артуро Алонсо — неизвестно. Покупатель попросил не разглашать цену машины.
![Delahaye USA не имеет никакого отношения к одноименной французской фирме, гремевшей в 30-е годы прошлого века. Что американцы всячески подчеркивают, переосмысливая дизайнерские идеи не Delahaye, а Этторе и Жана Бугатти. Delahaye USA не имеет никакого отношения к одноименной французской фирме, гремевшей в 30-е годы прошлого века. Что американцы всячески подчеркивают, переосмысливая дизайнерские идеи не Delahaye, а Этторе и Жана Бугатти.](https://resizer.mail.ru/p/9359f3e7-9233-595b-8cfa-138cba4bcecd/AQABezdS0rG0GWQFT6hT7O7fAHGolUrfHq96YSTeceEfpQoT_93jk6ApAUczjrg8NV-o3c1Tuak-MaipCuOMDpkcJaA.jpg)
Американское кузовное ателье — Delahaye USA, пошло ещё дальше и вообще отказалось от использования машины-донора, предоставляя клиентам полностью собственную разработку, стилизованную под Bugatti Type 57S 1936 года. Машина с длинным названием Delahaye USA Bella Figura Type 57S Coupe выпускается как с алюминиевым, так и с углепластиковым кузовом и стоит 450 000 или 250 000 долларов соответственно.
Причем за эти деньги автомобиль продается без двигателя и коробки передач (их клиент выбирает сам). Delahaye USA Bella Figura Type 57S Coupe продается только в США и Великобритании, поэтому в первом случае ателье рекомендует использовать двигатель и КПП General Motors, а для реализованных на английском рынке машин оптимальным вариантом считаются моторы Jaguar. Delahaye USA Bella Figura Type 57S Coupe выпускается штучно, является коллекционной редкостью, и встретить этот ретро-кар можно исключительно на выставках автомобильной красоты.
![Японская Mitsuoka Himiko наглядно демонстрирует, во что можно превратить массовый родстер Mazda MX-5 за относительно небольшие деньги. Полностью изменив кузов, инженеры Mitsuoka оставили на месте 170-сильный двигатель и шестиступенчатый «автомат». Японская Mitsuoka Himiko наглядно демонстрирует, во что можно превратить массовый родстер Mazda MX-5 за относительно небольшие деньги. Полностью изменив кузов, инженеры Mitsuoka оставили на месте 170-сильный двигатель и шестиступенчатый «автомат».](https://resizer.mail.ru/p/6a27f656-8cb9-5d46-9909-c8f6e3dec7ea/AQAB1yE0TZ2IQmqhw96A158jSojG5tX5sdUyKJJK0Krfrh4XCYtQqty1cvLAAITxOGhopfsv3HD4dtpx6bSw-yNS-zw.jpg)
Иная философия у японской фирмы Mitsuoka, которая хоть и занимается изготовлением кузовов для моделей ряда японских компаний, но при этом официально числится не кузовным ателье, а полноценным автопроизводителем.
Mitsuoka не только имеет в своем модельном ряду самостоятельно разработанный спорткар Orochi, но и ставит собственные VIN-номера на остальную продукцию. В отличие от своих европейских и американских коллег, Mitsuoka выпускает «массовые» автомобили.
Иногда чуть больше тысячи в год, иногда меньше. Некоторые модели Mitsuoka, такие, как Viewt или Ryuga, получают не полноценный «костюм», а, скорее, «заплатки» на передней и задней частях кузова, а вот родстер Mitsuoka Himiko, он же бывший Mazda MX-5, обзавелся полноценным, оригинальным кузовом. По сравнению с автомобилем-донором Mazda MX-5, Mitsuoka Himiko стал заметно крупнее и получил удлиненную колесную базу.
![Bilenkin Classic Cars Vintage, выпускающийся при участии московского дизайн-бюро Cardi, намекает на то, как можно стилизовать под ретро автомобиль BMW 3 серии. Если он вдруг настолько надоест владельцу, что тот решится его полностью «переформатировать» Bilenkin Classic Cars Vintage, выпускающийся при участии московского дизайн-бюро Cardi, намекает на то, как можно стилизовать под ретро автомобиль BMW 3 серии. Если он вдруг настолько надоест владельцу, что тот решится его полностью «переформатировать»](https://resizer.mail.ru/p/a6ddd6f6-5ade-5aea-b766-f06a14f2d19d/AQABy371EHHdr6kbNsapjg6_3b-K20oq-sqY0CcWI15kTjgtODUzBY7hzN9doliK8-crjtVgQ1xc-D-5sT1TBj6FbVo.jpg)
В России также есть фирмы, которые с полным правом могут называться кузовными ателье. Например, основанный еще в 1998 году «Фонд авторских автомобилей AGATA» и ателье Bilenkin Classic Cars, представившее в 2015 году на автосалоне в Дубае ретро-купе Bilenkin Vintage. AGATA чаще всего строится на агрегатной базе Toyota, а Bilenkin использует старую BMW 3-й серии.
И в том, и другом случае изготавливается полностью новый кузов и салон, а AGATA для модели Toyman разработала ещё и стальной монокок. Подобные переделки при большом объеме ручной работы увеличивают цену автомобиля в несколько раз. Например, тот же Bilenkin Vintage стоит от 130 000 и до 250 000 евро, хотя подержанную «трешку» в отличном состоянии можно купить за 20-30 тысяч.
![Agata Toyman тоже хочет казаться похожим на довоенный автомобиль, хотя в её основе лежит удлиненное шасси Toyota Crown, от которого также позаимствован трехлитровый 220-сильный двигатель и пятиступенчатая АКПП. Agata Toyman тоже хочет казаться похожим на довоенный автомобиль, хотя в её основе лежит удлиненное шасси Toyota Crown, от которого также позаимствован трехлитровый 220-сильный двигатель и пятиступенчатая АКПП.](https://resizer.mail.ru/p/d31084dd-641d-52a2-8f2d-94be0d777876/AQABv81DtZmQ73ixlj0HN_3PRtxupjGGACqcie1oWUHTzOJkbQsb1ABCm5fjXLfdTgi8eQFM7yC8X-F53pEs8R06q9M.jpg)
В мире, как и в России, существует особая категория автомобилистов — причем весьма обеспеченных, которые к автомобилю относятся именно как к роскоши, а не только как к средству передвижения. Вот для них и работают кузовные ателье, разрабатывая каждый год новую коллекцию «автомобильной одежды».
И хотя время кузовных ателье, таких, как Brewster, Le Baron, Carrozerria Castangnia, Trickford и др., давно ушло, спрос на оригинальные кузова сохраняется. Если раньше кузовных ателье было сотни, то сейчас их количество сократилось едва ли не до двух десятков.
![](https://resizer.mail.ru/p/9e6762fc-da65-52ca-ac03-b3d6350eff29/AQABB0LMCtoDgscUWyyWVa1yfIpXvz9u53tjTs7U2LyojbG8NAFAkZiv8bjPIrIWqNsg0_GB2B_Wp7DdjrHowuSOzvA.jpg)
Тем более, что с некоторых пор часть их работы с успехом делают тюнинг-ателье. При наличии хорошо оплаченного заказа, и те, и другие способны сделать практически любую работу. Тем не менее, кузовных дел мастера всегда будут иметь более высокий статус, как представители настоящего искусства. Ведь одеть автомобиль в безупречный «костюм» могут только настоящие кутюрье.