Когда автомобили ещё воспринимались как очередной технический курьез, само собой разумеющимся считался заказ кузова у стороннего производителя. Вот почему автомобили одной фирмы и даже одной модели очень часто были непохожи друг на друга. В начале ХХ века покупатель авто заказывал себе кузов и салон точно так же, как костюм или обувь. То есть шел к автомобильному «портному» — кузовщику, и подгонял машину под свои вкусовые предпочтения.
С началом производства автомобилей конвейерным способом надобность в услугах кузовщиков отпала, но многие фирмы премиум-сегмента, продолжали выпускать машины с кузовами от известных ателье. Практически до середины 60-х годов прошлого века Rolls-Royce, Cadillac, Mercedes-Benz, Bugatti сотрудничали с кузовными ателье, выпуская небольшие партии автомобилей для избранных клиентов.
Cпрос на услуги кузовных дел мастеров сохранился и до наших дней — при желании покупатель может найти себе автомобиль «индивидуального пошива». Например, не так давно в Великобритании появилось сразу две фирмы — David Brown и Lyonheart, предлагающие автомобили тем клиентам, которым требуется нечто особенное.
Причем выпуском автомобилей David Brown займется фирма Envisage Group, также занимающаяся сборкой Lyonheart K. Поэтому неудивительно, что в обоих случаях англичане используют спорткар Jaguar XKR, который «одевают» в новый кузов.
Причем машине стараются придать сходство с культовыми моделями прошлого: David Brown предлагает современное видение того, как мог бы выглядеть спорткар Aston Martin DB5, а Lyonheart K является реинкарнацией знаменитого Jaguar E-Type.
Оба ателье рекламируют свои автомобили как сплав английского аристократизма, спортивных традиций, роскоши и современных технологий. Клиентам же предлагается за всё это заплатить, причем кругленькую сумму — David Brown Speedback GT оценен в 710 000 евро, а Lyonheart K в 495 000 евро.
Итальянское ателье Zagato начало «одевать» автомобили в свои кузова ещё в двадцатые годы прошлого века. Большую часть своей истории Zagato сотрудничало с Alfa Romeo, и к столетнему юбилею своих партнеров был разработан спорткар Zagato TZ3 Stradale на основе американского Dodge Viper SRT10 ACE.
Причем итальянцы не просто скроили новый кузов из углепластика, но и доработали подвеску, рулевое и тормозную систему. Свою работу они оценили в полмиллиона евро с учетом тех $92 000, что стоит автомобиль-донор. Учитывая тираж в 9 экземпляров и объем проделанной работы, такая цена не кажется запредельной, ведь Zagato считается лидером в мире автомобильной моды.
А вот техасскому бизнесмену и основателю ателье GWA America Артуро Алонсо ещё предстоит заработать себе репутацию. Впрочем, все необходимое у него есть — каждый его автомобиль неизменно собирает хорошие отзывы.
Артуро Алонсо позиционирует себя как поклонника автомобилей 50-70 годов ХХ века, причем не важно, каких производителей, будь то Ferrari, Porsche или Mercedes-Benz. По мнению Алонсо, каждая фирма в тот период выпускала яркие автомобили, а главной его задачей является донести дух той эпохи. Одна из самых удачных работ ателье GWA America — родстер GWA 300 SLC, духовный наследник легендарного Mercedes-Benz 300 SC 1955 года.
Машина построена в единственном экземпляре по заказу одного толстосума, а донором выступил Mercedes-Benz SLS AMG. Который получил новый кузов из алюминия, съемную жесткую крышу, переработанный салон и регулируемую подвеску. Во сколько оценил свое творение Артуро Алонсо — неизвестно. Покупатель попросил не разглашать цену машины.
Американское кузовное ателье — Delahaye USA, пошло ещё дальше и вообще отказалось от использования машины-донора, предоставляя клиентам полностью собственную разработку, стилизованную под Bugatti Type 57S 1936 года. Машина с длинным названием Delahaye USA Bella Figura Type 57S Coupe выпускается как с алюминиевым, так и с углепластиковым кузовом и стоит 450 000 или 250 000 долларов соответственно.
Причем за эти деньги автомобиль продается без двигателя и коробки передач (их клиент выбирает сам). Delahaye USA Bella Figura Type 57S Coupe продается только в США и Великобритании, поэтому в первом случае ателье рекомендует использовать двигатель и КПП General Motors, а для реализованных на английском рынке машин оптимальным вариантом считаются моторы Jaguar. Delahaye USA Bella Figura Type 57S Coupe выпускается штучно, является коллекционной редкостью, и встретить этот ретро-кар можно исключительно на выставках автомобильной красоты.
Иная философия у японской фирмы Mitsuoka, которая хоть и занимается изготовлением кузовов для моделей ряда японских компаний, но при этом официально числится не кузовным ателье, а полноценным автопроизводителем.
Mitsuoka не только имеет в своем модельном ряду самостоятельно разработанный спорткар Orochi, но и ставит собственные VIN-номера на остальную продукцию. В отличие от своих европейских и американских коллег, Mitsuoka выпускает «массовые» автомобили.
Иногда чуть больше тысячи в год, иногда меньше. Некоторые модели Mitsuoka, такие, как Viewt или Ryuga, получают не полноценный «костюм», а, скорее, «заплатки» на передней и задней частях кузова, а вот родстер Mitsuoka Himiko, он же бывший Mazda MX-5, обзавелся полноценным, оригинальным кузовом. По сравнению с автомобилем-донором Mazda MX-5, Mitsuoka Himiko стал заметно крупнее и получил удлиненную колесную базу.
В России также есть фирмы, которые с полным правом могут называться кузовными ателье. Например, основанный еще в 1998 году «Фонд авторских автомобилей AGATA» и ателье Bilenkin Classic Cars, представившее в 2015 году на автосалоне в Дубае ретро-купе Bilenkin Vintage. AGATA чаще всего строится на агрегатной базе Toyota, а Bilenkin использует старую BMW 3-й серии.
И в том, и другом случае изготавливается полностью новый кузов и салон, а AGATA для модели Toyman разработала ещё и стальной монокок. Подобные переделки при большом объеме ручной работы увеличивают цену автомобиля в несколько раз. Например, тот же Bilenkin Vintage стоит от 130 000 и до 250 000 евро, хотя подержанную «трешку» в отличном состоянии можно купить за 20-30 тысяч.
В мире, как и в России, существует особая категория автомобилистов — причем весьма обеспеченных, которые к автомобилю относятся именно как к роскоши, а не только как к средству передвижения. Вот для них и работают кузовные ателье, разрабатывая каждый год новую коллекцию «автомобильной одежды».
И хотя время кузовных ателье, таких, как Brewster, Le Baron, Carrozerria Castangnia, Trickford и др., давно ушло, спрос на оригинальные кузова сохраняется. Если раньше кузовных ателье было сотни, то сейчас их количество сократилось едва ли не до двух десятков.
Тем более, что с некоторых пор часть их работы с успехом делают тюнинг-ателье. При наличии хорошо оплаченного заказа, и те, и другие способны сделать практически любую работу. Тем не менее, кузовных дел мастера всегда будут иметь более высокий статус, как представители настоящего искусства. Ведь одеть автомобиль в безупречный «костюм» могут только настоящие кутюрье.