Экспедиция "Евразия-2003" закончилось

И вот - последний этап: Хабаровск - Владивосток. Мы так его ждали! И он наступил...

24-го августа поутру колонна стартовала на Владивосток. Впереди - 750 км хорошей асфальтовой дороги (правда, есть на трассе 19 разрывов в асфальте, где его ненадолго сменяет щебенка; в этом году дорожники обещают ликвидировать три из них). В этот день по просьбе приморских властей решили в город не въезжать, чтобы перенести торжественный момент с позднего вечера на день. Обедали в Дальнереченске, возле которого, оказывается, проходили бои за остров Даманский, а заночевали в маленьком городке Спасске-Дальнем (помните слова из песни: "штурмовые ночи Спасска..." - так это о нем!). А утром 25-го, слегка отмыв автомобили от дорожной пыли, двинулись к столице Приморья. Символично, но в качестве автомобилей сопровождения выступали две праворульные "Тойоты" краевого ГАИ... Честно говоря, мы немного побаивались "теплой" встречи во Владивостоке. В канун нашего приезда группа местных автолюбителей пыталась организовать встречный пробег - до Москвы на подержанных "японках", таким образом выступив в защиту "правого" руля. А на знаменитом авторынке "Зеленый угол" даже соорудили памятник отечественному автопрому, залив бетоном древнюю "копейку". Раздавались угрозы и в наш адрес - дескать, любых представителей российской автопромышленности встретим тухлыми яйцами и гнилыми помидорами. Но встреча превзошла все наши ожидания! На центральной площади, чтобы встретить нас, собрались не только представители краевой администрации, а так же традиционные девушки в кокошниках и с хлебом-солью, но и сотни (по прикидкам сотрудников милиции - не меньше 500) жителей Владивостока и края! Такого искреннего интереса к нашему пробегу мы даже не ожидали! Свои поздравления передал и губернатор края, который, к сожалению, сам присутствовать на церемонии не смог - незадолго до этого недалеко столкнулись 2 вертолета, и он срочно выехал на место трагедии. А пока шла пресс-конференция, на которой местные журналисты "мучили" участников экспедиции, руководителей дорожной отрасли и местного отделения "Росгосстраха", простые жители города с любопытством осматривали наши автомобили - таких здесь еще не видели. Вопросам не было числа - видимо, и здесь, в этом "царстве праворуких" новые российские иномарки найдут своих покупателей. А потом колонна автомобилей отправилась на стоянку, а все участники экспедиции - на городской пляж, чтобы "омыть ноги" в Тихом океане. Вода в этот день была на удивление теплой, да и вообще погода задалась: день стоял солнечный, жаркий. А уже на следующее утро половина участников экспедиции улетела в Москву, а остальные были заняты технической работы - автомобили предстояло сдать на отправку по железной дороге в Москву. А там, по приезде, их тщательнейшим образом осмотрят и диагностируют, чтобы вынести окончательный вердикт. Словом, экспедиция выполнила все поставленные перед ней задачи. На обычных, серийных автомобилях за 25 дней мы прошли 10500 км (из которых больше 1000 км по грунтовым дорогам и столько же - по бездорожью) и доказали: есть сквозной проезд с запада на восток страны! Все наши автомобили с честью прошли это нелегкое испытание, практически без потерь (оторванные брызговики и пробитые шины не в счет), тем самым подтвердив: они созданы для российских дорог. (Мы даже не смогли определить явного лидера среди них и решили сделать это позже, по результатам диагностирования.) И самое главное - во время бесчисленных встреч мы познакомились с тысячами простых автолюбителей, узнали их мнения о российских автомобилях и наших дорогах, о журнале "За рулем", и это поможет нам делать его еще лучше. И еще один маленький вывод: хотя нам, к счастью, не пришлось обращаться за помощью в компанию "Росгосстрах", которая застраховала все наши автомобили, общение с автомобилистами и представителями компании во всех регионах России показало: закон об обязательном страховании гражданской ответственности уже действует. Экспедиция "Евразия-2003" закончилось, и очень грустно расставаться. Трудно представить, что завтра с утра уже не прозвучит команда: "По машинам!", не будет бесконечной дороги и мелькания километровых столбов, новых городов и новых встреч... Но для себя мы решили: это путешествие, которое заставило нас иначе взглянуть на нашу Родину и по-новому ее оценить, не будет последним. Куда ляжет дорога дальше? Еще точно не знаем, но планы уже есть... До свидания, "Евразия-2003"! Здравствуй, дорога завтрашнего дня!