Встретились две легенды — наша и японская. Мистические Уральские горы — стык Европы с Азией, сокрывший в своих каменных складках множество тайн. И тойотовская «Двухсотка», о которой знает каждый первый, а мечтает купить каждый второй. Шутка ли, самый популярный внедорожник в своём классе! Почему? Потому что универсальный, надёжный и престижный — Land Cruiser 200 уместно выглядит везде: хоть у Кремля, хоть в арабской пустыне.
65 лет «Крузаки» разных поколений колесят по миру, а нынешнее в строю уже восьмой год. Не пора ли на покой? Нет, ответили японцы и ограничились очередной модернизацией. Поэтому фанатам автомобильного хардкора рано пить валидол. Здесь по-прежнему всё по фэн-шую: только V8, рама, жёсткий задний мост и честный «железный» полный привод с самоблоком Torsen. Что тогда нового? Тройной успокоительный эффект, с которым и зимний Урал нипочём!
No 1 — Паззл сложился
Во-первых, Land Cruiser 200 стал удобнее. Салон, как и раньше, поражает размерами, багажник — объёмом. В океане простора ты просто растворяешься. Зато окружающих давишь авторитетом — эй, что там за мелюзга путается под колёсами? Поберегись! Вот только управлять этим мастодонтом теперь много проще.
На прежней «Двухсотке» кнопки и переключатели были рассыпаны по передней панели в каком-то хаотичном порядке. Теперь из отдельных паззлов сложилась чёткая мозаика функциональных зон. Принцип такой: наверху «торпедо» — только мультимедиа, в центре — климат и музыка, а вокруг селектора автомата — пульт внедорожных систем. Даже с похмелья не запутаетесь.
На вид интерьер тоже стал солиднее. Поначалу не понимаешь — с чего бы? Но потом замечаешь неуловимые для беглого взгляда детали. Например, другой руль с удобными кнопками. Приливы по бокам центральной консоли теперь целиком обёрнуты в кожу. Прихорошились панели дверей, да и голого пластика поубавилось. А ведь это именно те мелочи, из которых складывается ощущение добротности и качества.
Подтянулась электроника. Появилась беспроводная зарядка для мобильника. Старомодные указатели вроде температуры масла или вольтметра ушли на периферию комбинации приборов, уступив место крупному дисплею борткомпьютера. Основной сенсорный экран на версиях «Люкс» и выше прирос диагональю с 8 до 9 дюймов. Жаль только начинка особо не изменилась. Право слово, нелепо на машине за три (как минимум!) миллиона рублей наблюдать графику, словно в «Морском бое» из Музея советских игровых автоматов.
Увы, подобных странностей у «Крузака» хватает. Неужели сложно было организовать тройное мигание поворотников при лёгком касании рычага и не прятать включение обогрева ветрового стекла в недрах климатического меню? Или добавить ещё парочку USB-слотов к единственному (!) имеющемуся? И почему, когда в сумерках салон озаряется мягкой и приятной контурной подсветкой, иллюминация кнопок начинает утомлять глаза ядовито-голубым, словно это Hyundai Solaris или старый «Фольксваген»? Заместитель главного инженера Такаки Мизуно лишь развёл руками — учтём на будущее!
No 2 — Увижу — приторможу
Но на эти проколы японцам есть чем ответить. Впервые Toyota поставила на модель для России комплекс Safety Sense. Помимо уже известных систем автоматического дальнего света и сигнализации о выходе из полосы, он вобрал в себя 4 новые функции: распознавание дорожных знаков, контроль усталости водителя, предупреждение о фронтальном столкновении и адаптивный круиз-контроль.
Не хватает только алгоритма распознавания пешеходов, доступного для других рынков. Отчего же нас обделили? Такаки Мизуно признаётся — перестраховались. Уж слишком много неизвестных приходится решать электронике, считывающей незримыми «пальцами» российские дороги. Грязь, снег, отсутствие освещения и разметки снижают эффективность систем. И действительно — на заметённых уральских трактах у Safety Sense порой не всё шло гладко.
Меньше всего вопросов у меня возникло к адаптивному круизу. Он адекватно работал не только на трассах, но и в городах. Поддерживал дистанцию плавно, не пугался перестроений и неожиданных препятствий. Хороший помощник. Жаль, отключается на скоростях ниже 40 км/ч. А ведь на породистых «немцах» круиз может трудиться даже в пробках!
Экстренно тормозить до полной остановки «Крузак» пока тоже не научился. В случае опасного сближения с препятствием автомобиль способен лишь сбросить 15 км/ч, тем самым снизив тяжесть удара, но не исключив его вероятность.
Зато система распознавания знаков помогла сэкономить немало денег. Ограничений скорости в окрестностях Екатеринбурга и Нижнего Тагила полно, равно как и гаишников в засаде. Так вот, электроника всегда давала нужные подсказки, лишь иногда путалась. К примеру, знак лимита массы 30 т она транслировала на дисплей в виде 30 км/ч.
Ну а контроль усталости — это, считайте, таймер обратного отсчёта. Даже если не раздражать систему сигнализации выхода из полосы, то «Крузак» через несколько часов по-любому попросит вас выпить кофе, поскольку вы слишком долго сидите за рулём.
Так стоит ли переплачивать за Safety Sense 42 000 рублей? Конечно, железной необходимости в этом нет. Но вспомним банальность: в один прекрасный момент эти помощники могут сберечь не только ваши нервы, но и жизнь. Так что хуже от них точно не будет.
No 3 — Ты едешь быстро, я — везде
Пофигизм. Именно так можно описать отношение Land Cruiser 200 к тому, что перемалывают его колёса. Он — как боевой слон в атаке. Бегущая многотонная махина, сметающая всё на своём пути. Понеслась — не остановить. У владельцев прежних «Двухсоток» к тормозам действительно были нарекания. Японцы их учли, увеличив диаметр передних тормозных дисков и доработав гидравлику. Помогло!
«Жирные» шины, непробиваемые подвески, довольно точное для рамного вездехода рулевое управление делают Land Cruiser идеальным «дальнобоем». Не случайно мы засекли на улицах Екатеринбурга «Двухсотку» с московскими номерами — на таком крейсере махнуть пару тысяч километров за раз не составит труда.
Увы, естественным ограничителем скорости для «Крузака» по-прежнему выступают раскачка и крены. Уникальная система управления амортизаторами и стабилизаторами KDSS вроде бы стала точнее, но по факту это не особо помогает. При перекладках руля гигантская инерция разбалтывает машину, поперечные волны в поворотах заставляют массивный внедорожник колыхаться по диагонали.
В общем, оправданно, что с обновлением Land Cruiser не стал быстрее. Могучий бензиновый V8 (4,6 л, 309 л.с.) вообще не изменился и по-прежнему люто «валит» по прямой, а турбодизель V8 1VD-FTV 4,5 л хоть и прибавил силёнок (249 л.с. против 235 ранее), но на асфальте приблизиться по динамике к флагману так и не смог.
И всё же дизельный «Крузак» выгоднее. Во-первых, он экономичнее, во-вторых — остался в выгодной налоговой зоне, а в-третьих — им гораздо проще управлять на бездорожье. Там, где бензиновая машина требовала ювелирной работы газом и норовила закопаться, «Двухсотка» на солярке уверенно шла внатяг. Сыграл свою роль увеличенный с 615 до 650 Н∙м максимальный крутящий момент, доступный с 1800 об/мин.
Но в итоге нам это не помогло. На сторону Урала встала погода. Снежная целина становилась всё глубже, метель — сильнее. Уже включены принудительная блокировка «центра», понижайка, задействованы системы Crawl Control (позволяет ползти с черепашьей скоростью) и Multi-terrain Select, адаптирующая настройки машины к типу покрытия. Увесистые «Крузаки» медленно пробивали колею, но всё чаще их приходилось толкать и откапывать. На третий день пути жалкие 8 км мы ползли около 12 часов! Ещё чуть-чуть и пришлось бы ночевать в лесу, сжигая шины, чтобы согреться. Разворачиваемся...
До целей — перевала Дятлова и границы с Азией — мы в этот раз не добрались. Но все остались довольны. Ведь «Крузаки» отправились на маршрут в совершенно стандартном виде — даже покрышки были обычной шиповкой. И никого это не испугало. А значит, Land Cruiser, следующий ход за тобой. Ты один из немногих внедорожников, кто ещё способен бесстрашно тягаться с природной стихией, оставаясь самим собой. Долгих лет!