Обновлённый «Крузак». Три причины не бояться

Жути нагнали будь здоров! Покорить в мороз заснеженный Урал, увидеть таинственный перевал Дятлова, позиции ядерных ракет... А у нас из козырей только Land Cruiser 200. Сдюжит ли?
Юрий Урюков

Встретились две легенды — наша и японская. Мистические Уральские горы — стык Европы с Азией, сокрывший в своих каменных складках множество тайн. И тойотовская «Двухсотка», о которой знает каждый первый, а мечтает купить каждый второй. Шутка ли, самый популярный внедорожник в своём классе! Почему? Потому что универсальный, надёжный и престижный — Land Cruiser 200 уместно выглядит везде: хоть у Кремля, хоть в арабской пустыне.

65 лет «Крузаки» разных поколений колесят по миру, а нынешнее в строю уже восьмой год. Не пора ли на покой? Нет, ответили японцы и ограничились очередной модернизацией. Поэтому фанатам автомобильного хардкора рано пить валидол. Здесь по-прежнему всё по фэн-шую: только V8, рама, жёсткий задний мост и честный «железный» полный привод с самоблоком Torsen. Что тогда нового? Тройной успокоительный эффект, с которым и зимний Урал нипочём!

No 1 — Паззл сложился

Во-первых, Land Cruiser 200 стал удобнее. Салон, как и раньше, поражает размерами, багажник — объёмом. В океане простора ты просто растворяешься. Зато окружающих давишь авторитетом — эй, что там за мелюзга путается под колёсами? Поберегись! Вот только управлять этим мастодонтом теперь много проще.

На прежней «Двухсотке» кнопки и переключатели были рассыпаны по передней панели в каком-то хаотичном порядке. Теперь из отдельных паззлов сложилась чёткая мозаика функциональных зон. Принцип такой: наверху «торпедо» — только мультимедиа, в центре — климат и музыка, а вокруг селектора автомата — пульт внедорожных систем. Даже с похмелья не запутаетесь.

Бюджет обновления составил 2/3 от разработки новой машины. Во многом потому, что пришлось перекраивать электронику салона

На вид интерьер тоже стал солиднее. Поначалу не понимаешь — с чего бы? Но потом замечаешь неуловимые для беглого взгляда детали. Например, другой руль с удобными кнопками. Приливы по бокам центральной консоли теперь целиком обёрнуты в кожу. Прихорошились панели дверей, да и голого пластика поубавилось. А ведь это именно те мелочи, из которых складывается ощущение добротности и качества.

Подтянулась электроника. Появилась беспроводная зарядка для мобильника. Старомодные указатели вроде температуры масла или вольтметра ушли на периферию комбинации приборов, уступив место крупному дисплею борткомпьютера. Основной сенсорный экран на версиях «Люкс» и выше прирос диагональю с 8 до 9 дюймов. Жаль только начинка особо не изменилась. Право слово, нелепо на машине за три (как минимум!) миллиона рублей наблюдать графику, словно в «Морском бое» из Музея советских игровых автоматов.

Формально Land Cruiser не подорожал и стоит от 2 999 000 рублей. Но это будет машина без музыки и с тканевым салоном. Нормально оснащённый вариант «Элеганс» тянет минимум на 3 852 000 рублей, а за самый крутой «Крузак» в краске перламутр просят 4 432 000 рублей

Увы, подобных странностей у «Крузака» хватает. Неужели сложно было организовать тройное мигание поворотников при лёгком касании рычага и не прятать включение обогрева ветрового стекла в недрах климатического меню? Или добавить ещё парочку USB-слотов к единственному (!) имеющемуся? И почему, когда в сумерках салон озаряется мягкой и приятной контурной подсветкой, иллюминация кнопок начинает утомлять глаза ядовито-голубым, словно это Hyundai Solaris или старый «Фольксваген»? Заместитель главного инженера Такаки Мизуно лишь развёл руками — учтём на будущее!

6фотографий
На Урале полно интересного. Косьвинский Камень — вроде бы просто гора, а на деле — подземный командный пункт системы «Периметр», способной нанести ответный ядерный удар, даже если никого в живых не останется. А вот Верхотурье — самый старый, но самый малочисленный город Свердловской области. Зато со своим Кремлём и монастырём!

No 2 — Увижу — приторможу

Но на эти проколы японцам есть чем ответить. Впервые Toyota поставила на модель для России комплекс Safety Sense. Помимо уже известных систем автоматического дальнего света и сигнализации о выходе из полосы, он вобрал в себя 4 новые функции: распознавание дорожных знаков, контроль усталости водителя, предупреждение о фронтальном столкновении и адаптивный круиз-контроль.

Не хватает только алгоритма распознавания пешеходов, доступного для других рынков. Отчего же нас обделили? Такаки Мизуно признаётся — перестраховались. Уж слишком много неизвестных приходится решать электронике, считывающей незримыми «пальцами» российские дороги. Грязь, снег, отсутствие освещения и разметки снижают эффективность систем. И действительно — на заметённых уральских трактах у Safety Sense порой не всё шло гладко.

Меньше всего вопросов у меня возникло к адаптивному круизу. Он адекватно работал не только на трассах, но и в городах. Поддерживал дистанцию плавно, не пугался перестроений и неожиданных препятствий. Хороший помощник. Жаль, отключается на скоростях ниже 40 км/ч. А ведь на породистых «немцах» круиз может трудиться даже в пробках!

Экстренно тормозить до полной остановки «Крузак» пока тоже не научился. В случае опасного сближения с препятствием автомобиль способен лишь сбросить 15 км/ч, тем самым снизив тяжесть удара, но не исключив его вероятность.

Зато система распознавания знаков помогла сэкономить немало денег. Ограничений скорости в окрестностях Екатеринбурга и Нижнего Тагила полно, равно как и гаишников в засаде. Так вот, электроника всегда давала нужные подсказки, лишь иногда путалась. К примеру, знак лимита массы 30 т она транслировала на дисплей в виде 30 км/ч.

8
Американским «Крузакам» с мотором V8 5,7 л достался новый восьмиступенчатый автомат. Нашим же машинам положена только проверенная временем шестиступенчатая коробка

Ну а контроль усталости — это, считайте, таймер обратного отсчёта. Даже если не раздражать систему сигнализации выхода из полосы, то «Крузак» через несколько часов по-любому попросит вас выпить кофе, поскольку вы слишком долго сидите за рулём.

Так стоит ли переплачивать за Safety Sense 42 000 рублей? Конечно, железной необходимости в этом нет. Но вспомним банальность: в один прекрасный момент эти помощники могут сберечь не только ваши нервы, но и жизнь. Так что хуже от них точно не будет.

7
Основными конкурентами Land Cruiser 200 в «Тойоте» видят Nissan Patrol (от 3 850 000 рублей), Mercedes-Benz GL (от 4 820 000 рублей) и Range Rover Sport (от 4 122 000 рублей)

No 3 — Ты едешь быстро, я — везде

Пофигизм. Именно так можно описать отношение Land Cruiser 200 к тому, что перемалывают его колёса. Он — как боевой слон в атаке. Бегущая многотонная махина, сметающая всё на своём пути. Понеслась — не остановить. У владельцев прежних «Двухсоток» к тормозам действительно были нарекания. Японцы их учли, увеличив диаметр передних тормозных дисков и доработав гидравлику. Помогло!

6фотографий
Начиная с уровня «Элеганс» Land Cruiser получил дополнительный топливный бак на 45 л. С ним даже «бензинка» может проехать за раз свыше 1200 км. Но он полагается только пятиместным версиям и дизелям без люка. Иначе полная масса выходит за легковые 3500 кг

«Жирные» шины, непробиваемые подвески, довольно точное для рамного вездехода рулевое управление делают Land Cruiser идеальным «дальнобоем». Не случайно мы засекли на улицах Екатеринбурга «Двухсотку» с московскими номерами — на таком крейсере махнуть пару тысяч километров за раз не составит труда.

Увы, естественным ограничителем скорости для «Крузака» по-прежнему выступают раскачка и крены. Уникальная система управления амортизаторами и стабилизаторами KDSS вроде бы стала точнее, но по факту это не особо помогает. При перекладках руля гигантская инерция разбалтывает машину, поперечные волны в поворотах заставляют массивный внедорожник колыхаться по диагонали.

7
Форсированный дизель получил не только новый софт, но и сажевые фильтры. Переход на «Евро-5» японцев не смущает — оказывается, они без ведома российского офиса брали пробы нашего топлива и потому уверены в его качестве

В общем, оправданно, что с обновлением Land Cruiser не стал быстрее. Могучий бензиновый V8 (4,6 л, 309 л.с.) вообще не изменился и по-прежнему люто «валит» по прямой, а турбодизель V8 1VD-FTV 4,5 л хоть и прибавил силёнок (249 л.с. против 235 ранее), но на асфальте приблизиться по динамике к флагману так и не смог.

И всё же дизельный «Крузак» выгоднее. Во-первых, он экономичнее, во-вторых — остался в выгодной налоговой зоне, а в-третьих — им гораздо проще управлять на бездорожье. Там, где бензиновая машина требовала ювелирной работы газом и норовила закопаться, «Двухсотка» на солярке уверенно шла внатяг. Сыграл свою роль увеличенный с 615 до 650 Н∙м максимальный крутящий момент, доступный с 1800 об/мин.

15
В системе Multi-terrain Select появился режим Auto. Он включается вместе с «внедорожным круизом» Crawl Control. Но полностью полагаться на эту связку в снегу нельзя — машина резко трогается и норовит закопаться. Чтобы этого не случилось, надо «ловить» её газом самому. Не получилось? Зовите подмогу и доставайте лопату

Но в итоге нам это не помогло. На сторону Урала встала погода. Снежная целина становилась всё глубже, метель — сильнее. Уже включены принудительная блокировка «центра», понижайка, задействованы системы Crawl Control (позволяет ползти с черепашьей скоростью) и Multi-terrain Select, адаптирующая настройки машины к типу покрытия. Увесистые «Крузаки» медленно пробивали колею, но всё чаще их приходилось толкать и откапывать. На третий день пути жалкие 8 км мы ползли около 12 часов! Ещё чуть-чуть и пришлось бы ночевать в лесу, сжигая шины, чтобы согреться. Разворачиваемся...

Для тех, кому лень читать. Почти все обновления «Крузака» за 50 секунд

До целей — перевала Дятлова и границы с Азией — мы в этот раз не добрались. Но все остались довольны. Ведь «Крузаки» отправились на маршрут в совершенно стандартном виде — даже покрышки были обычной шиповкой. И никого это не испугало. А значит, Land Cruiser, следующий ход за тобой. Ты один из немногих внедорожников, кто ещё способен бесстрашно тягаться с природной стихией, оставаясь самим собой. Долгих лет!