Россия в Формуле-1: не только гонщики

Мы побывали на Гран-При России вместе с «Лабораторией Касперского» и Pirelli

В этом году Гран-При России успешно прошёл уже во второй раз и как-то очень быстро забылось о том, что говорили злые языки. Мол, это всё политика, о трассе и Сочи забудут и всё будет, как с Гран-При Южной Кореи, почившим в бозе. Но наш «Большой приз» показал — интерес к Формуле-1 у соотечественников отнюдь не ослабел. И речь не только о болельщиках, но и о партнёрах команд — в Сочи «Лаборатория Касперского» продлила контракт со Scuderia Ferrari ещё на 5 лет.

content image for: 58022

Да, «Лаборатория Касперского» — далеко не первая компания из России, которая задумалась о присутствии в Формуле-1. Поклонники «Королевских гонок» со стажем помнят, сколько шума было, когда в 2002 году команда Minardi объявила о контракте с «Газпромом», а тест-пилотом стал Сергей Злобин. Правда, дальше пары заездов дело не дошло, а, по слухам, Minardi не получила необходимого финансирования и контракт был разорван. Позже на машинах Minardi появились логотипы «СМП Банка», провайдеры сотовой связи МТС и Мегафон некоторое время были спонсорами Sauber и Renault, а в 2005-м на Красной площади с помпой прошла презентация нового «болида» команды Jordan, которую выкупил выходец из России Алекс Шнайдер и куда пригласил покрасоваться в жёлтом комбинезоне Романа Русинова, ныне выступающего в гонках на выносливость при поддержке бренда G-Drive.

content image for: 58022

Но то были «мыльные пузыри», а второй всплеск интереса со стороны российских компаний пришёлся на 2010 год, когда в Формуле-1 дебютировали Виталий Петров и фирма Marussia (тогда ещё в качестве спонсора Virgin Racing). Петрова кто только ни поддерживал — даже водочный бренд «Флагман», но после трёх сезонов Виталий покинул Формулу-1. Столько же продержалась и Marussia F1 Team, организованная на базе Virgin Racing. На фоне этих громких событий появлению «Лаборатории Касперского» в качестве партнёра Scuderia Ferrari уделяли не так много внимания, но факт остаётся фактом — только она оставалась российской компанией в Формуле-1, пока, наконец, в календаре не прописалась трасса в Сочи, а в кокпит Toro Rosso не сел Даниил Квят.

content image for: 58022

Можно было бы написать красивую историю, как Евгений Касперский, будучи ещё мальчишкой, фанател от быстрых разукрашенных «болидов» и борьбы колесо в колесо, но выяснилось, что до появления в паддоке он вообще слабо представлял себе мир «Королевских гонок». Ставка на Ferrari оказалась верной — прошло пять лет, и опыт сотрудничества обеими сторонами был признан успешным, поэтому компании объявили о продлении соглашения до 2021 года. Спонсорство уже давно переросло в полноценное партнерство: сейчас российская IT-компания обеспечивает полноценную защиту более чем двух тысяч рабочих мест сотрудников компании и ее спортивной команды, а также безопасность всего потока данных, пересылаемых из паддока Скудерии на завод в Маранелло. В Ferrari полностью довольны этим сотрудничеством.

Мне нравится, что мы с Ferrari смотрим в одну сторону, двигаемся к лидерству в своих областях. Партнерство двух сильных компаний дает синергетический эффект: аудитория у Формулы-1 действительно огромна, и нам приятно видеть, как пользователи выкладывают фото из других стран рядом с болидами с подписями про «Лабораторию Касперского».
Александр Моисеев
управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Европе и основатель проекта Kaspersky Motorsport

«Лабораторией Касперского» опыт тоже был признан удачным, партнёрство помогло улучшить позиции на европейском рынке, и для дальнейшего развития автоспортивного направления в 2015 году был создан отдельный проект Kaspersky Morosport. В рамках проекта компания занимается поддержкой молодых пилотов и участием фирменной команды в автогонках Blancpain Endurance Series. Так что Россия достаточно быстро наращивает свое присутствие в мировом автоспорте. И очень радует, что на болидах и комбинезонах появляются логотипы не только нефтегазовых гигантов, но и IT-компаний, уверенно конкурирующих на мировом рынке.

Чёрное золото

Пожалуй, именно так нужно называть шины Формулы-1 после возвращения в чемпионат компании Pirelli в качестве монопольного поставщика перед сезоном 2011 года. А всё потому, что итальянцы не побоялись сыграть по новым правилам — Международная автомобильная федерация (FIA) решила поднимать зрелищность гонок при помощи менее выносливых покрышек.

content image for: 58022

Поначалу Pirelli столкнулась с волной критики — командам и гонщикам было нелегко приспособиться к изменениям после нескольких лет на «вечных» Bridgestone. Но постепенно становилось ясно — ставка сыграла. Pirelli потихоньку адаптировала составы, их число увеличилось — четыре для сухого асфальта и два для мокрого. Плюс дополнительный комплект для пилотов, попавших в финал квалификационных сессий. И сейчас шинная лотерея стала одной из главных интриг Гран-При.

content image for: 58022

При чём тут Россия? В Pirelli есть и российский капитал — в прошлом году компания «Роснефть» получила 13% акций Pirelli, введя в состав Совета директоров своих представителей. И именно перед стартом Гран-При России президент Pirelli Марко Тронкетти Провера и глава FOM (Formula One Management) Берни Экклстоун подтвердили продление контракта, по которому итальянская компания остаётся монопольным поставщиком покрышек вплоть до 2019 года.

content image for: 58022

Pirelli рискнула и не прогадала — в последние пару лет шинникам удалось найти баланс между ресурсом и сцепными свойствами, а стратеги команд рискуют всё сильнее, пытаясь сократить число пит-стопов и буквально умоляя гонщиков беречь покрышки. Ярчайшие примеры, как ни странно, были продемонстрированы именно в Сочи — в прошлом году Нико Росберг (Mercedes AMG) переобулся на более жёсткий состав уже на первом круге гонки и... доехал на этом комплекте до самого финиша, заняв второе место!

content image for: 58022

Порадовал интригой и Гран-При России 2015 года, куда Pirelli привезла уже два самых мягких состава — Soft и SuperSoft. Серхио Перес из команды Force India переобулся на 12 круге в Soft и ближе к концу гонки соперникам окончательно стало ясно — второго пит-стопа у него не будет. Мексиканец держался на третьем месте и лишь на предпоследнем круге на совсем изношенных шинах упустил позицию на пьедестале почёта, пропустив вперёд Валттери Боттаса (Williams) и Кими Райкконена (Ferrari). Но спустя несколько поворотов два финна столкнулись и вернули Пересу подиум!

Нам очень приятно сообщить о заключении коммерческого соглашения с Берни Экклстоуном о нашем участии в Формуле 1 в 2017-2019 гг. За этим должно последовать официальное одобрение Международной автомобильной федерации (FIA). Мы проведём несколько дней тестов в Абу-Даби после гонки, чтобы поработать с самым мягким составом, использование которого допускается регламентом на сезон 2016 года, если команды и FIA примут эту поправку.
Пол Хэмбри
директор Pirelli Motorsport  

В Pirelli не собираются останавливаться на достигнутом — в 2016-м шинники хотят ввести пятый состав, который будет ещё мягче, чем SuperSoft. Не исключена и вероятность того, что командам разрешат выбирать один из двух обязательных к использованию составов на уик-энд — прежде оба «компаунда» назначала Pirelli. А, значит, сезон Формулы-1 2016 года может оказаться ещё интереснее! Увы, остальные российские компании пока не торопятся последовать примеру той же «Лаборатории Касперского» — сейчас для этого не лучшая политическая и экономическая ситуация. Но, возможно, успехи Даниила Квята и Гран-При России помогут расширить присутствие наших соотечественников в Формуле-1.

Вадим Гагарин