К тому же, на фоне вновь ослабевшего рубля многие производители начали повышать цены или отменять скидки. В общем, поводов для радости немного.
С формальной точки зрения, продажи автомобилей в сентябре сократились по сравнению с 2014 годом «всего» на 28,6% (весной было минус 40%). Однако не забывайте, что в сентябре прошлого года мы получили минус 20% по сравнению с успешным 2013 годом... Два года назад в первый осенний месяц было продано 246 895 автомобилей, а в этом всего 140 867 штук.
Продажи сентября не позволили существенно улучшить ни показатели рынка по отношению к прошлому году, ни прогноз на оставшиеся 3 месяца. Согласно последнему опросу членов АЕБ, прогноз на весь 2015 год остался практически без изменений на уровне 1,57 млн шт., включая пассажирские и легкие коммерческие автомобили, что на 37% меньше, чем в 2014 году.
Лидер российского рынка — Волжский автозавод — имел в сентябре поводы для радости. Наконец-то запущено производство новой Lada Vesta, которая способна вывести «АвтоВАЗ» на принципиально новый уровень. «Авто Mail.Ru», кстати, уже успел протестировать эту модель — подробности в материале «Серийная Lada Vesta: первые восторги и разочарования». Но пока дела у тольяттинцев идут неважно. То ли покупатели так ждут «Весту», что отказываются покупать другие машины. То ли у людей просто закончились деньги. Однако в сентябре спрос на Lada рухнул сразу на 41% — и это по сравнению с кризисным прошлым годом. А если сравнивать с 2013, то продажи Lada вообще упали в два раза (в сентябре 2013 было продано более 40 тыс. машин, а в этом лишь 21 тысяча). И, кстати, Lada Granta вновь не смогла возглавить список самых популярных моделей в стране — сейчас она лишь третья, пропустив вперед как Hyundai Solaris, так и Kia Rio.
Корейские компании, кстати, очень неплохо себя чувствуют на рынке. Благодаря политике сдерживания цен, они продолжают завоевывать долю на рынке. Если в прошлом году Hyundai имела 7,5%, а Kia 7,7%, то в 2015 году каждая из них обладает 10%. А если вспомнить, что обе эти фирмы входят в один концерн, то получается, что они контролируют 20% всего российского рынка! Для сравнения, у «АвтоВАЗа» сейчас 17,1%.
История кризиса в России
Также в пятерку самых популярных компаний в России входят Renault и Toyota. Но если первая имеет такие хорошие показатели лишь благодаря бюджетным Logan, Sandero и Duster, то у Toyota автомобили заметно дороже (причем внедорожник Land Cruiser Prado смог в сентябре войти в список самых популярных автомобилей в стране).
Среди компаний, которые показали самые «плохие» цифры, можно отметить SsangYong и Great Wall, продажи которых фактически остановились (меньше 200 машин в месяц), Jeep потерял 80% (137 авто), спрос на Subaru в сентябре сократился на 64% (412 шт.). Можно еще, конечно, упомянуть про Opel (-72%), но с ним все понятно — марка скоро вообще покинет российский рынок.
А вот Porsche чувствует себя прекрасно — 509 авто за месяц, плюс 119%. Отличную динамику показывает и отделение по продаже коммерческих Mercedes-Benz, (+54%), начали восстанавливаться продажи и китайских Geely (+30%). Отметим и идущий уже на 12 месте в общем зачете «УАЗ», который увеличил продажи в сентябре на 13%, а по итогам всего года на 8%. Вообще, в России сейчас наблюдается рост продаж полноприводных автомобилей: так, у ГАЗа, несмотря на общее падение рынка, продажи полноприводных моделей выросли на 4%.
В списке самых популярных моделей главная новость — это резкое падение спроса на Lada Granta. Ее продажи сократились вдвое! Зато набирает популярность универсал Largus, который стал четвертым.