Беспилотные автомобили, над созданием которых трудятся Google, Audi, Mercedes-Benz и даже КамАЗ, можно полностью обездвижить, заставив видеть несуществующие препятствия. И для этого даже не нужно взламывать компьютерную систему, как это недавно проделали с Jeep. Достаточно лазерной указки и примитивного электронного устройства. Серьезные прорехи в защите беспилотников обнаружил Джонатан Петит, старший научный сотрудник компании Security Innovation.
Главным органом чувств беспилотного автомобиля является лидар, который устанавливается на крышу машины. Это точный лазерный сканер, который, отправляет направленный луч к цели, а затем улавливает отраженное излучение, точно определяя расстояние до объекта, а также характеристики среды. Эта система и оказалась уязвима для обычной лазерной указки.
Петит записал сигналы, которые посылает и получает лидар Ibeo Lux, и обнаружил, что они никак не защищены. Позднее он просто использовал их же для того, чтобы убедить лидар в том, что прямо перед ним расположена машина, человек или стена. Единственная трудность заключалась в синхронизации работы лазера и лидара. Для этого понадобился генератор импульсов, который легко можно сделать из плат, находящихся в свободном доступе.
Я могу генерировать тысячи несуществующих объектов, и фактически проводить DoS-атаку на трекинговую систему так, чтобы она не смогла определять реальные объекты
Если устроить такую атаку на автомобиль на дороге, результатом может стать полная остановка машины. Петиту удавалось успешно «перегрузить» лидар нереальными объектами на расстоянии до 100 м и без точной фокусировки на приборе.