Если называть вещи своими именами, то Т-34 (наравне с «Калашниковым») — самый мощный и узнаваемый отечественный бренд. Легендарный танк, основа стального кулака Страны Советов. Когда «тридцатьчетвёрка» появилась — это был прорыв, всю остальную боевую бронетехнику мигом стали считать устаревшей. В том числе и бронированные автомобили. А с учётом того, что почти все они были брошены или погибли в окружениях и кровавых боях 1941 года, постепенно эта страница истории практически ушла в тень.
![](https://resizer.mail.ru/p/0841185f-9c1a-5de5-88c3-a0e32a962839/AQAB_EHwy_Chl0b5prfiAPa0ex1pU_1GkV83qUObZycUuT8hEdFFs1RbNTRn9aOWdu8PNqBGFssC2BAugRHhlSr2lmo.jpg)
О броневиках потом вспоминали в лучшем случае как о вспомогательном средстве — разведки и связи. Якобы вся их слава осталась далеко в прошлом, когда на поле боя главной ударной силой была конница. Огромное заблуждение. Даже к началу Второй мировой некоторые бронеавтомобили могли на равных бороться с любым танком мира, что доказали, например, сражения гражданской войны в Испании, на реке Халхин-Гол и озере Хасан. Это были настоящие монстры на колёсах. А делали их в нашей стране!
БА-И (1932 год)
Итак, на календаре — конец 1932 года. Молодой Советский Союз начинает приготовления к решающей схватке с проклятым европейским капитализмом. Армию собрать удалось — народу в стране после революционных экспериментов всё равно осталось много. А вот с техникой вышла промашка. Уже тогда наши полководцы поняли — без «огня и манёвра» воевать не получится, но где взять боевые машины? Промышленный потенциал Российской империи уничтожен бесповоротно, свои «пролетарские» комбинаты ещё толком не отстроили, танковые войска в зачаточном состоянии, а вражескую оборону рвать чем-то надо...
![](https://resizer.mail.ru/p/c2d61ad2-eb32-5bfb-949a-6cd83a453d23/AQABEvJkO05da3puGARxsAlJmOc7Na6ORnsBza0Q4rQNtWSH3OJtvSunb1j_3K0LgmahzKY4pX4KJ-89Ib8sPRpDa6c.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/502f94c5-7e3e-5181-a978-abdf0333fb5a/AQABqu-YLG9N0raxo2mcH3eCPufQAIKAI7VLk5dn7Z6op0d0OBhXaHbZaqXW0wLw6lML_QzE0VPYFgjNYN3oxxr7w4Y.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/56acad24-7df3-5f3f-bdae-82b218d61273/AQABjNOfeFQ3ViEc5_t3GivxlNARktUb2t_oJtprY-1ZfIAl1fTXhX8ZNqWkp2Qp8EFJ27IpvDEXbG-zOtShK00jJTM.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/d28deeea-95b5-5055-8161-e0a6fb8cdd2d/AQAB06qywSvLs0JHWxxpjWhXOZDaGBpC-kbOlrqEPO0ybsg-XwhcCzZNOJKesUTkI0zl23npM41TkMyHkmqO-w8zJ4Q.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/22875805-245a-5297-81eb-806a6a4bb1c5/AQABQmKjBZU1c-qZjg1k-VWxnE3OElgEW6BteCgOM0sSIGzT-vRfaL10aXjxxYEyur3wvdIcZTZaQGHcb2U7L8Tze-I.jpg)
В таких условиях на Ижорском заводе нашли простое и эффективное решение. На слегка усиленное шасси обычного трёхосного грузовика «Форд — Тимкен» (СССР тогда закупил в Америке комплектующие для сборки 1000 таких машин) поставили оригинальный бронированный корпус с вращающейся башней, по типу похожей на аналог от танка МС-1. Получилась довольно удачная быстроходная боевая машина с 37-мм пушкой и парой пулемётов. На тот момент этого было достаточно.
БА-3 (1934 год)
Забавно, но факт. Придуманный на скорую руку БА-И вдруг обставил большинство соперников по другую сторону баррикад! Немцы тогда боевые машины только начинали разрабатывать, а во всей Европе достойные танки имели разве что Англия, Италия и Франция.
![](https://resizer.mail.ru/p/dc2d44de-00c7-5464-8197-1b03932e370a/AQAB-fx8vAxmqgxMNz1pGYkn7pJFqAWq_ShMTn3N0pP8t3GkLyHR3sweHUv2OPe4Av7ee7otYzGIi_auNO2X0h5UB_k.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/3e87dee1-e340-5148-9c31-b873d8a3e5bf/AQABJBaVhZJJjijLcrlcwKCsxqBeHBYdqiHEc7Wn-YnseTqUj-CjRa5Zx2HBltqgkjlAYG5b1MK_zS5VLF_GvS6bBUE.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/92a001fe-751b-5aa7-bff5-35e8934bc5ad/AQABWBSpUf2HWIiZd2vZSlO1snPR4z8O5TM0NutI3x76gn4sJX9Qy-KUyYGx9mCxu3lBMSAPyMR-1PxexZ17n-VzjRQ.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/104e287b-4f48-5339-b6bd-2c0a45b6764e/AQAB2MTnmCo9YxulNGQfBJIP3t9hio81HJrsdRGWiAAF7w_UFxj2-tTsaO_DQuxJ47sQAdagZgYhbrAAFEfZPZmcb_w.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/bebb0209-36dd-517d-b515-7ed7210d2172/AQABdEjcfezK_QJ6y-RIE-TiFMrUAbVOicA8cnZuXwU0V7CWZuG2_tBYrjRFoaCeU9ybp-xsnK4TYv-iA4AU1-_4SRI.jpg)
Чтобы добиться с ними паритета, на Ижорском заводе решили модернизировать свой броневик. Обновлённый бронеавтомобиль получил обозначение БА-3 и башню от лёгкого танка Т-26 с могучей (по тем временам) 45-мм пушкой. На расстоянии до полукилометра её бронебойные снаряды проходили сквозь любую вражескую технику, как иголка сквозь ткань.
Кроме того, советские инженеры со временем при модернизации БА-3 устранили, пожалуй, самый главный недостаток бронеавтомобиля — пневматические шины. Точнее, заменили обычные покрышки на пулестойкие ГК, наполненные вспененной резиной. Сколько бы враг не дырявил такие колёса, машина всё равно сохраняла ход.
БА-6 (1936 год)
К середине 30-х годов компоновка советских пушечных бронеавтомобилей принципиально не изменилась. В этом просто не было необходимости. Ведь уже на самой первой серийной модели БА-И применили полностью сварной броневой корпус — передовое решение по тем временам. Правда, толщина листов составляла всего 8 мм. Этого хватало, чтобы надёжно прикрыть экипаж от пуль и осколков, но снарядам противостоять такая броня, разумеется, не могла. Впрочем, в быстроходный бронеавтомобиль врагу ещё надо было попасть...
![](https://resizer.mail.ru/p/44199d70-04d1-5126-9247-dae86e40f30f/AQAB6kRc5MBAqsg8928--W_uFWKTFKXNCcOS8oolmjhv3KPZaqJfjxevJ9lBGvDS6vCLK15lhor1bDGFDgFWHLfMssI.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/5f7819c8-d55e-57ed-adad-e526733ab3b9/AQABcAAGSwSvx5EnzdYbJ2owg4tOQpLI8yV-E1xTE4w4hGi1a0vZJ7g9otzyMAJ-zFKrFbittHMcWWUqf2p8iMjxU78.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/45271aae-94e5-5651-b25b-81eea59a53af/AQABNd9MoXpf4np3hC1CHAGXinBuFaNbsH8lz2PfhqDHn99aifxb4HbpcNjHF5RkeuwZFpsSyKgkh7jzamz4NCzvz24.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/363954d1-8c3e-5800-92c6-9b1f1767ca79/AQAB6ZlgJAoMQVoKgm7KsCB6bzNEiccteSNtKIj7K5MjU5BQRSlu7gLFvN7VOWoRtL-vof66_v0ozciSOuoTxUZVOMo.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/dc840729-ee75-5651-9d4c-c7da5931cc11/AQABGA2SnGBTNWAhgJfdE9cqLjfD1NB-YIWH6_ToZ0G77BMdyV_1ybQR5UwAViQj-9N6Htrn88uQhpGVzPk3n8GK_oQ.jpg)
А вот с шасси обнаружились проблемы — запасы деталей для «Форд-Тимкен» постепенно истощались, и потому бронеавтомобили стали переводить на отечественный аналог — ГАЗ-ААА. Выпуск этого грузовика как раз наладили в Горьком. Так на свет появился БА-6. Причём по боевым характеристикам он даже превзошёл своих предшественников, поскольку полностью советское шасси позволило сократить массу бронемашины почти на тонну без ущерба для надёжности и прочих качеств.
БА-10 (1938 год)
К 1938 году концепция советского пушечного автомобиля достигла апогея своего развития. БА-10 стал лучшей и самой массовой машиной своего класса — её тираж составил около 3,4 тысячи штук. При умелом управлении эта бронированная колёсная армада могла стать грозной силой как в нападении, так и в маневренной обороне. Тем более, что в оснащение многих броневиков этой модели входила радиостанция для связи с другими экипажами и командованием.
![](https://resizer.mail.ru/p/8b264e1f-ca17-5315-941e-5543b0773c35/AQABl7DwaU-AQR6ZP06e3t9AGM9kN0XXvdGGNBxM1mePWNvZX8RilUq80l3fdopltdVxwfTF8by4zyv6WBjMU8vD-60.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/9481ef29-2420-5500-a17e-71b3bfa2fa0c/AQABvPpQr-7dsxZdiz7j2a5btR9RGk0POubB0n09CvEF6I5UY8Mjbrdaq9HlRsHVWfzzlRarl5drlcqdaCXjCi_wNPU.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/5cd80346-6a2d-509a-8f07-55aee9a6a792/AQABkgf8CHIvJY1fA6q3mKXnRGmZImWEpYzewrnwWR8ccbmBDRo_K1qHEtqEOJJQpYUgUtRHyN4Pxmj_Y9jeJptHoj0.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/0c082f25-09fc-5114-8d61-c4ccdcad1ca0/AQABQlZHE3oJd8BBqbQujToPxDDqaR5T9f_ku5TFtDwEh7VUdq6dIgIdhsqoDDwaxjBowBhsLh8KueeYRGHomsB0u0U.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/a2925894-b8d3-5abc-be73-ddcff0375624/AQAB7wA_jRYMbXAXpg7JAeLsmkr8QLFvBxMgsTCAJpeEip90YncDD535zPaa1MV9RQLxadiEhVguWzBVgSZ1GnEn6pg.jpg)
От предшественников БА-10 также отличался усиленной подвеской с амортизаторами на передней оси, конической башней и повышенной защищённостью — толщина брони в критичных местах достигла 10 мм. В общем, обычным лёгким танком экипаж советской боевой машины было сложно напугать — они сражались на равных. А с учётом того, что гусеничные машины того времени ползали, словно черепахи, постоянно ломались и с огромным аппетитом потребляли горючее, на стороне БА-10, способного разогнаться на шоссе быстрее 50 км/ч и бывшего довольно простым и надёжным, было даже определённое преимущество.
БА-11 (1939 год)
И всё же к началу Второй мировой войны в СССР смогли построить ещё более грозную колёсную бронемашину. Этот восьмитонный исполин назывался БА-11. Пушка осталась прежней — 45-мм, зато толщина брони доходила до 13 мм, а обводы корпуса стали более рациональными. Благодаря наклонному расположению листов, он, в случае удачи, мог выдержать попадание даже снаряда малого калибра, который просто рикошетил от стенок.
![](https://resizer.mail.ru/p/fee9505a-c9a7-5408-9543-6b53b12597a4/AQAB2b8jMWj0U_GWliAJlBFK0muLCKsFnc_6jbyAG-jH41iF3NDijUAhTE_8qt8rx7cJvOBGsJ_mFSZh0WtgUHWEX4g.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/96099c5e-d1c0-52db-9d6e-2082a9089ec8/AQAB1hW5WXqGMtsY9qd_E_4weYPSkM59T_PDhk3v8EpJmBRdwvIdBvoMBjIMX3Pyw_8DcgAE1J8eUXYglxBwQFs2BS4.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/5cb2d3cd-017b-5b30-a508-63e09ba21824/AQABJ9TqzYqcykxbHAyJtl3XHegGlq1N6Kxd99Qw-r803GlCqot33BXeXjO6LsaPgG-IlAnyOJ2vuL6D_4NZ2bffpZw.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/80ff409f-1f12-5c4a-b07b-fe416b30837d/AQABjDCaXbaMVRXSJJImhGUH_rNWj5y37q2JWs2c7QC1rQ43GpnuYU7rN63-LgPi6QbdytTSXe-yP6qAJnJxuUaNz48.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/8281a201-1a6b-5579-a0de-f80e79b5ae92/AQABSgj7nipXlAvsqgms0LZw59qK7ctmVtRPJXq_sZgSz420j0EVu5ysVSfcSAipV8zKFzgpJ2rHk5_a-IoY9g1xG08.jpg)
Поскольку нагрузка на шасси выросла, его пришлось заменить. Выбор пал на укороченный вариант от трёхосного грузовика ЗИС-6. Причём на этот раз его серьёзно доработали — установили задний пост управления, силовой агрегат опустили вниз, а шестицилиндровый мотор форсировали почти до 100 л.с. («четвёрки» на прежних броневиках развивали всего лишь 40-50 сил). Зажигание для пущей надёжности было дублированным, электрооборудование — экранированным. Благодаря особой коробке передач, задним ходом машина могла идти почти с той же скоростью, что и вперёд. Иными словами, это был уже не просто вооружённый и защищённый грузовик, а скорее колёсный танк, который на шоссе мчал быстрее 60 км/ч.
Но, став быстрее на хорошей дороге, тяжёлый автомобиль оказался беспомощным на бездорожье. Удельное давление на грунт было так велико (почти в 7 раз выше, чем у, к примеру, танка Т-34), что даже съёмные гусеничные цепи «Оверолл», которые входили в комплект почти всех советских трёхосных броневиков для тележки ведущих колёс, не могли полностью решить проблему. Требовалось полноприводное шасси, а его не было... Да и с защищённостью вскоре возникли проблемы — к середине войны немецкие танки стали намного совершеннее.
БА-11 построили в количестве всего лишь 18 штук. И в итоге о пушечных броневиках в СССР забыли, сделав выбор в пользу лёгких танков на автомобильных агрегатах. Но 10 лет развития средних и тяжёлых бронемашин навсегда останутся тем временем, когда автомобилям не было равных как на дороге, так и на поле боя. Поэтому вспомним об этих забытых железных героях и людях, которые ими управляли, хотя бы сегодня, 31 августа. Ведь «завтра была война» — началась Вторая мировая...