Колесо, которое изобрел ветеринар

115 лет назад ирландский ветеринар Джон Бойд Данлоп получил патент на резиновую пневматическую шину для наземных экипажей, причем и на камеру, и на покрышку. Так колеса автомобиля получили «обувь», без которой машину сейчас трудно себе представить.
Первыми самодельными шинами Данлоп оснастил трехколесный велосипед своего 10-летнего сына. А в дальнейшем под этим именем стала развиваться одна из самых известных в мире компаний по производству пневматиков.

Данлоп был не первым, кто пришел к идее надувной шины. До него с 1812-го по 1847 год было выдано 311 патентов на схожие изобретения.

Кое-кто даже экспериментировал с пневматиками. Но дальше одного конкретного воплощения идеи дело не пошло. Самым заметным изобретателем оказался шотландец Р. У. Томпсон, который в 1845 году запатентовал и изготовил шину в виде резиновой трубки, обшитой кожаным чехлом. Но его конструкция оказалась неудачной с технологической точки зрения. Дальнейших экспериментов Томпсон не вел.


Данлопа ждали свои трудности. Одно дело – сделать пару шин для собственного сына, другое – организовать серийное производство со стабильным качеством изделий. Возникали проблемы с накачкой воздухом, пока инженером Шредером (к немецкому канцлеру отношения он не имеет) не был изобретен вентиль. Его конструкция с тех пор практически не изменилась. Потребовалось немало усилий со стороны инженеров и технологов, чтобы освоить массовый выпуск тонкостенных камер с одинаковой толщиной резинового слоя. Немало трудностей было связано с производством покрышек (поначалу они были гладкими, без рисунка) с завулканизированным текстильным кордом. Эта технология использовала опыт Д. Макинтоша, который не только изобрел метод изготовления прорезиненных плащей, но и в 1847 году тоже получил патент на пневматическую шину.


В отличие от предшественников Данлоп сумел организовать предпринимателей, которые учредили фирму. И уже в 1889 году в Дублине была организована компания The Pneumatic Tyre and Booth`s Cycle Agency Ltd. Впоследствии она переросла в Dunlop Rubber Co.

Производство началось с велосипедных шин. Двух- и трехколесные машины стали легче на ходу, езда перестала быть тряской, выросла скорость движения, и велосипедисты стали меньше уставать.

Многочисленные победы на велогонках спортсменов на шинах Dunlop сыграли решающую роль. На стыке XIX и XX веков пневматические шины прочно утвердились на колесах «конных экипажей», мотоциклов, автомобилей и даже аэропланов.


Компания Dunlop уже в первое десятилетие XX века вместо гладких покрышек производила шины с рисунком протектора, которые меньше скользили. Вскоре вместо клинчерных покрышек появились широко известные покрышки с бортовым кольцом.

Пятидесятые годы принесли бескамерные шины, а затем и конструкции с радиальным переплетением нитей корда – то, чем сейчас пользуются практически все автомобилисты.

Многие десятилетия марка Dunlop была тесно связана с автомобильным спортом. Вершиной достижений в этой области стали покрышки для установления абсолютного рекорда скорости. Оснащенный ими специальный автомобиль Railton Mobil Special с двумя моторами общей мощностью 2500 л. с. в сентябре 1947 года достиг скорости 634 км/ч. Его шины большого диаметра имели протектор толщиной всего 0,508 мм. Более толстый протектор, даже выполненный из самых высококачественных материалов, под действием чудовищных центробежных сил на высокой скорости неизбежно стал бы отслаиваться. Громадных успехов компания Dunlop достигла в 60–70-е годы при создании специальных шин для гоночных автомобилей «Формулы-1».


Сам Джон Бойд Данлоп скончался в октябре 1921 года в возрасте 82 лет. Он дожил до всемирного признания своих пионерских в шинном деле идей. На доме по Мэй-стрит в Дублине, где он жил, сейчас висит мемориальная доска. Она напоминает о человеке, который 115 лет назад получил патент на пригодную пневматическую шину, без которой невозможно сегодня представить ни один автомобиль.