Реквием по автомобильному изобилию

​Этой весной российский авторынок понес тяжелую утрату. Прекращены поставки сразу нескольких важных моделей. А анонсированные ранее новинки разворачиваются к России выхлопной трубой
Павел Ёлшин

Мы их хорошо знали, а некоторых даже любили. Да чего уж, сегодня мы о них будем говорить либо хорошо, либо ничего. Одни из них радовали россиян много лет, другие только собирались к нам прибыть, но теперь не доберутся. Перелистывая тест-драйвы предыдущих лет, сложно удержаться от печальных мыслей: многие модели, которые нам так нравились и которые мы рекомендовали нашим читателям, больше не имеют отношения к России.

2015-й стал первым годом на нашей памяти, когда ассортимент машин на российском рынке не расширяется, а сужается. Пока нет признаков дефицита, но о настоящем изобилии уже говорить сложно: многие интересные и даже знаковые для мирового автопрома модели теперь — не про нашу честь. Если вас устраивают Lada Granta и Hyundai Solaris, то беспокоиться пока не о чем. А вот если вы хотели чего-то особенного, то у нас для вас плохие новости.

Мы насчитали более 30 моделей, которых мы лишились в последнее время или лишимся в этом году. И это только первая партия «уходящих».

Гольф-класс

Картина меняется радикально: без таких бестселлеров, как Chevrolet Cruze и Opel Astra, которые вскоре уйдут вместе с остальной линейкой GM, гольф-класс в нашей стране начинает выглядеть по-другому. Эти модели являлись главными соперниками Ford Focus, Skoda Octavia, Toyota Corolla и так далее.

Марки Chevrolet и Opel стали жертвой новой стратегии концерна GM на российском рынке. Ее суть — забыть о России, как о страшном сне. Подробнее о непростой истории взаимоотношений GM и российского рынка — в нашем материале «Разгром и капитуляция. Почему Opel и Chevrolet сбежали из России?».

Еще один громкий уход — Mitsubishi Lancer, который тоже был в числе сильнейших игроков своего класса. Официально о том, что модель убрали с российского рынка, еще не объявлено, но в представительстве Mitsubishi Motors нам подтвердили, что российский импортер больше не размещает производственные заказы на эту модель, и дилеры распродают остатки прежних поставок. С большой долей вероятности можно предсказать, что возобновление поставок в этом году не предвидится и в следующем, видимо, тоже.

В свое время нам довелось прокатиться на «Лансере», обновленном специально для российского рынка, и даже пообщаться с президентом компании Mitsubishi Motors господином Осаму Масуко. Знать бы, что будет с рынком в 2015 году, совсем другие вопросы ему бы задавали. Подробности о той поездке в материале «Новый Lancer, президент и японские суши»

Honda Civic на российском рынке всегда чувствовала себя не очень хорошо — многовато за нее просили, но, на наш взгляд, она того стоила. Нынешнее — девятое — поколение японского бестселлера участвовало в нашем сравнительном тесте против Kia Cerato и победило «корейца» по всем статьям. Но больше российским покупателям не приходится выбирать между этими моделями. Весь автомобильный мир сейчас ждет новое — десятое — поколение японского бестселлера, которое будет представлено в сентябре во Франкфурте. Тем временем поставки девятой генерации к нам прекратились, и новинку мы тоже не увидим.

Гольф-класс стал редеть еще в прошлом году: нас покинул любимый многими седан Subaru Impreza (в продаже остались только спортивные WRX и WRX STI). Любители гольф-класса с полным приводом — забудьте, одним вариантом меньше. А их и было-то...

Кроссоверы

Ассортимент «паркетников» пока почти не отличается от прошлогоднего, но вот интересные новинки до нас в этом году не доберутся. Скажем, Mazda CX-3, ставшая одной из главных премьер автосалона в Лос-Анджелесе в 2014 году, к нам пока не собирается. И это при том, что «старшая сестра» — Mazda CX-5 — в прошлом году вошла в список бестселлеров своего класса на российском рынке, уступив только Тойоте RAV4 и Mitsubishi Outlander. Более компактная и доступная модель могла бы стать не менее востребованной, вступив в битву с Nissan Qashqai...

Всего полгода назад в российском представительстве GM нам подтверждали планы по выводу на рынок Chevrolet Tracker к лету 2015 года, и даже озвучивались идеи запустить производство в России, ведь он был одной из самых ожидаемых новинок этого сезона: публика распробовала миниатюрные кроссоверы, и соплатформенный Opel Mokka взял хороший старт, пробившись в прошлом году в Топ-5 своего класса. Tracker был бы не менее востребованным: он даже немного оттеснил бы «Мокку», будучи более доступным. Но, коль скоро марки Chevrolet и Opel нас покидают, «Трекера» нам не видать, да и «Мокку» он теперь утянет за собой. А также более крупные Opel Antara и Chevrolet Captiva.

Из крупных и недешевых кроссоверов две модели нас уже покинули. Еще в прошлом году прекратились поставки Subaru Tribeca, а недавно стало известно о потере Ford Edge. Он пришел к нам сравнительно недавно — в прошлом году стартовало производство модели в Елабуге. Но Edge разошелся тиражом лишь менее 1000 экземпляров. Подвели цены, взлетевшие почти до 2 млн рублей, и специфика нашего транспортного налога: при мощности в 288 л.с. за этот кроссовер приходилось платить 43 тыс. руб. в год. Обычно производители дефорсируют свои моторы для нашего рынка: если мощность 249 сил, то налог —18,6 тыс. руб. (приведены ставки для Москвы).

«Малыши»

Самая серьезная драма приключилась с миниатюрными импортными хэтчбеками: от нас они бегут поголовно. Доступные модели местной сборки пока держатся, но и тут не обошлось без серьезных потерь. Главная — седан Chevrolet Cobalt, уходящий вместе с остальными собратьями по концерну. Когда в 2013 году Cobalt вышел на российский рынок, за него просили всего от 444 тыс. рублей, благодаря чему он должен был стать достойной заменой сверхпопулярному Chevrolet Lacetti. Теперь у нас ни Lacetti, ни «Кобальта»...

Skoda Fabia. Новое поколение чешской малолитражки должно было прийти к нам в 2015 году — в этом мы были уверены осенью прошлого года, отправляясь на тест свежей генерации Skoda Fabia. Автомобиль понравился нам по всем параметрам, кроме цены, которая в свете падения рубля должна была превысить 800 тыс. рублей. Чехи, видимо, признали, что это не дело, и вообще заморозили планы выхода новой «Фабии» на российский рынок (местная сборка прошлого поколения была прекращена еще год назад). Все добрые слова об этой машине мы уже успели сказать. Кто пропустил — читайте материал «Skoda Fabia — когда деньги решают все».

«Не въездной» будет и Skoda Rapid в версии Spaceback, которая произвела на нас очень хорошее впечатление на дорогах Италии. Подробности — в статье «Бюджетно выделиться. Тест Skoda Rapid Spaceback». Судьбу новинки определила страна происхождения: если «обычный» Rapid выпускают у нас, то версия Spaceback должна была импортироваться из Чехии.

Новенькая Mazda 2 могла бы стать главной красавицей в сегменте малолитражек. Эффектный образ в духе «трешки», драйвовые повадки — подобных моделей не хватает на нашем рынке. Точнее, их толком и нет.

«Еще одна хорошая новость заключается в том, что новый Opel Corsa будет собираться в России!», — писали мы всего лишь полгода назад. С немецкой малолитражкой, которая недавно сменила поколение, ситуация, как с «Фабией»: в конце прошлого года мы ее тестировали, хвалили, а в начале 2015 году выяснилось, что уходящий с российского рынка GM «зарежет» эту машинку в первую очередь.

Компания Suzuki тоже первым делом пустила под нож самых маленьких: Suzuki Swift и Splash. Надо отметить, что миниатюрный Splash входил на нашем рынке в Топ-10 самых продаваемых моделей А-класса, но тут надо понимать, что этот сегмент в нашей стране чувствует себя особенно трудно. За прошлый год Splash разошелся тиражом всего в 229 экземпляров. Swift пришлось немногим лучше: 294 проданных машин. Надежд на российского покупателя у Suzuki осталось мало: теперь в модельном ряду — только кроссоверы.

Даже гораздо более популярный Chevrolet Spark оказался в числе тех, кто нас покидает. Год назад мы включили маленький Chevrolet в наш Топ-5 лучших моделей до 600 тыс. рублей. В особенности эту машину мы рекомендовали представительницам прекрасного пола. Теперь будем рекомендовать что-то другое. Spark был создан как замена устаревшего Daewoo Matiz и встал на тот же конвейер в Узбекистане. В последние годы они существовали на рынке параллельно. Но с наступлением кризиса узбекский автопром решил, что нам такое изобилие ни к чему. Допотопный Matiz остается, современный Spark покинул российский рынок в числе первых.

Opel Adam. Этой смешной маленькой машинке мы в свое время поставили диагноз — гаджетомания. Автомобиль создан для тех, кто не расстается со смартфоном и не может купить машину «как у всех», даже если речь идет о недорогой малолитражке. Теперь можно констатировать, что Adam, видимо, будет в России более редкой моделью, чем Ferrari или Rolls-Royce. И российские хипстеры, видимо, продолжат ездить на велосипедах, с тоской перечитывая наши материалы:

Модели D-класса

Автомобиль «семейного» класса (как иногда называют D-класс) — это выбор разума. В этом сегменте плохо приживаются выскочки, и в кризис они уходят первыми. Крупный хэтчбек Citroen DS5 всегда был на нашем рынке белой вороной, и в суровые времена столь оригинальным особям на рынке не место.

Аналогичная судьба постигла и седан Subaru Legacy. Полный привод и спортивный нрав выделяли его на фоне других машин D-класса, но в последние годы спрос держался на невысоком уровне. В год продавалось всего около полутора сотен машин. Звездами этого сезона станут новые Ford Mondeo и Volkswagen Passat. Конкурировать с ними японцы больше не намерены.

Что же касается концерна GM, он стал постепенно уходить из этого класса еще в прошлом году, убрав с рынка мало востребованные седаны Chevrolet Epica и Malibu. А скоро мы лишимся и Opel Insignia.

Минивэны

Однообъемники в нашей стране всегда страдали от недостатка спроса (в отличие от Европы), а в кризис он упал до такого низкого уровня, что автопроизводители начали в корне пересматривать свою стратегию. Например, Ford S-Max еще недавно производили в России на заводе Ford Sollers в Татарстане, но к настоящему моменту выпуск модели первого поколения завершен. Следующее поколение, дебютировавшее в прошлом году на Парижском салоне, мы не увидим. По крайней мере, в обозримом будущем продуктовая линейка марки Ford в России будет обходиться без этой модели.

Renault Scenic не пережил падения продаж: в прошлом году компания реализовала всего 324 штуки, в то время как, например, Pegeot 3008 продавался в четыре (!) раза лучше. Последний с нами остается, а Scenic — покинул рынок.

Само собой, все однообъемники концерна GM тоже развернулись на выход: Opel Meriva и Zafira, а также Chevrolet Orlando.

Спортивные модели и кабриолеты

Нишевые аппараты, созданные для «красивой жизни», пришлись не ко двору, когда продажи даже утилитарных автомобилей полетели в тартарары. Известно, что люксовые седаны и внедорожники во время кризиса всё еще остаются довольно востребованными, но вот двухдверки — а в особенности родстеры и кабриолеты — начинают покидать рынок. В январе, тестируя предсерийные родстеры Mazda MX-5 нового поколения в окрестностях Барселоны, мы знали, что в начале марта эта модель будет запущена в производство, однако планы поставок на российский рынок оказались туманными. Остатки машин прежнего поколения у российских дилеров закончились, и японцы взяли паузу. В кризис «автомобиль не для всех» по определению не может рассчитывать на рыночный успех, какой бы замечательной ни была новинка.

Тем, у кого бензин в крови, мы настоятельно рекомендуем познакомиться с этой моделью. Пусть не у дилеров, так хоть на наших страницах. См. материал «Тонна радости. Первый тест нового родстера Mazda MX-5».

Для марки Infiniti прошлый год оказался сравнительно успешным: продажи не только не упали, но и выросли на 3,5%. Однако этой весной спрос сократился сразу на треть, и перспективы не радужные. И российское представительство решило оставить в ассортименте только седаны, кроссоверы и внедорожники, ну а купе и кабриолеты Infiniti Q60 (до 2014 года она называлась G37) — это излишество.

В общем, не чокаясь!