Любят в России Мазду! За дизайн, за драйв и даже за экономичность — особенно после появления под капотами японских машин агрегатов серии Skyactiv. А потому к требованиям наших покупателей в штаб-квартире Mazda в Хиросиме прислушиваются — всё-таки, один из важнейших рынков. Так, в 2012 году именно в России дебютировал кроссовер CX-5, на Московском автосалоне была представлена новая Mazda 6, а годом спустя по многочисленным запросам появилась более мощная версия «шестёрки» с 2,5-литровым мотором, на которую теперь приходится 45% продаж всех Mazda 6. Эти две модели — самые популярные Mazda в стране, так что неудивительно, что при модернизации маздовцы учитывали накопленные за три года претензии наших соотечественников.
Удачную внешность радикально трогать не стали — добавили лишь несколько штрихов к динамичному «портрету». Чтобы увидеть различия с предшественниками, надо потратить пару минут и приглядеться. Mazda 6 получила чуть изменённую решётку радиатора, окантовку противотуманных фар, которые, как и головная оптика, теперь полностью светодиодные. Если раньше ксеноновые фары были «обучены» лишь автоматически переключаться с дальнего света на ближний при наличии встречного транспорта, то теперь система ALH, работающая по команде с камеры, видоизменяет световой пучок — выключаются только те светодиоды, которые могут ослепить водителей, а обочины остаются освещёнными.
Правда, «умные» фары доступны только для Mazda 6 и СХ-5 в богатой комплектации Supreme в опциональном комплексе с кучей других электронных помощников — системами контроля полосы движения, мониторинга мёртвых зон и предупредительного автоматического торможения при опасности столкновения (спереди и сзади). В российском представительстве отмечают, что пока подобные наборы не пользуются популярностью среди покупателей, но рассчитывают на положительную тенденцию. Тем более, средний возраст владельцев «шестёрок» и CX-5 становится чуть выше — на эти Мазды нынче обращает внимание не только молодёжь.
Не потому ли «мордашка» Мазды 6 стала чуть солиднее, респектабельнее? Тем удивительнее, что CX-5 после лёгкой «подтяжки лица» наоборот выглядит агрессивнее — у кроссовера также другая решётка радиатора, и более хищный «взгляд» головной оптики. Кроме того, «пятёрке» достались боковые зеркала с поворотниками и плавник антенны на крыше. Внутри метаморфозы серьёзнее — передняя панель Мазды 6 теперь заметно отличается от таковой в CX-5. Плюс слегка изменился приборный щиток (цифры, к сожалению, так и остались слишком мелкими), появился новый блок климат-контроля и электромеханический «ручник», который позволил добавить отделение для мелочей на центральном тоннеле.
Самое заметное изменение — 7-дюймовый дисплей мультимедийного комплекса MZD Connect, такого же, как на новом поколении Mazda 3. Функционал аналогичен — воспроизведение потокового аудио по Bluetooth, чтение SMS и электронной почты, онлайн-сервисы aha и Stitcher, а также навигационная система, умеющая прокладывать маршрут с учётом пробок. Как и в «трёшке» управляется MZD Connect с помощью шайбы на центральном тоннеле или нажатиями на экран (на скорости до 8 км/ч). А что эта кнопочка Sport слева от рычага автоматической коробки? Да неужели?
Ура! Сколько раз мы писали, что шестидиапазонная коробка Skyactiv-Drive работает хорошо и плавно, но ей не помешал бы спортивный режим. И наконец-то он появился. Алгоритм работы привычен — автомат сбрасывает одну ступень, обороты коленвала поднимаются, а потому машина становится отзывчивее. К тому же, в «Спорте» он активнее подтыкает пониженные передачи на торможении, а если ехать совсем шустро, то делает это с перегазовками. Есть и ручной режим, причём с «гоночной» схемой переключений — от себя «вниз», на себя «вверх». Японцы говорят, что так логичнее (и я с этим полностью согласен) — тело движется вперёд при торможении, поэтому толкать рычаг вперёд для перехода «вниз» намного проще. Но многие другие автопроизводители придерживаются обратной точки зрения.
В ходе модернизации и Mazda 6, и Mazda CX-5 обзавелись новыми амортизаторами и сайлент-блоками передних рычагов — целью было улучшение плавности хода (тут тоже не обошлось без запросов российских клиентов). С трещинами, заплатками и волнами подвеска справляется без нареканий — плотно, без раскачки. Кроме того, была улучшена шумоизоляция — заполнены пустоты в дверях, доработаны дверные уплотнители, покрытие на полу, а CX-5 получила более толстые задние стёкла. Но окончательно победить шумы от дороги и набегающего воздуха на высоких скоростях всё же не вышло — слышно и шины на шершавом асфальте, и свист ветра в зоне верхних кромок дверей.
Хорошо, что при обновлении Mazda 6 не потеряла свой бойцовский характер и приятную управляемость. Тяги 192-сильного мотора 2.5 хватает даже на горном серпантине, а траекторию «шестёрка» прописывает отменно. И неважно, затычная ли это шпилька или ходовой участок — большой седан точно и без задержек следует за рулём. Усилие на «баранке» невелико, но это не сбивает с толку. А система стабилизации DSC настолько здорово справляется со сносом передней оси, что при её отключении с непривычки начинаешь выскальзывать наружу в крутых поворотах. Жаль, что DSC излишне настойчиво опекает ведущие колёса и «душит» двигатель при любом намёке на пробуксовку.
Хотя это и не стало откровением, так как мы не раз тестировали «шестёрку»: сравнивали её в двухлитровой версии с седаном Honda Accord, а позже выкатывали Мазду 6 2.5 против «корейца» Kia Optima. И всегда Mazda 6 оказывалась зажигательнее конкурентов. Но и CX-5 не промах! Если от экспрессивного седана подсознательно ждёшь хорошей управляемости, то не всякий кроссовер может похвастать тем же. CX-5 так же уверенно справляется с дугами любой кривизны, а благодаря полному приводу на выходе из поворотов он даже предпочтительнее Мазды 6. И усилие на руле показалось чуть более натуральным. Это однозначно один из самых «драйверских» кроссоверов!
Но следите за тормозами — диаметр передних дисков у CX-5 такой же, как у Мазды 6 (297 мм), но кроссовер на 110 кг тяжелее седана, поэтому на горной дороге им приходится несладко. А ещё в CX-5 хочется немного «приглушить» мотор. Если в «шестёрке» громкий рокот 2,5-литрового мотора кажется уместным при атаке поворотов, то от CX-5 при всех её возможностях ждёшь тишины. Но выбор есть — дизель! Именно он идеально вписывается в характер CX-5 — 175-сильный агрегат уверенно тянет с самых низов (420 Н∙м доступны уже при 2000 об/мин), да и при активной езде его «голос» почти не проникает в салон.
Одна беда — Mazda CX-5 c дизелем обойдётся на 146 тысяч дороже кроссовера с двигателем 2.5 (1 736 000 рублей). Можно и не мечтать о том, чтобы «отбить» эту разницу на экономии топлива — бензиновые моторы также не страдают лишним аппетитом. Базовые версии значительно доступнее — переднеприводная Mazda CX-5 2.0 (150 л.с.) Drive с механикой стоит 1 180 000 рублей. Нужно четыре ведущих колеса? Готовьте 1 410 000 рублей за CX-5 в исполнении Active. Более мощные модификации предлагаются только с полным приводом и в насыщенных комплектациях по цене от 1,5 миллионов.
Чем могут похвастать соперники? Переднеприводная Mazda CX-5 Active с автоматом и двухзонным «климатом» предлагается за 1 310 000 рублей, но основной конкурент — Toyota RAV4 — обойдётся аж на 200 тысяч дороже! Правда, у «Рафика» в комплектации Комфорт Плюс (2.0, 150 л.с.) лучше оснащение. Ford Kuga Trend Plus (2.5, 150 л.с.) стоит от 1 369 000 рублей, а новичок российского рынка, кроссовер Nissan X-Trail (2.0, 144 л.с.), доступен по цене от 1 269 000 рублей, причём с полным приводом! И даже в кризис Mazda CX-5 выбралась на 4 место в сегменте и попала в список 25 самых популярных машин в России — с января по апрель было продано 5534 кроссовера.
С Маздой 6 ситуация сложнее — почти 2 тысячи седанов за тот же период. Причины кроются и в сокращении рыночной доли сегмента D+, и в дорогих полисах КАСКО — российский офис сетует на страховщиков, приводя статистику угонов, где в зоне риска находится именно предыдущее поколение «шестёрки», но компании не стремятся снижать тарифы. Впрочем, производство во Владивостоке позволило сохранить приемлемую цену. Mazda 6 2.0 с механикой стоит от 1 060 000 рублей, такая же комплектация Drive с автоматом обойдётся в 1 130 000 рублей, а за 192-сильный мотор нужно добавить ещё 140 тысяч.
Mazda 6 2.0 Active с автоматом, двухзонным «климатом», датчиками света и дождя и круиз-контролем стоит 1 180 000 рублей и это меньше, чем хотят, например, за новый Ford Mondeo Trend (2.5, 149 л.с.) по цене 1 229 000 рублей или Toyota Camry Стандарт (2.0, 150 л.с.), которая оценивается минимум в 1 295 000 рублей. Nissan Teana Elegance с вариатором предлагается по цене от 1 293 000 рублей, хотя у неё есть преимущество в мощности — 2,5-литровый двигатель выдаёт 173 «лошадки». А потому в представительстве не без оснований надеются, что обновление подтолкнёт спрос, как это же произошло, например, с той же Camry. В конце концов, вы же сами писали сценарий модернизации, не так ли?