Эксклюзив «Авто Mail.Ru»: первый тест новой Skoda Superb

Юрий Урюков
Проявить оригинальность можно по-разному. К примеру, посетить офис в гавайских шортах. А вот новый Superb решил выделиться широкой душой, умом и сообразительностью

— Непогода? Не переживайте, это часть программы. Ведь в каждом Superb теперь не один, а целых два фирменных зонтика! — стараясь перекричать свинцовую дробь ливня по крыше павильона, шутит глава марки Skoda доктор Винфрид Фаланд. Вместе с ним смеются другие важные персоны: топ-менеджеры и разработчики автомобиля. И это вовсе не выглядело наигранной сценкой. Искренний юмор скорее означал уверенность в своём детище. Никто же и правда заранее предположить не мог, что солнечную Тоскану накроет циклон именно в такой важный момент. Когда Superb третьего поколения будет держать здесь свой первый серьёзный экзамен у «комиссии» из нескольких избранных журналистов со всего мира. Любая оплошность — и всё, старт модели будет подпорчен.

А ведь ещё совсем недавно индустрия полнилась слухами о том, что концерн VAG собирается одёрнуть зарвавшуюся «Шкоду». Мол, чехи стали делать машины не хуже и не беднее самого «Фольксвагена», зато дешевле. Налицо нарушение внутренней субординации! К счастью, дальше сплетен дело, видимо, не пошло. И немцы не решились устраивать искусственную деградацию бюджетной марки. Во всяком случае, новый Superb говорит об обратном — круче автомобиля с эмблемой Skoda мир ещё не знал. Вот почему инженеры невозмутимо отвечали даже на самые неудобные вопросы, а маркетологи как раньше не опускали смущённо взор при упоминании Volkswagen Passat. Действительно, есть такая родственная машина, но мы-то сами с усами. Тот же Фаланд охотно подходил к журналистам и спрашивал — нравится? В этом вопросе не было заискивания и надежды на поддержку из вежливости. В словах главы компании звучало утверждение. И он, судя по всему, даже не допускал вероятности отрицательного ответа. В общем, разработчики явно гордились тем, что у них получилось.

Причём Skoda не пытается скрыть очевидные факты. Да, новый Superb построен на модульной фольксвагеновской платформе MQB. Как тот же Passat, Octavia и множество других моделей VAG. Но это не подчинение и диктат старшего, а скорее полноценное партнёрство. Совместная работа по сокращению расходов и оптимизации технологического процесса.

А дизайнеры во главе с Йозефом Кабаном, по их же собственному признанию, работали вообще почти независимо. И вот результат — если прежний Superb, на мой взгляд, выглядел несколько странно, то новый — просто красавец. Может быть, Mazda6 на вид ещё спортивнее и динамичнее, Toyota Camry или Nissan Teana — консервативнее и солиднее, но самобытная гранёная Skoda на их фоне теперь точно не затеряется. Хотя стиль, конечно, дело вкуса. Навязывать своё мнение не буду. Намекну лишь, что дьявол кроется в мелочах. Чего стоит, к примеру, узор в фарах и фонарях на манер классического богемского хрусталя...

Кстати, шкодовцы рассказали мне интересную байку. Якобы на автосалоне в Женеве, где Superb впервые предстал перед публикой, на их стенд пришёл знакомый коллега из премиальной немецкой марки и похвалил стилистов Skoda за... смелый концепт! И был немало сконфужен, когда узнал, что наблюдает серийный автомобиль.

Но модульная платформа даёт не только свободу творчества, унификацию, сокращение затрат и т.д. MQB также обеспечила доступ разработчиков Superb к самым современным электронным системам. Подробный перечень здесь приводить не имеет смысла — менеджер автосалона с удовольствием озвучит вам весь обширный список из более чем 20 позиций. Важнее другое. Первое — почти все ассистенты, наконец, будут доступны и в России. Второе — они реально работают, во всяком случае, за рубежом.

Понятное дело, что такие вещи, как, например, датчики контроля «мёртвых» зон, автопарковщик или активные биксеноновые фары, сегодня уже в порядке вещей на многих автомобилях. И этим никого не удивишь. Тем более мой коллега подробно рассказал о таких штучках в репортаже со статической презентации новинки.

Skoda сумела научить адекватно действовать и более сложные системы. В частности, интеллектуальный круиз-контроль. Он не просто поддерживает дистанцию до машины впереди, но делает это весьма деликатно и плавно, без резких торможений и разгонов. Superb не может сбить с толку даже резкое перестроение из ряда в ряд. Упёрлись в пробку? Seat back and relax! Электроника сначала сама остановит автомобиль, а затем станет двигать его в ритме потока. Да-да, у «Шкоды» появились зачатки автопилота!

Вот только почему снята галочка в меню помощников водителя напротив пункта Lane Assist? Жму кнопку, и Superb позволяет вообще убрать руки с руля. На спидометре 130 км/ч, а машина сама заходит в плавные повороты, держась в рамках заданной полосы. Причём не мечется влево-вправо в этом коридоре и не пищит истошно неприятным зуммером, а просто едет. Жаль, недолго — через пару километров автономного движения дисплей в комбинации приборов призывает снова взять управление на себя. Что поделать, безопасность — вдруг водителю стало дурно?

А вскоре я понял, почему человек, который ездил на этом Superb до меня, отключил такой крутой Lane Assist. Потому что в других ситуациях он мешает управлять! К примеру, хочешь объехать ямку, а электроника не даёт сместиться к краю полосы — руль активно сопротивляется повороту. Поэтому любителям «вышивать» на магистрали без поворотников придётся туго — усилие на «баранке» будет постоянно пульсировать. Хорошо хоть до 65 км/ч Lane Assist бездействует...

Впрочем, окончательные выводы делать пока рано. Уж слишком велика разница между итальянскими трассами даже в непогоду и российскими дорогами в идеальном летнем состоянии. Так что оценку электронного интеллекта Superb отложим до местного сравнительного теста с конкурентами.

Пока же поговорим о вещах, которые от географии тест-драйва не зависят. В первую очередь отмечу багажник. Он и раньше был гордостью Superb, а теперь так вообще стал гигантским. И пусть Skoda в целях экономии отказалась от интересной фишки — двойной пятой двери, горевать об этом придётся лишь составителям каталогов. Их жизнь снова превратится в рутину, ибо гадать о типе кузова чешской модели больше не надо. Лифтбек и точка. И не говорите, будто владельцу Superb теперь нечем удивить друзей. Поверьте, они и так поразятся тому, как крышка сама открывается «виртуальной педалью» — от бесконтактного датчика под бампером. А потом не поверят, что машина легко вмещает багаж четырёх человек, имея при этом под полом «взрослую» запаску и набор инструмента. Да и мелочь перевезти не проблема — множество крючков, петель и сеток не заставят одинокий пакет с продуктами бултыхаться словно в шейкере.

Примечательно даже то, как работают сервоприводы багажной двери. Почти бесшумно — гораздо тише, чем на той же «Октавии». То же самое можно сказать и о стеклоподъёмниках — они больше не жужжат, как шарниры у Робокопа. И здесь мы переходим к другому важному моменту. Уже в прошлом поколении Superb доказал, что ему нет равных в классе по запасу пространства для задних пассажиров. И всё же в полной мере стандартам бизнес-сегмента модель не соответствовала. Что толку, если можешь сидеть, закинув ногу за ногу, но из средств комфорта у тебя только часы и термометр? Это как жить в огромной квартире без мебели. Для такси сойдёт, а как быть чиновнику или предпринимателю?

В новом поколении машина стала ещё крупнее и вместительнее (разве что высокий центральный туннель опять мешает среднему пассажиру), однако уровень оснащения также подтянула. Правда, за каждую опцию наверняка придётся платить, и базовый Superb на втором ряду по-прежнему будет аскетичен. Но стоит только раскрыть кошелёк, и вот уже автомобиль порадует вас трёхзонным климат-контролем. Кстати, впервые на «Шкоде». Ещё немного доплаты — появятся шторки на окнах (жаль, только с ручным приводом). Звякнула новая монета в копилке автопроизводителя, и вы имеете розетку на 220В и USB-порт для зарядки и подключения гаджетов. А главная фишка новой «Шкоды» — портативный держатель для телефона или планшета. Пластиковая подвижная лапка-трансформер крепится на подголовник переднего кресла, либо вставляется в откидной центральный подлокотник. Скачиваете приложение Skoda Media Command, спариваете своё электронное устройство со штатной мультимедийкой и можете управлять с задних сидений музыкой или навигацией. Почти представительский уровень!

И это вовсе не значит, что за рулём должен находиться наёмный человек. В Superb царит демократичное равноправие. Спереди места тоже много, сидишь удобно, отделка не хуже, а развлечений даже больше. В различных меню можно копаться часами, экспериментируя с многочисленными настройками.

Есть среди них и такие, которые непосредственно влияют на ощущения от езды. Ведь Superb впервые получил адаптивное шасси DCC (Dynamic Chassis Control). И это, поверьте, не просто игрушка. Всё кристально ясно только с одним режимом — Eco. Степенно едем, следим за расходом, копим очки в игре на экономичность, а машина даёт нам советы, как сделать этот мир чуточку чище. Для тех же, кто комплекс вины перед окружающей средой не испытывает, предлагаются варианты Comfort, Sport, Normal и Individual. Первый вроде бы идеален для «повозки босса»: амортизаторы становятся мягче, руль расслабляется, коробка и мотор плавнее реагируют на газ. Но на деле эти настройки выдержат только самые крепкие парни, поскольку боковая и вертикальная раскачка заметно усиливается. Особенно — на втором ряду сидений. Sport не так требователен к вестибулярному аппарату, но в таком режиме подвеска начинает подбирать с дороги всякую мелочь. Вроде бы только что трасса казалась ровной, а теперь по ней словно рябь пробежала, как по глади озера. А вот Normal — это разумный компромисс. И не трясёт, и до морской болезни далеко. Разве что руль хотелось бы чуть потяжелее сделать, но для этого как раз и есть раздел Individual.

Резонный вопрос — а стоило ли шкодовцам заморачиваться с DCC, если оптимальные настройки всё равно одни? Пока сложно сказать, для этого надо попробовать все возможные варианты ходовой части. А их для Superb предусмотрели аж четыре. На тесте все машины были с адаптивной подвеской, но вообще покупатель может заказать обычное шасси, заниженное «спортивное», а также с пакетом для плохих дорог с увеличенным на 15 мм дорожным просветом (в обычном варианте — 148-149 мм) и усиленными стойками. К слову, многим российским автолюбителям этот самый ППД был ненавистен, поскольку от него страдала управляемость. Я рассказал об этом руководителю проекта Superb Роману Хавелке, и он заверил меня, что специально для России инженеры разрабатывают сочетание пакета для плохих дорог и адаптивных амортизаторов! Вот это будет интересно попробовать.

А пока можно сделать такой вывод — DCC реально даёт возможность, скажем так, выбрать ездовые оттенки: кому-то захочется серого, а кому-то белого. Главное, у Superb есть прочная основа — для своих габаритов и назначения лифтбек рулится замечательно. Полагаю, это не тот случай, когда стоит углубляться в оценку кренов или скольжений. Поэтому скажу так — лихо закрученный горный серпантин на такой машине не мучение, а радость. Вопрос только в том, какой под капотом силовой агрегат.

Для нового Superb заготовили восемь моторов: три дизеля и пять бензиновых мощностью от 120 до 280 л.с. Все — четырёхцилиндровые, с турбонаддувом, непосредственным или комбинированным впрыском топлива и системой «старт-стоп». Коробки передач — механика, либо робот DSG на шесть или семь передач. Какие сочетания попадут в Россию, пока не ясно. На данный момент ведутся разговоры о поставках к нам всей бензиновой линейки. Значит, с её представителя и начнём.

Сначала я попробовал 150-сильный 1.4 TSI — этот новый двигатель, по идее, должен заменить прежде самый популярный у нас 1,8-литровый агрегат схожей мощности. Правда, его брали, в основном, с DSG, а мне выделили машину с шестиступенчатой «ручкой». К ней, кстати, претензий вообще не возникло — сложно представить себе коробку с более чётким и короткоходным приводом. А вот от мотора я ждал большего. Свои функции он выполняет исправно, радует неплохой тягой внизу, но на верхах, после 4000 оборотов, киснет. Да и в целом разгоняет автомобиль натужно, словно из-под палки. Поэтому в заявленные 8,6 с до «сотни» как-то слабо верится. А уж как он поведёт себя в паре с трансмиссией 4×4, даже представлять не хочется. Зато в экономичности выигрыш бесспорный. Эта «четвёрка» умеет совершенно незаметно для водителя переходить в двухцилиндровый режим и потому становится мечтой рачительного хозяина.

Впрочем, двухлитровый турбодизель аналогичной мощности также может сочетаться с полным приводом, но обладает ещё более скромным аппетитом. Как по паспорту, так и в реальной жизни он тратит на литр-полтора меньше солярки, нежели 1.4 TSI - бензина. А едет при этом даже бодрее. И хорошо, что из всех дизелей именно этот имеет наибольшие шансы оказаться в России. Надеюсь только, версий на механике у нас не будет. До 2000 оборотов мотор как будто спит и всё время норовит заглохнуть, поэтому при старте с места приходится подгазовывать. А ещё он чаще напоминает о себе — нет, не вибрациями, но характерным рокотом. Впрочем, кому-то это наверняка понравится.

220-сильный бензиновый Superb с 2.0 TSI и безальтернативным шестиступенчатым роботом — другого поля ягода. Вот где настоящий взрывной характер! И это уже похоже на 7 с до 100 км/ч. На влажном асфальте стабилизация вынуждена гасить пробуксовку даже на третьей передаче. Приличное ускорение — почти во всём диапазоне оборотов, спину от кресла не оторвать. DSG работает проворно и практически без ошибок. Красота!

А вот так работает на Superb полуавтоматический замаскированный фаркоп. Он раскладывается, только когда надо тащить прицеп, а в остальное время не портит внешний вид автомобиля

После такого спектакля от топового Superb с форсированным до 280 сил двухлитровым мотором и полноприводной трансмиссией я ожидал сенсации. Но не получил её. Считайте меня ретроградом, но если прежний атмосферный 3.6 FSI (260 сил) разрывал пространство вообще бесцеремонно, то современный вариант подчёркнуто политкорректен. Муфта Haldex пятого поколения отбирает тягу на заднюю ось превентивно, поэтому заставить буксовать такой автомобиль — та ещё задачка. Мотор в целом тоже не сильно напрягается — бормочет себе на малых и средних оборотах, пока его как следует не пришпоришь... Всё это скрадывает ощущение динамики, лишь только смачные отсечки выхлопа при смене передач намекают на то, что по факту такой Superb и правда очень злой. Цифры характеристик, кстати, это подтверждают. Только агрессия запрятана где-то очень далеко, в глубине железной души, и напоказ не прёт. А может, таким и должен быть настоящий бизнес-класс? Не дерзким, но покладистым и сбалансированным?

ТЕХНИКА

Примерно так можно представить адаптивное шасси
DCC
. Правда, на видео не показано, что, помимо амортизаторов, электроника меняет настройки и других важных систем машины, вроде двигателя и коробки передач

ИСТОРИЯ

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ 2001 — 2008 годы

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ 2008 — 2015 годы

АЛЬТЕРНАТИВА

До российского рынка Superb третьего поколения доберётся осенью 2015 года. Поэтому неудивительно, что цены на новую модель представительство чешской марки пока не спешит раскрывать, опасаясь скачков курсов валют. Однако с основными соперниками маркетологи уже определились.

Так, например, Superb предстоит сражаться с корейскими седанами Hyundai i40 (135 — 178 л.с., от 994 900 рублей) и Kia Optima (150 — 180 л.с., от 1 099 900 рублей). Обе модели достаточно консервативны в плане техники, предлагаются исключительно с передним приводом, зато могут похвастать богатым оснащением и выгодной ценой.

Само собой, на прицеле у Skoda Superb новый Ford Mondeo (149 — 240 л.с., от 1 149 900 рублей), который «Авто Mail.Ru» только что протестировал — читайте статью «В погоню!». А также традиционные лидеры доступного бизнес-сегмента — Toyota Camry (150 — 249 л.с., от 1 295 000 рублей) и Nissan Teana (173 — 249 л.с., от 1 293 000 рублей). Подробности об этих моделях можно узнать из их сравнительного теста с покинувшим российский рынок седаном Honda Accord. Кстати, его место вполне может занять обновлённая Mazda6 (150 — 192 л.с., от 1 060 000 рублей) — вскоре на «Авто Mail.Ru» выйдет первый тест этой модели.

Подпишитесь на нас